Экономика Исландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

США остаются главнейшим военно-стратегическим партнером Исландии. При этом партнерство двух стран в военно-политической и оборонной областях в последние два года претерпело существенные изменения. В соответствии с Договором 1951г. США гарантируют оказание исландской стороне помощи вооруженными силами в случае непосредственной военной угрозы островной республике, не имеющей собственной армии. Вашингтон неоднократно

Работа содержит 1 файл

Исландия.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

По вопросам борьбы с климатическими изменениями исландская сторона исходит из того, что они должны оставаться среди центральных тем в повестке дня, и основные усилия должны быть направлены на сокращение выбросов парниковых газов, сохранение морских биоресурсов, защиту среды Мирового океана, внедрение новых технологий. Исландцы осуществляют исследования, связанные с возможностью закачки углекислого газа в базальтовые породы и на морское дно.

В северо-западном секторе Атлантики Исландия, Норвегия, Фарерские о-ва и Гренландия тесно взаимодействуют в рамках Организации сотрудничества северных стран в Атлантическом океане (NORA). Основным вопросом, обсуждаемым в данной структуре, является рациональное использование транспортного потенциала и управление ресурсами моря. По данной тематике также проводятся постоянные межпарламентские консультации с участием представителей Исландии, Гренландии и Фарерских о-вов.

Сотрудничество с Россией и странами Прибалтики занимает особое место в деятельности Северного Совета. На эти цели ежегодно выделяется до 20% бюджетных средств Совета министров северных стран. Взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: укрепление демократических свобод, обеспечение и защита прав человека, развитие гражданского общества, борьба с торговлей людьми, распространением наркотических средств, организованной преступностью и коррупцией.

Исландия проявляет активность в деятельности Северного совета по развитию неправительственных организаций на Северо-Западе России, поддержке малочисленных коренных народов.

Исландия акцентирует внимание на сотрудничестве североевропейских стран в тендерных вопросах. Подчеркивается, что для достижения равноправного положения мужчин и женщин необходимо проводить всеобъемлющую политику в этой области. Тендерная тематика так или иначе затрагиваются практически во всех проектах, осуществляющихся в рамках Северного совета. В последние годы особый упор делается на активное включение представителей иммигрантской среды в программы, посвященные равноправию.

В области социальной политики осуществляются проекты, направленные на оказание помощи пенсионерам, инвалидам, иммигрантским общинам. Ведется разработка общей стратегии в области политики по контролю за продажей крепких алкогольных напитков.

Большое внимание уделяется темам развития науки и образования. Под эгидой Северного совета функционирует Североевропейский центр инновационных исследований. В регионе созданы специальные научно-исследовательские центры, занимающиеся работой в таких областях, как климатические изменения и молекулярная медицина. Исландцы отмечают наличие собственных значительных наработок в сфере генной инженерии. Активно обсуждаются возможности проведения дальнейших исследований в сфере биотехнологий.

В странах-членах Северного совета осуществляются программы межвузовского обмена. Существует соглашение об обмене учащимися гимназий. Поощряется получение послевузовского образования.

Основным проектом в образовательной сфере является программа «Нордплюс», осуществляемая под эгидой Совета министров северных стран, которая охватывает все ступени образовательного процесса. С 2008г. в программе «Нордплюс» участвуют Латвия, Литва и Эстония. Планируется подключение к ней северо-западных регионов России.

Исландия стремится активно участвовать в культурном сотрудничестве североевропейских стран, которое сейчас охватывает культурные обмены, организацию гастролей и выставок, проведение тематических «круглых столов» с участием экспертов. В Исландии, Гренландии, на Фарерских о-вах созданы «Северные дома», являющиеся центрами культурных связей с остальными членами Северного совета.

Большое внимание в Исландии и других североевропейских странах привлек к себе проект Североевропейского культурного фонда по переводу 40 исландских саг на шведский, датский и норвежский языки. Подчеркивается, что данные произведения являются общим культурным достоянием всех северных стран.

Исландия оценивает сотрудничество в Северном совете как успешное, перспективное и отвечающее интересам всех стран региона. По мнению представителей исландского внешнеполитического ведомства, оно является важным фактором укрепления межгосударственных связей с соседними государствами и позволяет им выступать с общих позиций на международной арене.

Исландия отводит особое место тендерной проблематике в своей внешнеполитической деятельности. По определению министра иностранных дел и внешней торговли страны И.С.Гисладоттир, «женщины являются главным национальным достоянием Исландии». Активно продвигается тезис о необходимости обеспечить постоянное участие женщин, особенно в развивающихся странах, в решении ключевых актуальных вопросов. Тендерные темы постоянно затрагиваются в ходе международных контактов руководителей внешнеполитического ведомства страны, а также внутри самой Исландии. Представители страны настойчиво поднимают эти темы на международных форумах.

Главным ориентиром и основой деятельности исландской дипломатии в данной сфере является резолюция СБ ООН №1325, посвященная положению и роли женщин в вопросах мира и безопасности. По исландским оценкам, резолюция явилась важной исторической вехой, поскольку СБ ООН впервые официально признал особое положение женщин в вопросах конфликтного и постконфликтного урегулирования и миротворческой деятельности. Во внешнеполитическом докладе в исландском парламенте альтинге 8 апр. с. г. И.С.Гисладоттир выделила значение этого документа для внешнеполитического курса Исландии

В Рейкьявике подчеркнуто экспонируется тот факт, что Исландия, наряду с такими странами, как Великобритания и Канада, вошла в «группу друзей резолюции №1325». В 2007г. были проведены консультации с различными НПО, представителями академических кругов и структур Северного Совета, итогом которых явилось принятие плана действий Исландии по выполнению положений этой резолюции. Планируется, что каждые три года МИД Исландии будет публиковать отчет о проделанной работе в данной сфере и совместно с экспертами выдвигать соображения по обновлению плана действий.

Сам план действий отражает традиционные приоритеты внешней политики Исландии: уважение прав человека, активное и всестороннее содействие международному развитию, мирное разрешение конфликтов.

Главный тезис плана действий – это вовлечение женщин в разработку, исполнение и оценку проектов в таких областях, как безопасность, миротворчество, миростроительство и устойчивое развитие. Исландия обязуется проводить активную работу по содействию избранию женщин на посты руководителей международных организаций, миротворческих контингентов. Особо выделяется значение участия женщин в переговорном процессе. Исландские власти декларировали готовность оказать финансовую поддержку всех проектов, которые непосредственно связаны с осуществлением положений резолюции №1325, предоставлять равные возможности мужчинам и женщинам участвовать в миротворческих и миростроительных операциях, которые курирует подразделение МИД Департамент кризисного реагирования (ДКР).

В тендерной проблематике большое внимание уделяется обеспечению экономической независимости женщин, в т.ч. в рамках проектов по содействию международному развитию и миротворческих операций. Для специалистов, привлекаемых ДКР, и сотрудников МИД Исландии проводятся брифинги, на которых разъясняются аспекты тендерной ситуации в районах осуществления исландских проектов.

Отдельно выделяется положение, согласно которому исландским миротворцам категорически запрещено вступать в интимные контакты с местным населением во время выполнения своих служебных обязанностей в ходе миссии, а также допускать оскорбления и дискриминацию по половому признаку. Данные положения содержатся в правилах поведения специалистов, привлекаемых по линии ДКР (ст. 12).

Согласно плану действий исследования и оценки экспертов, касающиеся тендерных аспектов внешней политики Исландии, имеют важное значение для практической деятельности МИД страны. Исландское правительство всецело поддерживает подобную деятельность. Исландский МИД также привлекает к совместной работе в этой области Институт международных отношений Университета Исландии.

Институт оборонных исследований Исландии проводит исследование о путях активизации роли женщин в мирном урегулировании конфликтов. Данная работа финансируется правительством Исландии.

Внешэкономсвязи политика



Участие в программах помощи развивающимся странам остается одним из приоритетных направлений внешней политики Исландии. Эта деятельность активно проводится как в рамках международных организаций, так и на двусторонней основе.

Важнейшее внимание уделяется содействию международному развитию через структуры системы ООН. Серьезное значение придается ликвидации неграмотности, школьному обучению и подготовке специалистов как механизмам борьбы с бедностью.

С 1979г. в стране успешно функционирует Международная геотермальная школа Университета ООН. Главная цель данной программы – это помощь развивающимся странам, обладающим значительным потенциалом в области геотермальной энергетики, в подготовке специалистов в данной сфере. Обучение представляет собой шестимесячные курсы, направленные на повышение квалификации. Участники программы должны обладать как минимум одногодичным опытом работы по специальности. Список курсов включает в себя в т.ч. буровую геологию, геофизику, технологию бурения и т.д. Для специалистов из развивающихся стран, а также из государств ЦВЕ, предусмотрены гранты и стипендии, предоставляемые правительством Исландии и Университетом ООН. Всего за 1979-2007гг. подготовку на шестимесячных курсах прошли 380 чел. из 41 страны (в т.ч. 9 чел. из России), еще свыше 80 участвовали в краткосрочных программах длительностью от 2 недель до 4 месяцев. При Международной геотермальной школе с 1999г. функционирует магистратура. За 1999-2007гг. в нее был принят 21 чел., из них 10 уже закончили обучение.

С 1998г. в Исландии открыта Международная рыболовная школа Университета ООН. Идея о ее создании была озвучена в 1994г., решение о ее открытии принято в 1997г. Принципы набора и организации учебного процесса аналогичны применяемым в Международной геотермальной школе. Всего за 1998-2007гг. подготовку прошли 168 специалистов из 23 стран (5 чел. из России). Международная школа рыболовства функционирует при поддержке научных и правительственных кругов (Управления по рыболовству, Университета Исландии, Университета Акурейри, Института морских исследований) и частных компаний («Марель», «СайПласт», «Стофнфискюр»).

Исландия приняла решение об открытии в 2008г. Международной школы по борьбе с опустыниванием Университета ООН и включения ее в соответствующие программы ФАО, ЮНЕП, ПРООН, ЮНДП и др. Подчеркивается наличие в стране богатого опыта борьбы с эрозией почвы, восстановления ее плодородия, лесопосадок в пустынных ареалах.

Большое внимание уделяется программам в рамках Юнисеф и Юнифем. Исландия предоставляет значительные средства на помощь развивающимся странам в рамках указанных организаций (6 млн.долл.). Идет активная работа в ряде беднейших государств. В Гвинее-Бисау и Сьерра-Леоне осуществляется строительство школ и поставка бесплатных лекарств и медицинского оборудования для населения, в Нигерии исландские специалисты участвовали в проведении вакцинации против полиомиелита. Деятельность проводится в тесном контакте с официальными лицами этих государств. В 2006г. министр образования, науки и культуры Исландии Торгердур Катрин Гуннарсдоттир посетила Сьерра-Леоне. В янв. 2008г. в Исландии находился министр образования Сьерра-Леоне Минкайлу Ба.

В рамках сотрудничества североевропейских стран Исландия участвует в работе Северного фонда развития. Данная структура финансирует осуществление долгосрочных проектов, направленных на развитие инфраструктуры в развивающихся странах. В ее рамках ведутся работы в Замбии, Кении, Сенегале, Эфиопии, Гане, Монголии. Однако будущее этого фонда неясно, т.к. в связи с недостатком финансирования Совет директоров принял решение не выделять деньги на новые проекты на 2006-09гг. Идет финансирование только тех программ, выполнение которых было утверждено ранее. За все время работы фонда (с 1989г.) Исландия выделила 6,9 млн.евро.

Важную роль играет исландское отделение Красного Креста, образованное в 1924г. Его годовой бюджет составляет 12 млн.долл. Общество насчитывает 70 сотрудников и 19000 членов по всей Исландии. Членский взнос составляет 1000 исл.крон (17 долл.).

В рамках Исландского красного креста организован международный фонд помощи. Средства, собранные его силами, направляются на финансирование одного гуманитарного проекта за рубежом ежегодно.

Исландский красный крест активно участвует в гуманитарной работе за рубежом, в т.ч. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в тесном сотрудничестве как с международным, так и с другими национальными обществами Красного Креста. Особое внимание уделяется странам Африки. Исландский Красный крест успешно проводил акции в ЮАР, Мозамбике, Малави, Лесото и Гамбии.

Исландский красный крест является официальным представительством Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в стране. Он защищает интересы лиц, ищущих политического убежища в стране. В Исландии в рамках красного креста функционирует неправительственная организация «Интернациональный центр помощи иммигрантам», содействующая их интеграции в исландское общество.

В рамках Всемирного банка Исландия принимает участие в программе по списанию долгов наиболее бедным странам. В этот список входят 37 стран. С момента начала осуществления программы в 1996г., исландский вклад составил 200 млн. крон (3,15 млн.долл).

Участие в программах помощи развивающимся странам является одним из приоритетных направлений внешней политики Исландии. В последнее время прослеживается заметное наращивание деятельности Рейкьявика в данной сфере. Об этом, в частности, свидетельствуют визиты министра иностранных дел и внешней торговли страны И.С.Гисладоттир в Афганистан, ряд государств Карибского бассейна и Африки в 2007-08гг. Тематика содействия международному развитию занимает заметное место в заявлениях исландских официальных лиц.

Главная роль в этой деятельности отводится агентству по содействию международному развитию (АСМР), которое организационно входит в систему МИД Исландии. Оно было создано в 1981г. и отвечает за вопросы укрепления двустороннего сотрудничества между Исландией и развивающимися странами, прежде всего в области их в деятельности по улучшению социальной обстановки. Агентство также всячески способствует укреплению двусторонних торгово-экономических и культурно-образовательных связей.

Информация о работе Экономика Исландии