Экономика грузовых перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Ее относительно низкая эффективность была обусловлена тем, что органы государственного регулирования чрезмерно жестко регламентировали тарифы, расстояния транспортировки, номенклатуру перевозимых грузов, направления капиталовложений и некоторые другие параметры деятельности транспортных компаний, а также проводили политику ограничения числа фирм в комплексе.

Работа содержит 1 файл

Экономика грузовых перевозок.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной – весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой – весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

Скорость  перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние  перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность  вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество  перевозимого груза  – фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На  автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

•сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на перевозку  грузов на условиях платных автотонно-часов;

• тарифы за повременное  пользование грузовыми автомобилями;

• тарифы из покилометрового  расчета;

• тарифы за перегон  подвижного состава;

•договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают  влияние следующие факторы:

• расстояние перевозки;

• масса груза;

объемный вес  груза, характеризующий возможность автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;

• грузоподъемность автомобиля;

• общий пробег;

• время использования  автомобиля;

• тип автомобиля;

• район, в котором  осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов  на перевозку грузов автомобильным  транспортом учитывает не всю  совокупность факторов, а лишь некоторые  из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для  расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях  на размер платы за использование  автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми  различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке, Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки  работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка' и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.   
 

3. Организация транспортного  хозяйства на ОАО «НефАЗ»  

3.1 Задачи и структура  транспортного хозяйства

Транспортно-экспедиционное предприятие осуществляет комплексное транспортное обслуживание ОАО «НефАЗ». Деятельность его согласовывается с работой автозавода, а также с подразделениями железных дорог, к которым примыкают подъездные пути.

Задачами транспортного  хозяйства является – осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Структура транспортного  хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.

На крупных  заводах с большим грузооборотом  таких как ОАО «НефАЗ», требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.

Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства. Функции транспортной службы предприятия:

– разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

– планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и  грузооборота;

– планирование ППР транспортных средств;

– планирование потребности в запчастях и их приобретения;

– оперативное  планирование и диспетчирование  обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

– обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

– организация осмотров и ремонта транспортных средств;

– организация безопасности движения;

– организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);

– организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

От эксплуатационной службы предприятия зависит эффективное использование транспортных средств. Эксплуатационная служба осуществляет контроль за работой подвижного состава, учет расхода ГСМ, учет показателей работы автомобилей. 

3.2 Виды внутризаводского  транспорта и организация  транспортного обслуживания на ОАО «НефАЗ»

На Нефтекамском автозаводе из года в год возрастает выпуск промышленной продукции. Рациональная организация транспортного хозяйства  служит предпосылкой снижения себестоимости  продукции. В связи с этим возникает  необходимость лучшего использования на предприятии производственных площадей, транспортных путей и средств для передвижения и погрузки – выгрузки груза. Все большее значение приобретает обслуживание производства транспортом (на пути от склада снабжения по всей схеме доставки материалов к рабочим местам и к складу готовых изделий). Транспортно-погрузочные работы на предприятии поглощают в среднем 30% затрат труда.

Транспортные  работы, выполняемые ТЭП, можно сгруппировать  по следующим направлениям: доставка топлива, сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и т.п., а вот выгрузка перечисленных грузов; дальнейшее их транспортирование к складам; обслуживание складских мест; доставка из складов к местам потребления и переработки; транспортирование между цехами и сладами; транспортирование в цехах; транспортирование внутри складов; транспортирование готовых изделий и отходов и доставка их к месту назначения как раз и осуществляет внутризаводской транспорт.

Внутризаводской транспорт является не только средством  перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство  должно решать следующие задачи:

– своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;

– рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование;

– развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Технологические перевозки на автозаводе выполняются промышленным транспортом. Здесь осуществляется значительная часть погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевозками магистральных железных дорог, речного и морского транспорта. Для промышленного транспорта характерен не грузооборот, так как расстояния его перевозок невелики, а объем переработанных грузов. Промышленный транспорт имеет развитые подъездные пути, многочисленный и разнообразный подвижный состав. Средняя дальность его перевозок 12 км.

В зависимости  от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

Признак Характеристика

1. Зона применения

1.1 Внешний транспорт  для связи предприятия с внешними  транспортными системами:

– железными дорогами;

1.2 Внутризаводской  (для перемещения грузов между цехами, участками)

– межцеховой транспорт;

– внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами)

– межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)

2. Вид транспортного  средства

2.1 Колесный транспорт

– железнодорожный;

– автомобильный;

– автопогрузчики;

– электротранспорт;

2.2 Транспортные  конвейеры.

2.3 Монорельсоваые  дороги.

К работе внутрицехового транспорта относятся все межоперационные  перевозки внутри цеха, включая доставку материала, заготовок к первой операции и перевозку продукции с последней операции либо на центральный (цеховой) склад комплектации, либо на специальную площадку для подготовки деталей к последующему транспортированию в другие цехи. Межцеховой транспорт выполняет все внутризаводские перевозки, совершаемые между отдельными цехами, складами, между сладом и другими заводскими структурными подразделениями. Внешний транспорт совершает все транспортные операции вне заводской территории транспортными средствами предприятия.

Информация о работе Экономика грузовых перевозок