Экономика и социология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещён. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА 5
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА 7
АНТИКРИЗИСНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ТРУДА И СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2009 году 10
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 11
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ В 2009 году 13
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА НА 2009 ГОД 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ 17
Приложения 18

Работа содержит 1 файл

реферат по ЭСТ гос.регулирование рынка труда Билалова Г.Р.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Главным элементом и фактором материального  производства является труд. Взаимодействие рабочей силы, орудий и предметов труда характеризует состояние производительных сил и производственных отношений, конкретного способа производства.

       В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещён. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

       В рыночных условиях функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

       Однако рабочая  сила является особым товаром. На её формирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на её подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда во многих странах, в том числе и в России не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством.1

       Целью моего реферата как раз и является рассказать наиболее полно о роли государства на рынке труда.  Я попытаюсь рассказать о том, каких целей необходимо достичь государственным органам в процессе регулирования сферы труда и трудовых отношений, о способах и мерах воздействия которые используют государственные органы в попытке достижения этих целей.

       Более подробно остановлюсь  на таком важном аспекте, как государственное  регулирование в неразрывной  связи с проблемами занятости населения, поскольку данная тема, думаю, весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

       Так же, в своём реферате я расскажу о политике государства на данном этапе в отношении рынка труда, о том, какие антикризисные меры предпринимают государственные органы, в частности, Роструд в настоящее, не слишком простое время в свете последних увольнений и сокращений экономически активного населения нашей страны. Вкратце приведу итоги работы Федеральной службы по труду и занятости в 2009году из доклада руководителя Федеральной службы по труду и занятости на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы по труду и занятости. И в конце своего реферата я приведу некоторые цифры, которые, как мне показалось, ярче слов могут рассказать о том, насколько хорошо государство справляется со своей регулирующей функцией на рынке труда. 
 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ТРУДА

       Серьёзные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

       Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда. Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.

       Главными  целями государственного регулирования  рынка труда является:

       •  обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами её фрикционной и структурной форм;

       •  создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

       Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

       •  активной создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

       •  пассивной поддержка безработных путем выплаты пособий.

       Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

       • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

       •  организация переобучения и переквалификации структурно безработных;

       •  развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

       •  содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

       •  государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определённым группам населения – молодежи, инвалидам;

       •  содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

       •  международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

       •  создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

       •  организация общественных работ.

       Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

       •  обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

       •  бесплатное медицинское обслуживание.

       В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат –  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счёт государства и предпринимателей.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА РЫНОК ТРУДА

       Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведёт к образованию дополнительных рабочих мест. Применение такой меры в современных условиях России требует определённой осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для ещё работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

       Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих своё воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

       Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

       Содействие  в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и  материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать своё дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять своё производство, причём там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

       В числе экономических специализированных мер особое внимание оказывается созданию предприятий, так называемой, защищённой занятости — специализированных предприятий для инвалидов. Это ещё один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.

       Организация общественных работ — способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится  к тем, кто имеет работу.

       Государство обладает экономическими средствами регулирования  величины и структуры предложения  рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или  ограничивать предложение рабочей  силы, представляют собой группу, которую  можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

       К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счёт фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем, не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходимо разработать механизм льготного налогообложения для них.

       Такие меры имеют в основном экономический характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных сменить место жительства. Следует отметить, что для России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в развитых странах (из-за существования прописки, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных связей и т. д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того, ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

       Существуют, так же, меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату можно рассматривать как общий экономический способ определённого регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определённую политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Информация о работе Экономика и социология труда