Экономика Исландии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

США остаются главнейшим военно-стратегическим партнером Исландии. При этом партнерство двух стран в военно-политической и оборонной областях в последние два года претерпело существенные изменения. В соответствии с Договором 1951г. США гарантируют оказание исландской стороне помощи вооруженными силами в случае непосредственной военной угрозы островной республике, не имеющей собственной армии. Вашингтон неоднократно

Работа содержит 1 файл

Исландия.doc

— 105.50 Кб (Скачать)


США остаются главнейшим военно-стратегическим партнером Исландии. При этом партнерство двух стран в военно-политической и оборонной областях в последние два года претерпело существенные изменения. В соответствии с Договором 1951г. США гарантируют оказание исландской стороне помощи вооруженными силами в случае непосредственной военной угрозы островной республике, не имеющей собственной армии. Вашингтон неоднократно публично официально подтверждал это обязательство, закрепляя его в новых двусторонних договорных документах, в т.ч. в меморандуме о военном сотрудничестве, подписанном в окт. 2006г.

Принципиально новые качественные изменения в военно-политических отношениях двух стран были вызваны принятием в 2006г. США в одностороннем порядке решения о выводе своих вооружений (авиационной группировки) и военнослужащих с «базы НАТО» в Кефлавике (Исландия). В обоснование такого решения американская сторона ссылалась на кардинальные геополитические изменения в Северной Атлантике в период «после холодной войны» и отсутствие какой-либо военной угрозы Исландии и, соответственно, необходимости пребывания войск США в регионе. В ходе предшествующих закрытию базы продолжительных двусторонних переговоров американцы призывали Рейкьявик избавиться от стереотипов прошлого, не настаивать на требовани «зримого» постоянного физического присутствия американских войск в стране и по-новому оценить реальные и потенциальные вызовы и угрозы для региона.

Исландские политологи расценили эти действия США как достаточно прагматичное стремление «сэкономить» в ходе реконфигурации системы своих зарубежных баз, перемещаемых из Западной Европы в ЦВЕ и на Балканы, а также общим перенапряжением военных сил и ресурсов США, вызванного операциями в Ираке и Афганистане.

Зондаж настроения Вашингтона в отношении столь чувствительной для Исландии темы безопасности страны провела мининдел в предыдущем коалиционном кабинете Партии Независимости (ПН, консерваторы) и Прогрессивной партии В.Сверрисдоттир, которая представляла страну в Вашингтоне на похоронах бывшего президента США Дж.Р.Форда в янв. 2007г. Состоялась ее протокольная встреча с К.Райс. По возвращении В.Сверрисдоттир в публичном выступлении в Университете Исландии на первое место в вопросах обеспечения безопасности страны поставила оборонное сотрудничество с США. В то же время вторым по значению охарактеризовала взаимодействие с НАТО и с соседними с Исландией натовскими странами Северной Атлантики.

После формирования в мае 2007г. нового исландского коалиционного правительства консерваторов и партии Объединенные левые (ОЛ, социал-демократы) уже с американской стороны в июне был проведен зондажный визит в Исландию замгоссекретаря США Н.Бернса, который на фоне предвыборных заявлений исландских социал-демократов «начать новую эпоху» участия страны в международных делах провел «на месте» рекогносцировку положения дел непосредственно в Рейкьявике. Он был принят премьером Г.Хорде, провел переговоры с новым мининдел И.С.Гисладоттир (ОЛ). Н.Бернс заверил исландское руководство в приверженности Вашингтона оборонным обязательствам США в отношении Исландии, которую американцы рассматривают как «надежного союзника». Он уверял в готовности США взаимодействовать с Исландией на международной арене, рассмотреть вопрос членства этой страны в СБ ООН.

Достаточно беспроблемно в дальнейшем прошли переговоры о передаче американцами исландской стороне в 2007г. радарной системы, ныне финансируемой уже из исландского бюджета.

Решение Вашингтона по базе вызвало в Исландии полярные оценки. В местных правоконсервативных кругах проамериканской ориентации было заметно замешательство. Они выразили открытое недовольство «неуважительным», как подчеркивали в местных СМИ, отношением США к мнению (сохранить базу) «сверхлояльного» исландского союзника.

С противоположных позиций выступают традиционно активные в стране пацифистские, леворадикальные и экологические организации, ранее требовавшие закрытия базы, утверждая, что свертывание «ненужной» базы лишь подтверждает обоснованность их требований выхода Исландии из НАТО, отказа от военных маневров и участия в операциях НАТО. В частности, отражающая эти настроения достаточно влиятельная партия Левые Зеленые в марте 2008г. во время визита мининдел И.С.Гисладоттир в Афганистан потребовала отзыва исландских специалистов, находящихся в подразделениях НАТО в этой стране, в целом настаивает на большей прозрачности и демократизации внешней политики.

Официальный Рейкьявик был вынужден так или иначе реагировать на подобные настроения общественности. В частности, демонстрируя «открытость» властей по вопросам внешней политики, в т.ч. в отношениях с США, МИД Исландии снял гриф секретности с протоколов к исландско-американскому Договору 1951г., согласовав этот шаг с американской стороной.

Объективно нарастание в стране в последнее время потенциала негативных оценок внешнеполитического курса США, нажимной и пренебрежительной линии Вашингтона в отношении союзников, включая Исландию, вело к охлаждению политических отношений.

Наиболее резкие оценки СМИ касаются продолжающейся войны в Ираке и позиции США в этом вопросе. Под давлением общественности в 2007г. правительство приняло решение об отзыве из Ирака единственного своего специалиста, отвечавшего в пресс-центре НАТО в Багдаде за вопросы, связанные с обучением иракских военнослужащих и полицейских. В Вашингтоне в этой связи публично выразили сожаление. Неоднократно на высоком уровне, в т.ч. и мининдел, в Рейкьявике подчеркивали, что Исландия не поддержала бы военную акцию США и Великобритании в Ираке, если бы располагала информацией об отсутствии в этой стране ОМУ и связей режима Хуссейна с «Аль-Каидой».

В негативном свете СМИ страны информировали о планах силовых операций Вашингтона в отношении Ирана.

Острой критике в печати подвергается американская политика двойных стандартов в области прав человека, в т.ч. негуманного обращения и применения пыток в отношении иностранных граждан, подозреваемых в терроризме, использования «летающих тюрем» ЦРУ, в т.ч. следовавших транзитом через Исландию. Рейкьявик официально запрашивал у Вашингтона информацию о секретных рейсах США в Исландии. Беспрецедентными явились проверки исландской полицией спецсамолетов США в аэропорту Рейкьявика в 2007-08гг.

Возможность потенциального обострения в двусторонних отношениях вызвали сообщения СМИ о недовольстве США коммерческой деятельностью авиакомпании «Айслэндэйр», осуществляющей рейсы с Кубы в страны Центральной и Южной Америки на самолетах американского производства, угрозах отказать исландскому авиаперевозчику в продаже новых пассажирских «Боингов». Хотя до официальных объяснений дело не дошло, само сообщение о подобных настроениях в США вызвал негативную реакцию в исландских деловых кругах.

Новый виток напряженности на линии Рейкьявик-Вашингтон вызвало в дек. 2007г. грубое обращение миграционных властей США с гражданкой Исландии в аэропорту Нью-Йорка. В Вашингтоне в ответ на исландский протест поспешили направить письмо замминистра внутренней безопасности с «сожалениями» и уведомлением о пересмотре правил в отношении иностранных пассажиров. Это, по мнению сторон, в определенной степени разрядило ситуацию. Мининдел И.С.Гисладоттир заявила о «полном удовлетворении» исландской стороны реакцией США. При этом министр подчеркнула решимость ее «малой страны отстаивать интересы каждого исландца», несмотря на то, что это может вызвать трудности в отношениях с крупнейшим партнером.

Однако политические отношение с США в целом характеризуются очевидным похолоданием, вызванным критическим отношением и неприятием подавляющим большинством исландского общества нынешнего американского внешнеполитического курса.

Это объективно усилило сторонников сближения Исландии с Евросоюзом вплоть до вступления в ЕС и перехода на евро. Рейкьявик также активно ведет работу по диверсификации внешних связей с широким выходом на крупнейшие страны Азии, Африки, Ближнего Востока и в 2008г. – Латинской Америки. В официальных выступлениях все чаще подчеркивается намерение страны проводить более взвешенный и самостоятельный курс во внешней политике в целом и в вопросах безопасности и обороны, в частности, определяемый прежде всего национальными интересами.

Как правило, союз с США уже не подается в речах исландских руководителей как решающий фактор безопасности, упор делается на членство в НАТО и сеть двусторонних соглашений, собственные усилия по укреплению безопасности в самом широком контексте (экологическая безопасность, безопасность судоходства, гражданская оборона). Наблюдатели отметили очевидное смещение акцентов в выступлениях нынешнего мининдел по вопросам безопасности страны. Закрытие базы и отсутствие постоянно размещенных иностранных войск в Исландии характеризовались ею как «обретение полного суверенитета». Обеспечение безопасности и решение оборонных проблем на основе собственных политических решений страны заявлены как «почетная и достаточно приятная обязанность» независимого государства.

Местные обозреватели обратили внимание на отсутствие какого-либо упоминания министром в ее программной речи в альтинге 8 нояб. 2007г. темы стратегического партнерства страны с США по вопросам безопасности, обороны, активизации политики в Арктике. Вскоре, однако, явно «по рекомендации» министр поспешила исправить «оплошность» и, объявляя в публичном выступлении 27 нояб. 2007г. о планах создания в стране собственного агентства по вопросам обороны, отметила, что сотрудничество с Норвегией, Данией и др. странами по оборонным вопросам призвано не заменить, а лишь дополнить стратегическое партнерство с США.

Исландия имеет тесные торгово-экономические, культурно-образовательные и научные связи с США, имеющие тенденцию к наращиванию. США – крупнейший и фактически единственный масштабный инвестор в экономику страны. Капиталовложения в производство алюминия на базе дешевой и «чистой» возобновляемой энергии (гидро- и геотермальные станции), составляют 1 млрд.долл. Инвестиции других стран в Исландии крайне незначительны.

Торгово-экономические и научно-технические связи, особенно в сфере энергетики, – важнейшая составляющая межпарламентских обменов.

США остаются важнейшим рынком сбыта исландской сельхозпродукции, инновационных разработок и услуг, источником обновления основного капитала, потребительских товаров, продуктов питания, кинопродукции, площадкой крупных геотермальных проектов в Техасе и Калифорнии. Ведутся совместные исследования по водородным технологиям, секвестрированию парниковых газов. Объем торговли – 1,1 млрд.долл., или 10% оборота (5,4% экспорта и 13,2% импорта).

Содействие исландскому бизнесу в США, университетскому сотрудничеству, особенно по проблематике возобновляемых источников энергии и климатическим изменениям, систематически оказывает президент О.Р.Гримссон. Он неоднократно участвовал в открытии филиалов банков и фирм, выступал в комиссии по энергетике сената США, на различных конференциях и семинарах, в американских СМИ. Вашингтон официально включил Исландию в список своих партнеров по энергетическому сотрудничеству.

В Рейкьявике с обеспокоенностью следят за развитием экономической ситуации в США, признаками возможного резкого спада, который автоматически болезненно отразится на экономике Исландии. В этой связи правительство стремится к поддержке исландских деловых, в т.ч. финансовых кругов, связанных с американским рынком. Пример такого рода – поездка премьера Г.Хорде в Нью-Йорк в марте 2008г., где он выступил в исландско-американской торговой палате, общался с представителями американских финансово-биржевых кругов, убеждал американские СМИ в «прочности» позиций исландской экономики, в т.ч. финансового сектора.

Исландия Внешнеэкономические связи 2008

Взаимодействие Исландии с североевропейскими странами традиционно является одним из приоритетных направлений ее внешнеполитического курса. По мнению Рейкьявика, региональная организация сотрудничества – Северный совет – является примером успешной и плодотворной совместной работы группы стран, составляющих единую историческую общность.

Исландия принимает участие в деятельности Северного совета с 1952г., что позволило ей расширять и углублять политические, экономические и культурные связи со странами Северной Европы.

Исландцы рассматривают Северный совет как важный институт межгосударственного сотрудничества, позволяющий членам данного форума координировать свои позиции. Ежегодно проводится сессия Северного совета, 2 раза в год организуются встречи премьер-министров Северных стран, 4 раза в год происходят переговоры отраслевых министров и заседания между партийными группами, президиумом и контрольным комитетом Северного совета.

Официальный Рейкьявик также ценит практику совместных заявлений премьер-министров и министров североевропейских стран по ряду актуальных вопросов. Исландия подчеркивает, что выдвижение ее заявки в непостоянные члены СБ ООН на 2009-10гг. является общей инициативой государств Северной Европы. В янв. 2008г. министры иностранных дел стран-членов Северного Совета выступили с заявлением относительно решения правительства Шри-Ланки о свертывании миротворческой миссии осуществлявшейся под эгидой Северного Совета, в состав которой входили представители Норвегии и Исландии.

В состав исландской делегации в Северном совете входят 7 чел. (глава делегации – депутат альтинга Ауртни Пауль Артнасон). Генеральным секретарем одной из основных структур организации – Совета министров северных стран – с 1 нояб. 2006г. является бывший премьер-министр Исландии Халльдор Аусгримссон.

Традиционными направлениями сотрудничества в рамках Северного совета являются защита окружающей среды, культура и образование, социальная сфера. Мининдел Исландии И.С.Гисладоттир на сессии Северного совета, проходившей в Осло в окт.-нояб. 2007г., заявила, что «страны Северной Европы могут поделиться с другими государствами своим обширным опытом развития технологий и укрепления демократических традиций».

Вопросам глобализации была посвящена также встреча премьер-министров северных стран, проходившая в апр. 2008г. в Риксгренсене (Швеция), охарактеризованная Х.Аусгримссоном как «североевропейский Давосский форум».

В рамках северного сотрудничества повышенное внимание уделяется энергетическому взаимодействию. Исландия традиционно занимает передовые позиции в таких областях, как водородные исследования и работы в сфере возобновляемых источников энергии, предлагая накопленный опыт другим североевропейским странам.

Информация о работе Экономика Исландии