Экономика и социология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещён. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА 7
АНТИКРИЗИСНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ТРУДА И СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2009 году 10
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 11
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ В 2009 году 13
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА НА 2009 ГОД 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ 17
Приложения 18

Работа содержит 1 файл

реферат по ЭСТ гос.регулирование рынка труда Билалова Г.Р.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер; в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

       Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование  заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищённой занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице. 3

АНТИКРИЗИСНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ТРУДА И СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2009 году

       Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения  субъектов Российской Федерации  оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения.

       Для информирования о положении на рынке  труда и правах и гарантиях  в области занятости населения, защиты от безработицы и трудовых отношений государственными инспекциями труда с ноября 2008 года во всех субъектах Российской Федерации была организованна работа консультационных пунктов, "горячих линий" и налажена система предувольнительных консультаций работников. Всего, с 14 ноября 2008 года по 31 декабря 2009 года было проведено свыше 173 тыс. устных консультаций работников и работодателей, поступивших на телефоны "горячей линии" и на личном приёме граждан.

       Для проведения углубленного анализа процессов, происходящих на рынке труда субъектов Российской Федерации и оперативного принятия необходимых решений Рострудом проводиться по субъектам Российской Федерации еженедельный мониторинг высвобождения работников организаций и еженедельный мониторинг численности зарегистрированных безработных граждан. Мониторинг позволил как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации постоянно, в текущем режиме, отслеживать ситуацию на региональных рынках труда и оперативно принимать необходимые решения.

       В зависимости от сложности ситуации в каждом регионе определялись конкретные меры по снижению напряжённости на рынке труда.4

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В  РОССИИ

       Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

       В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

       В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

       Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными.

       Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

       Здесь, как мне кажется, всё не достаточно хорошо продумано. Я  понимаю, что всё  зависит от человека и от его реального  стремления найти  работу, но, к примеру, в офис фирмы, в которой я тружусь достаточно часто приходят так называемые «соискатели» просто с просьбой поставить отметочку, что действительно он приходил устраиваться, что не подошёл, к примеру, по квалификации, чтобы просто и дальше получать пособие Я понимаю, что к каждому человеку сотрудника службы занятости приставить не реально, но …

       Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации  осуществляет Министерство труда и  социального развития России, а также  его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда).

       Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

       1) регистрация безработных; 2) регистрация  вакантных мест; 3) трудоустройство  безработных и других лиц, желающих  получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

       Это же ведомство разрабатывает и  реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

       Следует подчеркнуть, что в современных  условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических  агентств.

       Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы.5 Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем  роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна.6

ОБ  ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И  ЗАНЯТОСТИ В 2009 году

       В 2009 году Роструд придавал первостепенное значение осуществлению в субъектах Российской Федерации системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. В ходе проведённых в 2009 году всех видов проверок государственными инспекторами труда было выявлено около 1,35 млн нарушений трудовых прав работников, при этом более 965 тыс.. из них были связанны с нарушениями охраны труда. Работодателям выдано около 173 тыс. предписаний, из них свыше 149,9 тыс. предписаний были исполнено в установленные сроки, что позволило устранить более 1,19 млн. выявленных правонарушений.

       В результате законных требований госинспекторов 1 млн 241 тыс. работников выплачена задержанная  заработная плата на общую сумму  более 15,1 млрд. рублей. Отменено 1 933 приказа  о незаконном увольнении работников и более 3 тыс. незаконно наложенных дисциплинарных взысканий, оформлено более 31 тыс. трудовых договоров.

       В течение 2009 года в гострудинспекции поступило более 222,4 тыс. письменных жалоб и обращений граждан, по которым было восстановленно нарушенные трудовых прав более 134 тыс. заявителей.

       Первостепенное  внимание в 2009 году Роструд и государственные  инспекции труда в субъектах  Российской Федерации уделяли вопросам обеспечения своевременной выплаты  заработной платы. Количество выявленных в 2009 году нарушений по вопросам оплаты труда составило около 132 тыс.

       Особое  место в деятельности гострудинспекций занимает надзор и контроль за соблюдением  законодательства по охране труда. В 2009 году было выявлено около 965,4 тыс. нарушений  трудовых прав работников в сфере  охраны труда.7

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА НА 2009 ГОД8

       На  реализацию программ в субъектах  Российской Федерации из федерального бюджета было направлено 35 567,3 млн. рублей. Всего в дополнительных мероприятиях в 2009 году приняли участие свыше 2,8 млн. человек, в том числе из них...

       1,8 млн. граждан, находящиеся под  угрозой увольнения;

       499,9 тыс. безработных граждан; 

       478,5 тыс. граждане, из числа ищущих  работу;

       63,7 тыс. выпускников образовательных  учреждений всех уровней. 

       Реализация  мероприятий, предусмотренных региональными программами, позволила сохранить свыше 2,3 млн. рабочих мест и организовать занятость почти 128 тыс. человек (самозанятость).  

       Всего в 2009 году за предоставлением государственных  услуг в сфере занятости в  органы службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти в полтора раза (8,5 млн. чел. в 2009 против 6,0 млн. чел. в 2008). Почти в 1,7 раза в 2009 году (в сравнении с 2008 годом) увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке и повышению квалификации (452,7 тыс. чел. в 2009, 274,7 тыс. чел. в 2008), в 2 раза возросла численность безработных граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах (1,1 млн. чел. в 2009, 538,1 тыс. чел. в 2008), в 2,4 раз увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по самозанятости (221,5 тыс. чел. в 2009, 91,9 тыс. чел. в 2008).9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Одна  из причин низкой эффективности политики на рынке труда — это то, что  такая политика представляет собой  лишь набор сиюминутных мер, в  то время как решаемые проблемы имеют  постоянный характер и возникают  регулярно, что требует постоянного внимания к ним.

       Поэтому отечественная политика в сфере  занятости должна перейти от сиюминутного решения кризисных ситуаций к  устойчивым системным мерам. 10

       Опыт  развитых стран свидетельствует, что  необходимого соответствия вещественных и личностных факторов производства практически нельзя достичь без целенаправленных государственных мер по подготовке квалифицированной рабочей силы. Разработка и реализация указанных мер предполагает подключение к этой работе всех государственных и общественных структур, так или иначе связанных с формированием трудового потенциала страны и его использованием при соблюдении социальных прав и гарантий трудящихся, закреплённых в Конституции и трудовом законодательстве.

       Итак, государственная политика в сфере развития рынка труда Российской Федерации должна опираться на обновлённые институты рынка труда, нормативно-правовую базу и соответствующие организационные структуры по всей территории страны и обеспечивать развитие продуктивной свободно избранной занятости, снижение масштабов безработицы до уровня, не препятствующего экономическому росту; создание нормативно-правовых, экономических условий для эффективного функционирования гибкого рынка труда; усиление роли социального партнёрства; повышение качества рабочей силы и стимулирование создания новых рабочих мест.11

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

 

       1. Трудовой кодекс РФ.

       2. Закон РФ "О занятости населения  в Российской Федерации" (в  редакции, введённой в действие  с 6 мая 1996 года Федеральным  законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с  изменениями на 25 декабря 2008 года).

       3. http://gks.ru/ - Федеральная служба государственной  статистики. Официальный сайт.

       4. http://www.rostrud.ru/ - Федеральная служба по труду и занятости. Официальный сайт.

       5. http://statistika.ru/ - портал статистических данных.

       6. http://pravo.vuzlib.net/book - А.В. Пикулькин Управление социальной сферой – система государственного управления.

Информация о работе Экономика и социология труда