Экономика Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема.

Работа содержит 1 файл

ekonomika kanada.docx

— 79.38 Кб (Скачать)

КАНАДА. ЭКОНОМИКА

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады. Американский капитал господствует во всех ключевых отраслях хозяйства, за исключением финансовой сферы и земледелия. Вследствие этого экономика Канады крайне чувствительна ко всем изменениям, происходящим в экономике США. Для Канады характерна значительная региональная дифференциация. Южный Онтарио и Квебек наиболее индустриализованы, и там же расположены крупнейшие финансовые центры страны. Степные провинции (Манитоба, Саскачеван, Альберта) производят основной объем зерновых. Британская Колумбия дает основную продукцию лесопромышленности. В Альберте добываются почти вся нефть и природный газ Канады. В Северо-Западных территориях ведется разработка полезных ископаемых. Благодаря этим различиям, отдельные провинции различаются и по уровню благосостояния. Начиная с 1960-х годов в Канаде происходит экономический подъем. При этом растущая конкуренция и глобализация производства вынуждают компании закрывать промышленные предприятия, переводить их в другие районы и производить полное технологическое и организационное обновление. Эти изменения оказали значительное воздействие на состояние трудовых ресурсов Канады. Многие рабочие вынуждены были перейти на работу с неполным рабочим днем, временную работу или заняться мелким бизнесом. Отрицательно сказались новые времена и на программах социального обеспечения, которые гарантировали канадцам высокую степень социальной защиты. Начиная с середины 1980-х годов социальные программы были существенно урезаны, так как правительство отдавало приоритет сокращению бюджетного дефицита и повышению конкурентоспособности канадских предприятий; с этой целью, в частности, государство отказалось от вмешательства в деятельность частных предприятий и провело приватизацию многих государственных предприятий.

История экономического развития Канады.

До появления в Северной Америке европейцев жизнь коренного  населения современной Канады - индейцев и эскимосов - основывалась на охоте, рыбной ловле и собирательстве (дикого риса, ягод, орехов и пр.). Люди жили небольшими группами и вели кочевой образ  жизни. Мужчины охотились, ловили рыбу, изготавливали орудия из кости, дерева и камня. Женщины вели хозяйство  и растили детей, разделывали  и заготавливали мясо, обрабатывали шкуры и шили из них одежду, заготавливали  съедобные растения, готовили пищу.

Рыба и меха.

Первый наплыв европейцев к берегам Северной Америки был  вызван именно рыбными богатствами  прибрежных атлантических вод. Примерно с 1500 жители нескольких стран Европы начали ловить рыбу (главным образом  треску) у берегов Ньюфаундленда. В 17-18 вв. ведущее место в хозяйстве  колонии занимала торговля мехами, особенно бобровыми шкурами. Спрос  на них был связан с модой на мужские бобровые шапки в Западной Европе. Поставку мехов осуществляли две конкурировавшие между собой  системы, каждая из которых была тесно  связана соответственно с Францией и Англией. Сэмюэль де Шамплейн основал французскую колонию Новая Франция (Квебек) в 1608. К концу 17 в. усилиями французских торговцев, миссионеров и первопроходцев Новая Франция превратилась в обширную империю, связанную в единое целое системой рек и вытянутую на тысячи километров вдоль реки Св. Лаврентия - Великих озер и проникавшую в глубь континента далеко за пределы постоянных поселений. Торговлю вели компании, которым французский король даровал монопольное право на эти земли. Имея штаб-квартиры в Монреале, они поставляли товары для обмена и сбывали меха через своих агентов во Франции. Торговые агенты - скупщики путешествовали вверх и вниз по реке и сотрудничали с дружественными туземными племенами, охотничье искусство которых только и делало возможной всю эту торговлю. В Англии торговля велась в основном Компанией Гудзонова залива, которая получила от короля Карла II монополию на торговлю на обширных землях в северной части континента - от Лабрадора до подножья Скалистых гор и от Баффиновой Земли до верховьев р.Ред-Ривер (совр. штат Северная Дакота). Компания Гудзонова залива построила торговые посты и фактории, предпочитая ждать, когда индейцы сами придут к ним с товаром, а не пробиваться самим в неизвестные земли. После того, как Новая Франция оказалась под властью Англии в 1759-1760, французская система торговли перешла под контроль англо-американских, английских и шотландских купцов, которые образовали Северо-Западную компанию. Столкнувшись с конкуренцией, Компания Гудзонова залива вынуждена была посылать своих служащих в отдаленные районы, чтобы покупать меха непосредственно у охотников. После того как конкуренция между двумя компаниями, в которую оказались втянуты индейцы, привела в 1816 к вооруженному столкновению у поселения Ред-Ривер, компании были вынуждены объединиться, причем объединение произошло под флагом Компании Гудзонова залива. До начала 19 в. торговля мехами оставалась самым важным видом экономической деятельности в Канаде. Однако позднее ее значение начинает падать по мере того, как появляются новые быстро расширявшиеся отрасли хозяйства, а именно земледелие и лесная промышленность. К этому времени многие индейцы оставили традиционный образ жизни и стали охотиться с помощью ружей. Отчасти стремление индейцев обзавестись ружьями было связано с тем, что отдельные племена постоянно воевали между собой; их вражда еще более обострилась из-за конкуренции при сбыте мехов. К началу 19 в. было истреблено значительное количество лосей, карибу и бобров; к 1870 бизоны почти исчезли с лица земли.

Лес и пшеница.

К 1750 на территории британских колоний, которым предстояло стать  Соединенными Штатами, проживало около 2 млн. человек. Дальше к северу обитали  торговцы мехами и французские поселенцы, которых насчитывалось всего  не более 60 тыс. человек. Система управления этими колониями, основанная на положениях французского феодального права, не способствовала процветанию земледелия. При этой системе правительство  давало землю небольшому количеству крупных собственников, которые  в свою очередь давали наделы арендаторам. Одна только католическая церковь владела  примерно 25% всей земли. Бедные почвы, трудность  расчистки участков от леса, обременительная  арендная плата, а также то, что  торговля мехами представляла гораздо большие выгоды, - все это не способствовало притоку людей в сельское хозяйство. Массовое переселение в Канаду лоялистов в 1783 после Американской революции вызвало потребность в открытии и заселении новых земель. В 1806 во время блокады Великобритании Наполеоном британское правительство, лишенное возможности ввоза товаров и сырья с континента, было вынуждено ввести льготы для товаров, ввозимых из колоний. Это способствовало быстрому развитию экономики Канады; в результате, когда Великобритания начала склоняться к режиму свободной торговли и отмене преференциального режима по отношению к колониям, это лишь ненадолго замедлило экономическое развитие Канады. Все большее значение приобретала торговля с США, чему способствовал заключенный с этой страной в 1846 и остававшийся в силе около 20 лет "Договор о взаимности", в соответствии с которым обе страны взаимно отменяли таможенные пошлины на сырье и продукцию сельского хозяйства. В стране развивались транспортные системы. Строительство каналов с целью улучшить условия судоходства по р.Св. Лаврентия и Великим озерам, а затем и постройка железных дорог стимулировали развитие новых отраслей хозяйства, а также создавали внутренний рынок рабочей силы. Этот рынок заполнялся в основном за счет ирландских крестьян, которые покинули свою страну, спасаясь от голода. Однако в Канаде не хватало земли и работы для всех эмигрантов, и более половины из них в итоге вновь эмигрировали, на этот раз в США. Туда же отправилось и значительное количество франкоканадцев, которые не могли прокормиться на своих землях. Несмотря на это, население Канады быстро увеличивалось - от 60 тысяч в 1750 до 2,4 млн. человек в 1850. В Нью-Брансуике основой хозяйства стали лесозаготовки и лесопиление. В Новой Шотландии и Ньюфаундленде на первом месте стояло рыболовство; кроме того, в портовых городах Галифакс и Сент-Джон большое значение приобрело кораблестроение. Развивались также угледобыча, а в городах - различные ремесла. В Верхней Канаде (Онтарио), по преимуществу земледельческой провинции, лесозаготовки были чем-то второстепенным; совсем иначе обстояло дело в Квебеке, где уже в начале 19 в. на первое место в экспорте выходит лес, а не пушнина. Сельское хозяйство Верхней Канады развивалось по мере того, как фермеры осваивали плодородные земли южного Онтарио. После 1815 уменьшается приток иммигрантов из США, где к тому времени были открыты для освоения земли запада и подавлено сопротивление индейцев. Но иммиграция из Великобритании продолжается при поддержке британского правительства, опасавшегося перенаселения. Вскоре объем сельскохозяйственного производства начал превосходить потребности самой Верхней Канады, и излишки отправляются в Монреаль, для нужд Нижней Канады и на экспорт в Великобританию. Хотя к тому времени уже были построены некоторые дороги, зерно и другие объемные продукты перевозились главным образом водным путем. Для того, чтобы в полной мере использовать преимущества водной системы р.Св. Лаврентия - Великих озер, требовались значительные капиталовложения в постройку каналов; привлечь частный капитал в достаточном количестве не удалось, поэтому государству пришлось взять финансирование на себя. Таким образом еще в 19 в. было положено начало традиции непосредственного участия государственных средств в экономическом развитии Канады. Затраты на постройку должны были привести к осуществлению мечты крупнейших торговых домов Монреаля - прибрать к рукам всю торговлю не только канадской, но и американской пшеницей, вывозившейся в Великобританию, а также контролировать ввоз товаров из Великобритании на рынки Северной Америки. Однако к тому же стремились торговцы Нью-Йорка и Бостона, а средств у них было существенно больше. Вскоре они стали вкладывать свои капиталы и в постройку железных дорог Канады, что еще более упрочило их положение. Эра железных дорог и национальная политика. Активное строительство в 1850-е годы, когда было проложено около 2900 км железных дорог, привело к коренным изменениям структуры канадской экономики; страна вышла на новый уровень индустриализации и урбанизации, а отдельные районы оказались тесно связанными и включенными в национальную экономическую систему. До начала 1860-х годов больше половины экспорта из провинции Онтарио составляли зерно и мука, и они же давали основной доход более чем половине населения. Одновременно развивалось производство молочных продуктов, которое ко времени образования конфедерации в 1867 должно было даже превзойти по значению зерновое хозяйство. Истощение почвы и приток продуктов из Онтарио вызвали упадок сельского хозяйства в Квебеке, где лишь немногие фермеры могли позволить себе приобретение жаток и молотилок на конной тяге; в Онтарио же подобная сельскохозяйственная техника уже широко использовалась. Средний фермер в Онтарио выручал за свои товары в 3-5 раз больше, чем такой же фермер в Квебеке; в результате в Онтарио создался большой внутренний рынок для промышленной продукции. В отличие от процветающих городов Онтарио, соревновавшихся между собой в прокладке дорог и железнодорожных веток, дающих доступ в богатые сельскохозяйственные районы, в Квебеке города почти не развивались и многие жители этой провинции уходили в поисках заработка на фабрики Новой Англии (США). Железные дороги сыграли большую роль в создании новых отраслей промышленности, таких, как сталелитейное и сталепрокатное производство. В каждой из паровозно-ремонтных мастерских могло быть занято до 900 человек. Именно развитием этих и связанных с ними отраслей промышленности объясняется быстрый рост таких городов, как Гамильтон, Торонто, Монреаль, а также дальнейшее увеличение численности класса наемных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Новым отраслям требовались протекционистские тарифы, и они их получили уже в 1859. После Гражданской войны в США прекратилось действие взаимных льготных таможенных тарифов, и был принят новый курс т.н. "Национальной политики", имевший целью освоение новых земель на западе и преобразование нескольких британских колоний в Северной Америке в жизнеспособную Канадскую Конфедерацию. Предполагалось, что промышленники центральной Канады, которым будут предоставлены различные льготы, будут обеспечивать нужды фермеров западной Канады, а вся торговля между востоком и западом страны будет вестись канадскими торговцами и все товары будут перевозиться исключительно по канадским железным дорогам. Помимо протекционистских тарифов, Национальная политика включала еще три элемента. Первым было подписание акта о создании конфедерации (Акт о Британской Северной Америке 1867), в соответствии с которым провинции Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик получали единое центральное правительство и входили в экономический союз. В 1870 к ним присоединились Манитоба и Северо-Западные территории, в 1871 - Британская Колумбия, а в 1873 - Остров Принца Эдуарда. Вторым элементом Национальной политики была постройка Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая должна была создать единую транспортную систему от Атлантического до Тихого океана. Канадское правительство воспользовалось американским опытом и стало субсидировать постройку дороги, выдавая денежные ссуды железнодорожным компаниям и передавая им права на владение землей вдоль трассы, возмещая стоимость изыскательских работ, а также освобождая строительные компании от налогов и пошлин на ввозимые строительные материалы. Строительство этой железной дороги было завершено в 1885. Третьим элементом Национальной политики являлось заселение и освоение прерий и создание таким образом новых сельскохозяйственных земель в дополнение к уже заселенным землям Онтарио. Эти земли, находившиеся ранее под контролем Компании Гудзонова залива, были уступлены правительству в 1868, но их освоение задержалось из-за восстаний метисов (потомков французских торговцев пушниной и индианок) в 1869-1870 и 1885. Результаты Национальной политики заставили себя ждать довольно долго. В конце 1890-х годов начали расти цены на пшеницу, и на дальний запад Канады устремился поток переселенцев, включая многих иммигрантов из Северной и Восточной Европы. Именно этот "пшеничный бум" явился причиной резкого подъема экономики страны. К тому времени, когда Великая депрессия 1930-х годов положила конец "буму", экономика Канады была коренным образом преобразована.

Индустриализация.

В первые годы 20 в. происходит постепенное смещение центра экономической активности на запад Канады; этому способствовал продолжавшийся "пшеничный бум", открытие на западе и севере страны новых месторождений полезных ископаемых и "железнодорожная лихорадка". За 13 лет население страны выросло более чем на 3 млн., а иммиграция достигла максимума, составив в одном только 1912 более 400 тыс. человек. Количество ферм в степных провинциях выросло с 55 тыс. в 1901 до 200 тыс. в 1910; через Виннипег, ныне третий по числу жителей город в стране, продавалось больше пшеницы, чем через любой другой сельскохозяйственный центр в мире. Протяженность железных дорог более чем удвоилась после того, как были построены еще две трансконтинентальные линии; впрочем, вскоре стало ясно, что при существующем объеме перевозок они не выдерживают конкуренции. В 1922, когда одна из них была близка к банкротству, правительство выкупило у частных владельцев все железные дороги Канады и приняло на себя их долги; все они (за исключением Тихоокеанской, сохранявшей платежеспособность) были объединены в одной государственной монополии - Канадской национальной железнодорожной сети (Canadian National Railways). Этот исключительно быстрый и неконтролируемый рост истощал не только государственные средства. Фермеры Запада выступали с протестами против высоких железнодорожных тарифов на перевозку пшеницы, высоких цен за хранение зерна, установленных владельцами элеваторов, против Виннипегской хлебной биржи, банков, протекционистских тарифов (затруднявших ввоз сельскохозяйственной техники из США); они обвиняли правительство в том, что оно не заботится об интересах собственных граждан. Чтобы создать какую-то альтернативу частным компаниям, торгующим зерном, организации фермеров учредили в каждой из степных провинций собственные сбытовые организации - пшеничные пулы. В 1935 федеральное правительство было вынуждено пойти на создание Канадского управления по сбыту пшеницы (Canadian Wheat Board), государственной посреднической организации, в обязанности которой входила закупка пшеницы в степных провинциях и продажа ее на мировых рынках. К 1913 закончился период бурного развития сельского хозяйства в степных провинциях и огромных капиталовложений в строительство. Последующие годы, до 1929, были отмечены небольшими циклическими колебаниями в экономике. Этот период, однако, характеризовался возникновением новых факторов, стимулировавших развитие экономики. К их числу относится Первая мировая война, вызвавшая к жизни военную промышленность; развитие новых отраслей в лесной и горнодобывающей промышленности и электроэнергетике; и наконец - начало эры автомобилестроения. Период с 1900 по 1929 явился переломным в экономическом развитии Канады. Не в последнюю очередь это связано с тем, что США в этот период окончательно утвердились в Канаде как основной источник иностранных инвестиций и главный зарубежный торговый партнер - место, которое ранее занимала Великобритания. Особенно большие средства американские компании вкладывали в производство, связанное с разработкой природных ресурсов (причем большая часть полученной продукции вывозилась в США), и в новые отрасли, связанные с производством товаров массового потребления. Для американских компаний, вознамерившихся проникнуть на расширяющийся внутренний рынок Канады, оказалось более выгодным не ввозить готовые товары из США, а создать филиалы своих предприятий в Канаде. Кроме того, дочерние предприятия позволили им создать своего рода "перевалочную базу" для экспорта своей продукции в Великобританию, что оказывалось более выгодным благодаря существовавшему в Британском Содружестве режиму благоприятствования в торговле. Получение дешевой электроэнергии на гидроэлектростанциях создало возможности для быстрого развития горнодобывающей, алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности в северных районах провинций Квебек и Онтарио. В южном Онтарио электрификация позволила расширить существующие предприятия и создать несколько новых отраслей, включая химическую и фармацевтическую. Электричество стало обычной формой энергией, широко используемой на производстве и в быту. Общая мощность электростанций выросла с 200 000 л.с. в 1900 до 20 млн. л.с. в 1931. За десятилетие 1920-1930 объем капиталовложений в гидроэнергетику был больше, чем в отрасли, связанные с разработкой всех остальных природных ресурсов. Сначала в этом участвовал преимущественно частный капитал, но затем, уступая требованиям муниципалитетов и крупных промышленных потребителей энергии, правительство осуществило национализацию гидроэнергетических сооружений. Внутри самого сектора производства, связанного с переработкой природных ресурсов, наибольшие инвестиции привлекла целлюлозно-бумажная промышленность, чему в первую очередь способствовало необычайно бурное развитие газетной индустрии в США. С 1914 по 1929 объем печатной продукции (газет и журналов) увеличился в 6 раз. В горнодобывающей промышленности отмечался рост добычи руды некоторых металлов, как черных, так и цветных, применяющихся при производстве качественных сталей (медь, цинк, свинец, никель). Развитие обрабатывающей промышленности было связано с переработкой новых видов сырья; предприятия этого сектора занимались обработкой продукции горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, предназначенной на экспорт (например, древесина, целлюлоза, бумага, алюминий), а также выпуском изделий и технических устройств, использующихся в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности (сельхозтехника, стальной прокат для рельсов и пр.). Второе направление в этом секторе представляло производство товаров широкого потребления для растущего внутреннего рынка. В 1917 в Канаде было произведено 93 тыс. автомобилей; к 1929 их производство достигло 262 тыс., причем около 30% продавалось за границу. К концу 1920-х годов автомобиль прочно вошел в жизнь Канады; он изменил вид ее городов и обеспечил десятки тысяч людей работой на сборочных линиях, в производстве запасных частей, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания, а также на строительстве автомобильных дорог. В эти годы Канада уступала по объему производства автомобилей только США. Всего в этом секторе в 1920 было занято 600 тыс. человек, или около 17% трудоспособного населения. Хотя отдельные очаги промышленности существовали по всей стране, настоящим средоточием индустриализации была группа городов, расположенных почти по одной линии от Уинсора на юге Онтарио вдоль Великих озер и р.Св. Лаврентия до Монреаля. Большая часть новых капиталоемких и высокотехнологичных товаров производилась в Онтарио, тогда как в Квебеке размещались более трудоемкие производства потребительских товаров, таких, как одежда, ткани, обувь. В Приморских провинциях, когда-то процветавших благодаря Национальной политике и протекционистским тарифам, промышленность не выдержала конкуренции со стороны более крупных компаний центральной Канады. Права местных компаний в промышленных предприятиях, банках и железнодорожном транспорте были выкуплены центрально-канадскими фирмами, а сами предприятия были закрыты или преобразованы в региональные отделения этих фирм. За исключением сталеплавильных заводов в Новой Шотландии и предприятий бумажно-целлюлозной и шерстопрядильной промышленности в Нью-Брансуике, Приморские провинции вернулись к своим традиционным отраслям хозяйства.

Великая депрессия.

Великая депрессия 1930-х годов  тяжело сказалась на Канаде. Валовой  национальный продукт страны в интервале 1929-1933 снизился на 42%. В момент наибольшего спада производства около 30% трудоспособного населения страны стали безработными; каждый пятый канадец в это время жил на правительственное пособие. Восстановление хозяйства происходило медленно, с остановками, а резкое падение производства в 1937 практически свело на нет достигнутые к тому времени успехи. Даже в 1939 более 10% канадцев оставались без работы, а доходы фермеров не достигли и половины уровня 1928. Только после того, как в марте 1933 в США была введена в действие антикризисная программа Рузвельта, начался медленный подъем производства. Крах "пшеничной экономики" особенно сильно отразился на канадских железных дорогах, которые и были построены в основном для того, чтобы перевозить пшеницу на восток, а промышленные товары на запад. Зерна стало перевозиться меньше, а фермеры не могли позволить себе закупки товаров. В итоге объем перевозок падал настолько стремительно, что в добавление к уже существовавшим крупным долгам прибавились значительные ежегодные потери. Федеральное правительство, возглавлявшееся консерватором Ричардом Б.Беннеттом (1930-1935) и затем либералом Уильямом Л.К.Макензи (1935-1940), отказалось взять на себя полностью борьбу с безработицей и обеспечение нуждающихся пособиями, возложив эту обязанность на провинциальные и местные органы управления. Принятые последними меры были непродуманными, недостаточными и часто жестокими, а с финансовой точки зрения - несостоятельными.

Экономика в годы войны.

 Конец Великой депрессии  положила Вторая мировая война. К моменту вступления Канады в войну в 1939 уровень производства, хотя и значительно поднявшийся по сравнению с 1932-1933, все еще не достигал уровня 1919. Однако уже в 1941 рабочей силы стало не хватать. Война вызвала коренную перестройку экономики, открыв эру тяжелой промышленности и невиданного прежде государственного контроля над производством. В начале войны численность государственных (федеральных) служащих составляла всего 45 тыс. человек, более четверти из них занимались доставкой корреспонденции. Расходы федерального правительства составляли всего 9,2% валового национального продукта (ВНП), а доходы все еще поступали в основном от сбора таможенных пошлин. В годы войны число государственных служащих утроилось, а расходы возросли в 8 раз. Федеральное правительство взяло на себя функции управления экономикой, заменив свободный рынок центральным планированием. С этой целью был введен правительственный контроль над заработной платой и ценами, а также над распределением; правительственные ведомства контролировали перевод предприятий горнодобывающией и тяжелой промышленности на военные рельсы, вели учет стратегических материалов; компаниям, заключавшим контракты на поставку военной техники и боеприпасов, предоставлялись государственные субсидии; строились новые государственные предприятия и развивались совершенно новые отрасли промышленности. Правительственный контроль над распределением людских ресурсов привел к тому, что 26% трудоспособного населения работало в промышленности (преимущественно оборонной и обслуживающей военные нужды). Больше половины рабочих мест в этих отраслях размещалось в Торонто и Монреале; кроме того, развивалось сельское хозяйство на западе и лесная промышленность в Приморских провинциях.

Информация о работе Экономика Канады