Экономика и социология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Разделение и кооперация труда – взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны трудовой деятельности людей. Разделение труда предполагает специализацию отдельных исполнителей на выполнении определенной части совместной работы, которую невозможно осуществить без четкой согласованности действий отдельных работников или их групп, т.е. без кооперации труда. Разделение труда характеризуется качественными и количественными признаками. Разделение труда по качественному признаку предполагает обособление видов работ по их сложности. Выполнение таких работ требует специальных знаний и практических навыков. Разделение труда по количественному признаку обеспечивает установление определенной пропорциональности между качественно различными видами труда. Совокупность этих признаков в значительной мере предопределяет организацию труда в целом.

Содержание

Разделение и кооперация труда на предприятии, их виды, формы, границы и социально-экономическое значение (теоретический вопрос)……………………………………..3
Анализ планирования социального развития на предприятии
(практический вопрос)………………………………….........10
Задачи (практический вопрос)……………………………15
Литература и источники ………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Контрольная Экономика и социология труда (за 3 курс).doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Экономическая граница. Эта граница связана не только с организацией трудовых процессов, но и с организацией всего производства. В данном случае речь идет о минимализации суммарных затрат рабочего времени и денежных средств, которые при разных вариантах дробности разделения труда могут существенно отличаться друг от друга.

 

1.5. Социально-экономическое значение разделения и кооперации труда.

Обеспечение рационального разделения труда на промышленном предприятии в рамках того или иного трудового коллектива (бригады, участка, цеха, предприятия) является одним из важных направлений совершенствования организации труда. От выбора форм разделения и кооперации труда во многом зависят планировка и оснащение рабочих мест, их обслуживание, методы и приемы труда, его нормирование, оплата и обеспечение благоприятных производственных условий. Разделение труда на предприятии, в цехе обусловливает количественные и качественные пропорции между отдельными видами труда, подбор и расстановку рабочих в производственном процессе, их подготовку и повышение квалификации.

Правильно выбранные  формы разделения труда и его  кооперации позволяют обеспечить рациональную загрузку рабочих, четкую координацию и синхронность в их работе, сократить потери времени и простои оборудования. В конечном итоге, от форм разделения и кооперации труда зависят величина трудовых затрат на единицу продукции и, следовательно, уровень производительности труда. В этом состоит экономическая сущность рационального разделения и кооперации труда.

Вместе с тем велика роль социального аспекта научно обоснованного разделения и кооперации труда. Правильный выбор форм разделения и кооперации труда способствует повышению содержательности труда, что и обеспечивает удовлетворенность рабочих своей работой, развитие коллективизма и взаимозаменяемости, усиление ответственности за результаты коллективного труда, укрепление трудовой дисциплины.

 

2. Анализ планирования социального развития на предприятии

(на примере  фирмы «Инкомсервис» г. Новоуральск)

 

2.1. Социальное планирование на предприятии.

Социально-экономическая  нестабильность в обществе, характерная  для России 90-х годов, борьба предприятий  за выживание в новой рыночной среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира.

Во всех экономических  системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важнейших задач, как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

План социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие персональных и творческих способностей работников и многих других.

Планирование социального  развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его условий и уровня его оплаты, текучести кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.

Основными разделами  плана социального развития предприятия  могут быть:

1) образование и квалификация;

2) социально-культурные мероприятия;

3) научная организация труда;

4) охрана труда и безопасность производства;

5) условия лечения и отдыха;

6) санитарно-бытовые условия производства;

7) финансовые ресурсы.

Планирование социального  развития предприятия должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определенной работы. Содержание этой работы состоит в подборе совместимых членов коллектива с учетом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных ситуаций, правильной организации управления.

 

2.2. Анализ планирования  социального развития фирмы «Инкомсервис».

Российский бизнес очень  молод. Большое количество совсем юных компаний является одним из самых  важных факторов, определяющих сегодняшний стиль и текущие проблемы российского менеджмента.

ООО «Инкомсервис»  является дилерской фирмой, работающей в Новоуральске. Офис основной компании СКБ «Контур» находится в Екатеринбурге. В настоящее время фирма «Инкомсервис» находится на стадии интенсивного роста. Объем продаж программных продуктов увеличивается. Этому, в том числе, способствует введение отчетности в пенсионный фонд и налоговую инспекцию через интернет, а также внедрение новых методов работы в кадровой деятельности. ООО «Инкомсервис» является поставщиком услуг в виде программных продуктов «Контур-Экстерн», ПФ-отчет, НДФЛ-отчет, кадровой программы «Контур-Персонал», программы Отчет-2000, программы по расчету заработной платы «АМБа» и многих других.

Планирование  социальной стратегии фирмы явилось необходимостью, обусловленной реалиями сегодняшнего дня. В настоящее время ни центральные, ни региональные органы управления не могут предоставить гражданам необходимый набор товаров и услуг, обеспечивающий их нормальную жизнедеятельность. В данных условиях организация вынуждена уделять больше внимания решению социальных вопросов, компенсируя недоработки в этой области со стороны государства и органов местного самоуправления.

Специфика функционирования современных организаций в том, что они осуществляют свою деятельность в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики, поэтому социальная стратегия приобретает роль одной их основных стратегий, задача которой – выявление и удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных в деятельности предприятия групп людей, как собственников, так и наемных работников.

С этой точки  зрения менеджмент фирмы «Инкомсервис» посчитал целесообразным:

во-первых, проводить  не только анализ состояния социального  развития организации, но и мониторинг воздействия внешних социальных факторов;

во-вторых, учитывая зарубежный опыт по участию фирмы  в решении социальных проблем  работников и общества в зависимости  от размеров прибыльности фирмы, выявлять уровни социальных стратегий, которые могут и должны быть решены организацией в первую очередь под давлением законодательных актов, принятых российским законодательством. Это касается вопросов труда и производственных условий, оговариваемых в трудовых контрактах и коллективном договоре, которые заключаются между работодателем и работниками фирмы.

Особенно актуальны  стали проработки таких социальных нормативов после принятия соответствующих  законодательных актов на российском и региональном уровнях.

В плане социального  развития ООО «Инкомсервис» можно выделить следующие разделы и направления работ:

1) Совершенствование  социальной структуры коллектива. В этом разделе особое внимание  уделено ежегодному обязательному повышению образовательного и квалификационного уровня работников на базе учебного центра СКБ «Контур», дилерами которого является ООО «Инкомсервис». Также отдельно рассмотрен труд женщин и подростков.

2) Социальные  факторы развития производства  и повышения его экономической  эффективности. Здесь планируются  мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Рассмотрена целесообразность различных форм занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд (для инвалидов-программистов). Также рассмотрены меры по стимулированию создания собственных программных продуктов.

3) Улучшение  труда и быта работников. Здесь особо выделены участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда (отдел программирования), для которых предусмотрены меры по оздоровлению производственной среды (Сан.Пин. нормы, физ.паузы, защитное экранирование и др.), по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусмотрены мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на фирме пункта приема пищи, комнаты отдыха и психологической разгрузки.

4) Воспитание  дисциплины труда, развитие трудовой  активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разработаны на основе анализа ценностных ориентаций работников и направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения сотрудников в дело совершенствования фирмы (продвижение по службе, повышение оплаты за классность, бонусное и авторское премирование, премирование за творческий подход и т.д.).

2.3. Заключение.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями разрабатываются так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно использовать и в настоящее время.

Социальный паспорт  предприятия представляет собой  совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу социального  развития. В нем характеризуются  социальная структура коллектива предприятия, его функции, условия труда, обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии. В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться  специализированные социальные программы, такие, например, как «Здоровье», «Женский труд», «Молодежь», «Жилье» и др.

Планирование социального  развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой и  условием благополучия предприятия  и его работников.

 

3. Задачи.

 

1. Рассчитать плановую списочную численность уборщиков на предприятии, где имеется пять производственных цехов общей площадью 6800 м2, бытовых помещений – 300 м2 и три конторы по 70 м2 каждая. Нормы обслуживания: производственных цехов – 300 м2, бытовых помещений – 100 м2, контор – 250 м2 на человека. Работа цехов и быткомбинатов – двухсменная с общими выходными днями, контор – односменная, номинальный фонд рабочего времени – 252 дня, реальный – 230 дней.

Решение:

Рассчитать плановую списочную численность можно следующим образом:

S обсл. / Н обсл. х  Рраб.,

где S – площадь обслуживания, Н – нормы обслуживания, Р – режим работы

6800 / 300 х 2 = 45,3 (чел.)

300 / 100 х 2 = 6 (чел.)

3 х 70 / 100 х 1 = 0,84 (чел.)

Следовательно, предприятию  необходимо ввести в штатное расписание следующую плановую численность  уборщиков:

0,84 штатных единицы  уборщика контор предприятия – на односменную работу;

51,3 штатных единицы  уборщиков производственных цехов  и бытовых помещений – на двухсменную работу.

 

2. Определить рост производительности труда по цехам и в целом по заводу на основе данных, приведенных в таблице, объяснить различия показателей. 

 

Цех

Продукция,

тыс. руб.

Число рабочих, чел.

Базис

Отчет

Базис

Отчет

I

15000

18000

75

80

II

8500

12000

100

120

ИТОГО

23500

30000

175

200




 

Информация о работе Экономика и социология труда