Экономика Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема.

Работа содержит 1 файл

ekonomika kanada.docx

— 79.38 Кб (Скачать)

Послевоенные  годы.

Время после Второй мировой войны можно разделить на два периода. Первый из них, с 1945 по 1973, характеризовался бурным развитием канадской экономики, резким подъемом жизненного уровня, низким уровнем безработицы и стабильными ценами. Безработица в это время не превышала 4%, а инфляция - 2% в год. Заработная плата и прибыли увеличивались в среднем почти на 3% в год; росли и социальные выплаты, включая пособия многодетным семьям, пенсии, расходы на здравоохранение и пр. Годы после 1973, напротив, характеризовались растущей нестабильностью занятости, застывшими на одном уровне или падающими доходами и высокой степенью социальной неустойчивости. По официальным данным, относительное количество безработных составляло в среднем около 10% трудоспособного населения. В течение всего десятилетия 1973-1983 безработица сочеталась с высокими темпами инфляции, также достигавшими 10% в год. Всего с 1973 отмечены три крупных фазы спада производства - в 1974-1975, 1981-1982 и 1990-1993, причем каждая последующая была дольше предыдущей, и за каждой следовало медленное возвращение к исходному состоянию. Экономическая политика в период 1945-1973 покоилась на трех принципах: следование теории кейнсианства, принцип "государства всеобщего благосостояния" и соглашение с рабочими профсоюзами. После поразившей страну Великой депрессии и жестких принудительных мер военного времени федеральное правительство объявило о своем намерении обеспечить стабильный рост экономики и социальную защиту всему населению страны. В отличие от предшествовавшего периода, теперь снова основным фактором должны были стать свободный рынок и частное предпринимательство. Вмешательство же правительства сводилось к эпизодической поддержке отдельных предприятий и отраслей для стабильного роста, уменьшения безработицы и снижения инфляции. Соглашение предпринимателей с профсоюзами предусматривало право трудящихся вести переговоры о коллективных договорах и право на забастовки. В качестве дополнительной гарантии было установлено, что профсоюзные взносы могут вычитаться из заработной платы, причем в отличие от правил, существующих в США, вычеты производятся со всех работников подразделения, заключившего коллективный договор, независимо от того, состоят они в профсоюзе или нет. С другой стороны, теми же законодательными актами объявлялись незаконными забастовки во все время действия коллективного договора, а также любые забастовки солидарности и забастовки с политическими требованиями. Такой компромисс между рабочими и нанимателями открыл период относительного спокойствия в промышленности, который продолжался до середины 1960-х годов. За это время большинство крупных промышленных предприятий было включено в сферу деятельности профсоюзов, и к середине 1950-х годов в профсоюзах состояла примерно треть занятого населения (кроме населения, занятого в сфере сельского хозяйства). С конца 1960-х годов членством в профсоюзах была охвачена основная масса работников государственного сектора; в 1989 доля трудящихся, состоящих в профсоюзах, достигла максимального уровня - почти 40% рабочих и служащих были членами профсоюза. В 1995 37% трудящихся вне сельскохозяйственного сектора состояли в профсоюзах (для США эта цифра составляла всего 15%). Неудовлетворенный ("отложенный") спрос военных лет, послевоенный всплеск рождаемости, массовая иммиграция в страну и внутренние миграции населения из сельских местностей в города и из центральных районов городов в пригороды - все это создавало большой спрос на жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения и канализации, торговых центров, конторских зданий, фабрик, на производство автомобилей и различных товаров широкого потребления. Эти потребности вызвали новое строительство - как в государственном, так и в частном секторе - и приток инвестиций. Однако основным фактором, вызвавшим небывалый экономический подъем, был экспорт полезных ископаемых в США. Экспорт минерального сырья в США рос так быстро, что к 1956 составил 60% общего объема канадского экспорта (до Второй мировой войны он составлял всего 40%). Параллельно с ростом экспорта в США увеличивались и объемы прямых инвестиций США в добывающую промышленность Канады, в основном в добычу нефти и черных металлов, а также лесозаготовки. На эти первичные ресурсы приходилось почти 80% американских капиталовложений в 1946-1956. Это вызвало, в свою очередь, рост импорта американских товаров в Канаду. Среди крупнейших инвестиционных проектов послевоенных лет особенно выделяются два: создание глубоководного морского пути по р.Св. Лаврентия и строительство нефте- и газопроводов. Оба проекта требовали выделения федеральным правительством больших средств и государственного регулирования. Строительство судоходного канала, которое осуществлялось под эгидой государственной корпорации, помимо того, что оно давало возможность более дешевых перевозок зерна из степных провинций на зарубежные рынки, служило еще двум целям. Постройка каналов (вместе с плотинами) давала новый источник гидроэлектроэнергии, что имело особенное значение в то время, когда недостаток энергии ожидался и в центральной Канаде, и в штате Нью-Йорк; кроме того, этот путь облегчал доставку железной руды с богатейших месторождений Лабрадора на металлургические заводы области Великих озер, что было особенно важно, так как железорудные месторождения Месаби в штате Миннесота к тому времени были близки к истощению. Строительство нефтепроводов началось уже через несколько лет после того, как было открыто первое месторождение Ледюк в провинции Альберта. В середине 1950-х годов при финансовой поддержке государства был построен трансканадский газопровод. Для регулирования этой отрасли был создан Национальный совет по энергетике. В конце 1950-х годов экономический подъем начал было спадать, но вскоре возобновился. Большую роль в этом сыграл "Авто-Пакт" - соглашение о беспошлинной торговле автомобилями, подписанное Канадой и США в 1965. Как и во многих других отраслях производства, три автомобильных гиганта США, "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер", создали свои дочерние предприятия в Канаде; однако из-за высоких таможенных тарифов (17,5%) на этих предприятиях приходилось осуществлять полный производственный процесс по выпуску автомобилей. Таким образом, они находились в менее выгодном положении по сравнению с американскими заводами. Стоимость автомобилей, произведенных в Канаде, превышала стоимость аналогичных, но изготовленных в США, на 10%, и это при том, что заработная плата в Канаде была на 30% ниже. "Авто-Пакт" создал зону свободной торговли в пределах континента, что позволило канадским производителям выпускать новые модели для североамериканского рынка, а все остальные автомобили ввозить из США. Это соглашение содержало также определенные гарантии для канадских производителей запчастей и деталей и, кроме того, гарантировало определенный минимальный уровень производства для "Большой тройки" американских автомобилестроителей. Результаты соглашения последовали незамедлительно: производство автомобилей и запчастей сразу же начало расти и вскоре вышло на первое место, оставив позади продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Когда в стране стал чувствоваться спад производства, сопровождавшийся снижением прибылей и обострением борьбы за рынки сбыта, что было характерно для канадской и мировой экономики после 1960-х годов, канадские производители начали активно сокращать стоимость производства. При этом производство подверглось существенной перестройке, подобной которой не происходило со времени введения конвейерной сборки и научной организации труда. Была, в частности, проведена полная компьютеризация производственного и управленческого секторов, а также различных вспомогательных служб; наименее выгодные производства были закрыты или переведены в районы с более низким уровнем заработной платы; заимствовались некоторые приемы, используемые японскими производителями, а именно непрерывное совершенствование производственного процесса, контроль за качеством на всех этапах, бригадный метод и практика передачи менее выгодных операций субподрядчикам, в качестве которых выступали более мелкие компании, не охваченные профсоюзами и часто оффшорные. Уменьшение бюджета вынудило правительство провести подобную же реорганизацию и правительственных учреждений. В результате закрытия более тысячи предприятий и сокращения как в частном, так и государственном секторах число постоянных рабочих мест (с полным рабочим днем) между 1989 и 1995 уменьшилось почти на миллион. Большинство новых рабочих мест требуют неполного рабочего дня или являются временными. В рамках борьбы с экономическим спадом правительство проводило ряд мероприятий - были приватизированы многие издавна существовавшие государственные корпорации; снято правительственное регулирование транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора; проведены переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США в 1989 и заключен Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) в 1992 (вступил в силу с 1 января 1994). Организация производства. Экономика Канады основана на частном предпринимательстве (при наличии некоторого количества государственных и кооперативных предприятий) и ориентирована на рынок; в стране хорошо развита система социального обеспечения. Примерно одна пятая рабочих и служащих Канады занята в государственном секторе. Значительная роль государственных и кооперативных предприятий позволяла охарактеризовать канадскую экономику как основанную на смешанных формах собственности. Такое положение, впрочем, являлось скорее результатом случайного стечения обстоятельств, чем сознательного планирования. В 1990-е годы соотношение государственного и частного предпринимательства стало изменяться в результате проводившейся правительством политики приватизации и уменьшения регулирующей роли государства. Так, в 1995 правительство пошло на приватизацию железнодорожной компании "Канейдиан нэшнл рейлуэйз" (КНР), организовав широкую распродажу ее акций. Долгое время она являлась конкурентом частной корпорации "Канейдиан пасифик рейлуэй", однако последняя обладала рядом экономических преимуществ, так как КНР терпела убытки на обслуживании правительственных железнодорожных линий, построенных с целью экономического развития отдельных регионов. Усилению частного сектора способствовала передача в частные руки многих аэропортов местного значения. Одной из отличительных черт канадской экономики является конкуренция, действующая внутри как частного, так и государственного сектора, но особенно ярко проявляющаяся между предприятиями с различной формой собственности. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести соперничество между государственной авиационной компанией "Эйр Канада" и частной "Канейдиен эйрлайнз интернэшнл", причем и та и другая находятся под контролем государственного Управления воздушного транспорта и Транспортной комиссии. В области радио- и телевещания Си-Би-Си конкурирует с частными радиостанциями и телесетями, хотя все они находятся под контролем Канадской комиссии по радио и телевидению и телекоммуникациям. Предприятия, находящиеся в государственной собственности (т.н. "коронные корпорации"), управляются автономно и подотчетны федеральному парламенту, руководству провинций или городским советам. Они служат различным целям и были созданы по разным причинам. Некоторые из них создавались потому, что в то время государственное владение такими предприятиями считалось более соответствующим социальным и экономическим целям. К их числу относятся такие предприятия, как "Канейдиен бродкастинг корпорейшн", "Нэшнл филм борд", почтовая служба "Канада пост", авиационная компания "Эйр Канада", "Хлебная палата", финансовая "Бэнк оф Канада", Корпорация по атомной энергетике и "Петро-Канада", а также принадлежащие провинциям виноторговые магазины, игорные дома, лотереи и пр. Некоторые виды предприятий, являющиеся собственностью провинций, например гидроэлектростанции и телефонные станции, были созданы как альтернатива частным монополиям в этих областях; общественный транспорт находится в общественной собственности (на уровне провинций), поскольку является убыточным; наконец, в руках компаний, которыми владеют провинции, находится страхование автомобилей. Ряд корпораций, например железнодорожная "Канейдиен нэшнл рейлуэйз" и сталелитейная "Сидни стил корпорейшн", стали государственной собственностью после своего банкротства. Наконец, многие государственные корпорации были учреждены для выполнения регулирующих, консультативных, финансовых и административных функций. Начиная с середины 1980-х годов многие государственные корпорации были приватизированы. Другие, вследствие постепенного сокращения вмешательства государства в экономику, утратили прежние функции. Другой важной формой собственности в Канаде являются кооперативы, которых насчитывается более 10 тысяч. Они занимаются маркетингом, страхованием, банковским делом, жилищным строительством и розничной торговлей, оказывают медицинские услуги и помощь по уходу на дому; их оборот достигает 30 млрд. канадских долларов в год. Экономическая собственность в Канаде отличается высокой степенью концентрации. В 1988 там было 750 тыс. акционерных предприятий, работающих вне финансовой сферы. Из них 25 основных контролировали 1258 компаний, владели 41% всех средств и на их долю приходилось 27% всех прибылей. 8 из этих 25 были иностранными, а 3 принадлежали государству. Если взять 100 наиболее крупных корпораций, контролирующих 2561 компанию, то на их долю приходится 60% средств и 45% процентов дохода. Из них 39% являются иностранной собственностью и 7% принадлежат государству.

Национальный  продукт и доход.

В 1995 валовой национальный продукт (ВНП) в Канаде оценивался в 780 млрд. кан. долл., что соответствует 579 млрд. долл. США, т.е. около 20 300 долл. США в год на душу населения. Специальное исследование, проведенное под эгидой ООН в 1994 и охватившее 174 страны, включало определение для каждой из них комплексного показателя (Human Development Index), учитывающего средний душевой доход, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования; установлено, что по этому показателю Канада занимает первое место в мире. Распределение дохода в Канаде весьма неравномерно. По данным на 1993, доход беднейших 10% семей составляет 2,1% от общего дохода, тогда как на долю наиболее богатых 10% приходится 24%. Если условно разделить все семьи Канады на 5 групп (по 20% в каждой) и пронумеровать их в порядке увеличения доходов от 1 до 5, то у беднейшей пятой части семей (группа 1) заработки с учетом инфляции (включая заработную плату, оклады и проценты на вложенный капитал) составили в 1993 5325 кан. долл., что на треть меньше, чем в 1984. Однако различные выплаты, которые получает эта группа населения (пенсии, страховые выплаты по безработице, различные пособия), за это же время существенно выросли, а налоги остались почти на прежнем уровне. В результате средний чистый доход этих семей за период с 1984 по 1993 с учетом всех государственных выплат и налогов увеличился на 6,7% - с 16 441 до 17 541 кан. долл. Примерно в половине из этих семей группы 1 главой семьи является мать-одиночка. "Верхние" 40% канадских семей, относящиеся к наиболее обеспеченным (группы 4 и 5), увеличили за рассматриваемый период свой доход, но за вычетом налогов и с учетом меньшего объема социальных выплат чистый доход остался примерно на том же уровне. У семей с доходом среднего и ниже среднего уровня (группы 2 и 3, расположенные между беднейшими 20% и наиболее обеспеченными 40%) и заработки, и чистый доход уменьшились в 1993 по сравнению с 1984. Дифференцированного налогообложения и социальных выплат оказалось недостаточно, чтобы компенсировать снижение заработков. Чистый доход в группе 3 упал за период 1984-1993 в среднем на 3,6%, а в группе 2 - на 4,5%. В 1994 почти 5 млн. канадцев, 16,6% всего населения, жили ниже официального уровня бедности. Почти каждый пятый ребенок оказывался в этой категории.

Трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы Канады определяются как суммарная численность  граждан страны старше 15 лет, которые  имеют или ищут работу. В 1995 активные трудовые ресурсы Канады насчитывали 14,9 млн. человек, из которых 13,5 млн. имели работу, а 1,4 млн. были безработными. В числе работающих было 7,4 млн. мужчин и 6,1 млн. женщин. 11 млн. человек работали полный день, 2,5 млн. - неполный. В начале и середине 1990-х годов процент безработных по официальным данным превышал 10%. Общее число канадцев, оказавшихся на какое-либо время безработными в течение 1994, приблизилось к 4,6 млн. Почти половина рабочих мест, вновь созданных в Канаде между 1975 и 1995, предусматривала временную работу, работу с неполным рабочим днем или была связана с частной предпринимательской инициативой. В середине 1990-х годов более 4,2 млн. канадских рабочих и служащих были заняты неполный рабочий день или имели временную работу, не дающую права на пенсию или какие-либо льготы. Такова примерно треть всех рабочих мест в Канаде. Среди тех, кто занят полный рабочий день, 22% работает более 50 часов в неделю. Из тех, кто работает неполный день, 700 тыс. человек (по оценкам) работает в нескольких местах. Большинство занятых неполный день - женщины. У занятых полный день реальная заработная плата за период с 1976 по 1993 выросла на 16%, причем средняя заработная плата мужчин понижалась, а женщин - повышалась. В целом для Канады в этот период заработная плата в секторе обрабатывающей промышленности стала ниже, чем в США и других развитых странах. Такое относительное снижение в основном было обусловлено падением курса канадского доллара по отношению к доллару США, а также падением курса и того и другого по отношению к другим валютам. В 1995 в добывающем секторе (земледелие, горнодобывающая промышленность, лесная промышленность, рыболовство и энергетика) было занято 5% рабочей силы, тогда как в 1946 это количество составляло 29%. На долю сектора обрабатывающей промышленности и строительства приходился 21% всей рабочей силы вместо 31% в 1941. Значительное увеличение производительности труда в этих секторах высвободило работников, которым пришлось искать работу в быстро развивающемся секторе услуг. Между 1946 и 1995 количество занятых в этом секторе почти удвоилось - от 40% в 1946 до 74% в 1995. К сектору услуг относятся рабочие места на транспорте, в розничной торговле, в финансовой сфере и правительстве, а также в системах народного образования и здравоохранения. Между 1975 и 1995 в Канаде было создано 3,5 млн. рабочих мест; почти две трети из них - это работа для т.н. "белых воротничков" (управленческие должности, работа для квалифицированных специалистов, а также канцелярская работа, работа в торговле и в обслуживании). В абсолютном исчислении количество рабочих мест "синих воротничков" - рабочих, занятых в добывающей и обрабатывающей промышленности и строительстве, - мало изменилось за двадцать лет с 1975 по 1995. Однако количество рабочих мест для управленцев и специалистов за это время удвоилось и в 1991 превысило численность собственно рабочих. Численность занятых на канцелярской работе, в торговле и обслуживании выросла за тот же 20-летний период на одну треть. За пять лет (1990-1995) вследствие введения компьютеров было сокращено 222 тыс. канцелярских рабочих мест (примерно 10% их общего количества). За 20 лет (1975-1995) доля "синих воротничков" снизилась с 38% до 28%, доля "белых воротничков" увеличилась с 22% до 32%, а доля занятых на канцелярской работе, в торговле и обслуживании осталась на прежнем уровне - около 40% от общего количества рабочих мест в стране. В период с 1946 по 1995 трудовые ресурсы Канады утроились - от неполных 5 млн. почти до 15 млн. человек. Примерно две трети этого прироста в начале 1950-х годов были обусловлены наплывом в Канаду иммигрантов после Второй мировой войны (их количество за период 1946-1961 составило 2 млн. человек). Позднее стали проявляться последствия резкого увеличения рождаемости после войны ("бэби-бум"); кроме того, стали работать многие замужние женщины. Этот процесс начался в 1960-х годах и продолжал нарастать до экономического спада в 1990. В 1958 вне дома работала только одна замужняя женщины из пяти; в 1995 работали три замужние женщины из пяти. За то же время резко сократилось количество работающих мужчин старше 65 лет; устойчиво снижалось также количество работающих мужчин в возрастной группе старше 55 лет - от 75% в 1975 до 60% в 1995. Почти 80% новых рабочих мест, образовавшихся между 1976 и 1995, занимают женщины. Общим результатом проявления всех этих тенденций явилось увеличение доли женщин в рабочей силе Канады с 32% в 1967 до 45% в 1995.

Внешняя торговля и инвестиции.

Канадская экономика принадлежит  к числу самых открытых в мире. По объему торговли Канада (с учетом ее размера) сопоставима с наиболее крупными индустриальными странами. В 1995 она вывозила 37% всей произведенной продукции и ввозила более трети потребляемых продуктов. Основным торговым партнером Канады являются США, на долю которых приходится более 80% объема внешней торговли. Исторически сложилось так, что развитие экономики Канады контролировалось потребностями ее экспорта; вывозилось в основном сырье или продукты его переработки. Во второй половине 20 в. основными статьями экспорта стали нефть, природный газ, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, металлы и их руды, пшеница и другие зерновые, а также продукция пищевой промышленности. На долю всех этих товаров приходится примерно половины экспорта страны. После подписания в 1965 "Авто-Пакта" - соглашения с США о беспошлинной торговле - автомобили и запасные части к ним стали наиболее крупной отдельной статьей как экспорта, так и импорта. Объем экспорта в США резко вырос после 1989. Причинами этого явились значительный экономический подъем в США, падение курса канадского доллара, который стал котироваться примерно на 20% ниже доллара США, и развитие единой интегрированной системы прозводства в масштабах Североамериканского континента после подписания в 1989 канадско-американского соглашения о свободной торговле (КУФТА, по первым буквам английского названия). Фактически этот процесс интеграции в масштабах континента начался еще раньше, после подписания соглашения о беспошлинной торговле автомобилями, упоминавшегося выше, и вызванного этим ослабления таможенных барьеров. Ко времени подписания соглашения КУФТА 80% экспорта из Канады в США не облагалось пошлинами. Значение КУФТА и Североамериканского договора о свободной торговле (НАФТА) состояло в том, что они способствовали свободному переливу капитала; это означает, что были разработаны новые имущественные права для иностранных инвесторов и фирм, внедряющих новые технологии, распространение свободы торговли на сельское хозяйство и сферу обслуживания, а также введены некоторые правовые ограничения, касающиеся регулирующих функций правительств отдельных стран. Такая экономическая обстановка способствовала возрастанию регионализации экономики Канады, которая стала составной частью общего североамериканского рынка. Место традиционных экономических связей по линии "восток - запад", характерных для всей предшествующей истории Канады, заняли связи "север - юг". Сейчас только 20% канадской продукции продаются из одной провинции в другую, тогда как 27% вывозятся в США. Когда еще существовали таможенные барьеры, многонациональные корпорации США создали в Канаде филиалы своих заводов для выпуска товаров широкого потребления, предназначенных для канадского рынка, более выгодного, чем американский. Продукция этих дочерних предприятий не отличалась по качеству от продукции основных заводов в США, но поскольку здесь производились различные модели и объем производства каждой из них был не очень велик, достичь экономии не удавалось и себестоимость единицы продукции была существенно выше аналогичной продукции, произведенной в США. В 1960-х и 1970-х годах стали намечаться две критические ситуации, для разрешения которых предлагались самые разнообразные варианты. Некоторых сторонников сохранения целостной национальной экономики беспокоили такие последствия, как технологическая зависимость, засилье иностранного капитала и затруднения с экспортом продуктов национального производства. Эта группа считала необходимым, чтобы правительство производило отбор новых иностранных капиталовложений и оказывало поддержку такой стратегии развития хозяйства, при которой преимущества получили бы разработанные в Канаде технологии и предприятия, принадлежащие канадским предпринимателям. Другой вариант решения проблемы предлагался теми, кого волновала общая малая эффективность канадского сектора обрабатывающей промышленности; в качестве мер они предлагали всячески способствовать развитию свободной торговли в масштабах континента с тем, чтобы канадские предприятия производили определенную продукцию преимущественно на экспорт, а потребности канадского рынка удовлетворялись в основном за счет импорта. Хотя "экономические националисты" выиграли несколько раундов, для большинства канадских промышленников и политиков более приемлемой оказалась программа континентальной интеграции. Когда эта программа начала действовать и протекционистские тарифы были практически отменены, а курс валюты в результате жесткой монетаристской политики оказался завышенным, первые же годы нового режима оказались рекордными по количеству закрытых предприятий, так как многонациональные корпорации снабжали канадский рынок за счет незадействованных производственных мощностей в США. Только когда курс канадского доллара несколько понизился, создавая тем самым для некоторых отраслей американской промышленности зону с относительно низкой заработной платой, корпорации США начали переводить некоторые производственные операции в Канаду. В 1995 активное сальдо торгового баланса Канады составило 28 млрд. кан. долл., что было почти вдвое больше, чем в 1994. В том же году платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде вместе с дефицитом в поступлениях от морских перевозок, туризма и других статей составили 41 млрд. кан. долл. Обычно активное сальдо от торговли более чем компенсировало дефицит по туризму и платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде (главным образом в виде процентов по канадским ценным бумагам, принадлежащим иностранцам, и выплат дивидендов иностранным держателям акций). Дефицит на текущем счету погашался за счет долговременных иностранных капиталовложений. В начале 1990-х годов компании, принадлежащие иностранцам, контролировали 28% всех нефинансовых корпораций в Канаде, 52% капиталов, вложенных в обрабатывающую промышленности, и 43% капиталовложений в добывающую промышленность. Из 500 крупнейших компаний Канады более половины целиком принадлежат иностранцам и еще 20% частично находится в иностранном владении. Более 80% прямых иностранных инвестиций в Канаде приходятся на долю многонациональных корпораций США.

Финансы.

В 1995-1996 доходы федерального бюджета составили 145,5 млрд. кан. долл., из которых 45% приходилось на подоходные налоги с физических лиц. Из других источников поступлений следует отметить налоги на прибыль с корпораций, налоги на продажу, таможенные импортные пошлины и налоги на доходы от добычи нефти и газа. Федеральные расходы в 1995-1996 составили 177,7 млрд. кан. долл. Основными статьями расходов были социальные выплаты, обслуживание государственного долга, капиталовложения в экономику и расходы на оборону. Общая сумма государственного долга на 1994-1995 составляла 545,7 млрд. кан. долл., а выплаты процентов по нему - 42 млрд. кан. долл. в год. Доходы провинций, в 1994-1995 составили 159,6 млрд. кан. долл. Они складываются в основном из подоходных налогов и поступлений из федерального бюджета; последние играют особенно большую роль в бедных провинциях, составляя кое-где до половины всего бюджета провинции. Заметную часть составляют также налоги на продажу и выплаты по медицинскому страхованию. Общая сумма расходов провинций в 1994-1995 составляла 175,4 млрд. кан. долл.; в основном это расходы на здравоохранение и образование. Традиционно федеральное правительство примерно одну четверть поступлений из провинций и муниципальных округов направляет на зравоохранение, социальное обеспечение и образование. В бюджете 1994-1995 федеральное правительство урезало эти затраты примерно на 15%.

ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ  ЭКОНОМИКИ

В экономике Канады выделяются секторы добывающей промышленности и сельского хозяйства (resource industries), обрабатывающей промышленности и строительства и сфера обслуживания. К сектору добывающей промышленности и сельского хозяйства относится также лесное хозяйство, рыболовство и электроэнергетика. В 1994 на этот сектор приходилось 10,2% валового внутреннего продукта (ВВП) и 5% общего числа занятых. Обрабатывающая промышленность дает 18,4% ВВП и обеспечивает 16% занятости; для строительства эти величины составляют соответственно 5,2% и 5,4%. На долю сектора услуг приходится 66,2% ВВП и 73,6% занятых. Этот сектор включает транспорт, телекоммуникации, оптовую и розничную торговлю, финансы, страхование и недвижимость, отели, рестораны, развлечения, частные медицинские услуги и другие виды услуг; органы государственного управления; образование; государственную систему здравоохранения и пр. Приведенная выше статистика может быть интерпретирована таким образом, что Канада вступила в постиндустриальную стадию развития, или что ресурсы играют второстепенную роль в канадской экономике. Ни то, ни другое не верно. Многие виды деятельности, относящиеся к сектору услуг и дающие почти 60% дохода от этого сектора, напрямую зависят от спроса на эти услуги отраслей, занимающихся производством товаров. Остальные зависят от этих отраслей по крайней мере частично. И сам сектор добывающей промышленности, хотя и дает всего 10% ВВП, тесно связан как с обрабатывающей промышленностью, так и с сектором услуг. По оценкам, примерно половина ВВП Канады до сих пор прямо или косвенно связана со своей ресурсной базой. Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Со времени Второй мировой войны роль сельского хозяйства в экономике Канады постоянно снижается. В первые послевоенные годы сельскохозяйственная продукция составляла более 10% ВВП, к середине же 1990-х годов она упала ниже 2%, а количество ферм сократилось на две трети. В 1993 стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции превышала 20 млрд. кан. долл., а число занятых в фермерских хозяйствах составляло 442 тыс. человек. 40% всего экспорта составляло зерно, преимущественно пшеница, а еще 22% - скот и мясо; большая часть экспорта продовольственных товаров шла в США, Европу и Мексику. В 1991 средний размер фермы составлял 242 га - вдвое больше, чем в 1951. В степных провинциях - в прериях - площадь ферм чаще находилась в пределах 405-6070 га. Всего в Канаде насчитывалось 235 тыс. ферм, причем наиболее крупные, составлявшие примерно одну треть общего количества, давали почти 80% всей сельскохозяйственной продукции, поступающей на рынок. Средняя стоимость имущества фермеров в этой группе - 711 тыс. кан. долл., причем средний доход, получаемый с фермы составляет 242 тыс. кан. долл. в год, а дополнительный доход, получаемый от деятельности, не связанной с фермой, - 12,3 тыс. кан. долл. Средние по размеру фермы (также составляющие одну треть) поставляют 17,5% продукции; их средняя стоимость составляет 350 тыс. кан. долл., средний доход с фермы - 54,2 тыс. кан. долл. и дополнительный доход - 17,3 тыс. кан. долл. "Нижняя" треть ферм с ежегодной выручкой от продажи продукции 25 тыс. кан. долл. (объем продаж составляет 3,5% от общего объема сельхозпродуктов, поступающих на рынок). При средней стоимости одной фермы 241,8 тыс. кан. долл., доход составляет 11,7 тыс. кан. долл. в год, а доход от деятельности за пределами фермы - 27,6 тыс. кан. долл. Большую часть зерна поставляют провинции Саскачеван и Манитоба. В целом Канада дает 16% мировой продукции пшеницы. Основным районом скотоводства является Альберта; в Британской Колумбии развито выращивание овощей и фруктов, а также молочное животноводство; Онтарио и Квебек имеют комплексное сельское хозяйство, включающее птицеводство, молочное и мясное животноводство и товарное овощеводство; картофелеводство развито в провинциях Остров Принца Эдуарда и Нью-Брансуик; последняя известна также разведением скота, как и Новая Шотландия. В общем, доходы фермерских хозяйств складываются из продажи зерна (27%), продуктов мясного скотоводства (37%), молочных продуктов (16%), фруктов и овощей (3%) и птицы (5%). Монополия на покупку и продажу зерна в Степных провинциях имеет "Хлебная палата" Канады, учрежденная в 1930-е годы. Она устанавливает начальную цену на зерно и затем изменяет ее в зависимости от уровня цен на мировых рынках. Кроме нее, на рынках сельскохозяйственной продукции действует около сотни других торговых организаций.

Горнодобывающая промышленность. В 1994 стоимость добытого в Канаде минерального сырья составила 26 млрд. кан. долл.; общее количество рабочей силы, занятой в горнодобывающей промышленности, составило 338 тыс. человек. Наибольшую ценность представляет ископаемое топливо, особенно нефть и природный газ, на долю которых пришлось более двух третей от общей стоимости добычи. Следующими по важности являются металлы, стоимость которых составляет пятую часть от общей стоимости. Канада стоит на первом месте в мире по добыче цинка и урана, на втором месте - по добыче асбеста, никеля и калия, на четвертом месте - по добыче серебра и меди и на пятом - по добыче золота и свинца. 90% канадской нефти и газа добываются в штате Альберта, где в нефте- и газодобывающей промышленности занято до 40% рабочей силы. По обширной сети трубопроводов нефть транспортируется в основные нефтеперерабатывающие центры, расположенные в провинциях Онтарио и Квебек и на терминалы в США. Природный газ подается также по газопроводам на восток, запад и на юг. Угледобыча производится в Альберте, Саскачеване, Британской Колумбии и в Новой Шотландии. Месторождения металлов приурочены в основном к породам Канадского кристаллического щита. Поэтому основные районы добычи руд металлов находятся на п-ове Лабрадор, в провинциях Квебек и Онтарио, почти целиком находящихся в границах щита. Никель и медь добываются главным образом в Манитобе и Онтарио; полиметаллические руды, содержащие серебро, свинец и цинк, разрабатываются в Онтарио, на Северо-Западных территориях и в Нью-Брансуике; уран добывается в Онтарио и Саскачеване, а золото - в Онтарио, Квебеке и на Северо-Западных территориях. До начала 1980-х годов почти три четверти железной руды в стране добывалось на п-ове Лабрадор на границе провинций Квебек и Ньюфаундленд; позднее многие шахты были закрыты в связи с резким снижением производства стали в Северной Америке и Европе. Из неметаллических полезных ископаемых следует упомянуть асбест, который добывается почти исключительно в Квебеке, и калий, производство которого сосредоточено в Саскачеване.

Лесное хозяйство  и лесозаготовки.

На долю Канады приходится 10% всей площади лесов планеты. Лес  покрывает около 45% площади суши в границах Канады, причем более  половины этой площади представляют собой продуктивные леса, имеющие  промышленное значение. На протяжении более века лесопродукты представляли собой важнейшую статью канадского экспорта, причем главным рынком сбыта были США. Канада занимает первое место в мире по производству газетной бумаги, на втором месте по производству целлюлозы и древесной массы и на третьем - по производству пиломатериалов. В середине 1990-х годов в целлюлозно-бумажной промышленности работало более 240 тыс. человек. Производство целлюлозы дает 0,7% ВВП и 2,7% объема экспорта. В 1992 стоимость экспортированной целлюлозы и бумаги составила 21 млрд. кан. долл., стоимость пиломатериалов - 9 млрд. кан. долл., а непиленого леса - 8 млрд. кан. долл. 47% всех лесоматериалов производится в Британской Колумбии, 21% в Квебеке, 16% в Онтарио, 6% в Альберте и 5% в Нью-Брансуике. В середине 1990-х годов в стране функционировало 680 фабрик по производству бумажной массы (и связанных с ними предприятий), три четверти из которых размещались в провинциях Квебек и Онтарио, и 819 лесопильных заводов, две трети которых находились в Британской Колумбии. Четыре пятых лесов в Канаде являются собственностью провинций и сдаются правительствами последних в долгосрочную аренду многонациональным компаниям.

Информация о работе Экономика Канады