Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:49, реферат
Актуальность проблемы поиска эффективной модели корпоративного управления стала еще более значительной после волны корпоративных скандалов в развитых странах, особенно в США, а также в связи с механизмами, которые использовались для перераспределения прав контроля над корпорациями в России, корпоративных конфликтов, недобросовестных корпоративных захватов. По вопросам корпоративного управления проведено весьма значительное число эмпирических исследований, в рамках которых были выявлены факторы, влияющие на формирование модели корпоративного управления, а также последствий ее функционирования и развития.
Итак, целью данной курсовой работы является – исследование основных моделей корпоративного управления.
На основе анализа прочитанной литературы и Интернет-ресурсов, поставила перед собой несколько задач
1. проанализировать имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме
2. выявить основные модели корпоративного управления, существующие в современных условиях.
3. рассмотреть содержание основных моделей корпоративного управления.
4. проанализировать состав и функции основных моделей корпоративного управления.
5. выявить достоинства и недостатки основных моделей корпоративного управления.
6. Выяснить, как конкретная модель корпоративного управления влияет на деятельность компании.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие корпоративного управления……………………………………5
1.1 Модели корпоративного управления………………………………..6
2. Англо-американская модель корпоративного управления……………8
2.1 Сущность англо-американской модели………………………………8
2.2 Состав и функции совета директоров………………………………..9
2.3 Значительные недостатки англо-американской модели…………...11
2.4 Законодательная база……………………………………………….12
2.5 Действия корпораций………………………………………………..14
2.6 Примеры управления в американских компаниях………………..15
3. Японская модель корпоративного управления………………………..18
3.1 Основные участники японской модели……………………………..18
3.2 Конфиденциальность информации………………………………….19
3.3 Взаимоотношения между корпорациями….……………………….21
4. Западноевропейская (немецкая) модель………………………………..23
4.1 Основные участники…………………………………………………23
4.2 Законодательная база………………………………………………..25
4.3 Особенности немецкой модели………….…………………………..26
4.4 Примеры управления в компаниях Германии…………………….28
5. Проблема трудовой мотивации в разных моделях…………………….30
6. Сравнительная характеристика моделей………………………………..31
Заключение
Литература
В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь долгосрочные вклады в других неафишированных корпорациях, то есть не принадлежат к определенной группе связанных между собой компаний. Это несколько подобно японской модели, но полностью отличается от англо-американской модели, согласно которой ни банки, ни корпорации не могут быть ключевыми институционными инвесторами.
Включение представителей рабочих и служащих в наблюдательный совет — характерный признак немецкой модели.
Состав владельцев. В Германии основные акционеры — банки и корпорации, которые удерживают 27 и 41 % акционерного рынка. Институционные агенты (например, банки) имеют приблизительно 3 %, индивидуальные инвесторы — 4 %. Иностранным инвесторам принадлежат 19 % рынку и их влияние на немецкую систему корпоративного управления растет.
Состав
исполнительного и
Наблюдательный
совет обычно проводит заседание
ежемесячно. В уставе определяют финансовые
корпоративные документы, которые
должен утвердить наблюдательный совет.
Исполнительный совет отвечает за ежедневное
управление компанией. В него входят
исключительно работники
Размер наблюдательного совета зависит от размера компании. В больших компаниях служащие избирают 50 % наблюдательного совета.
Основные отличия немецкой модели от японской и англо-американской заключаются в том, что закон устанавливает размер наблюдательного совета, который не подлежит изменению, а также в наблюдательный совет входят представители рабочих/ служащих компании.
Тот
факт, что в наблюдательный совет
не входят инсайдеры, вовсе не значит,
что к ней входят только аутсайдеры.
Члены наблюдательного совета, которых
избирают акционеры, — это обычно
представители банков и корпораций
— больших акционеров. Точнее можно
назвать их афишированными аутсайдерами.
В
Германии крепкие федеральные традиции.
Федеральные и местные законы
влияют на корпоративное управление.
Уставы акционерного общества и фондовой
биржи, коммерческие правила, а также
отмеченные выше правила, которые определяют
состав наблюдательного совета, входят
в федеральное
Уровень
раскрытия информации. В Германии
разработаны достаточно суровые
правила раскрытия информации, но
менее жесткие, чем американские.
Корпорации должны сообщать о себе
следующее: финансовую информацию (каждые
полгода); данные о структуре капитала;
ограниченную информацию о каждом кандидате
в наблюдательный совет (в частности,
адрес и место работы); совокупную
информацию о вознаграждении исполнительного
и наблюдательного советов; данные
об акционерах, которые владеют
свыше 5 % акций корпорации; информацию
о возможном слиянии или
Финансовую
информацию сообщают один раз каждые
полгода, а не ежеквартально (как
в США), подают совокупные данные о
вознаграждении директоров и менеджеров;
не сообщают ведомости о членах наблюдательного
совета и их владения акциями компании.
Кроме того, есть заметные отличия
между немецкими и
Основное отличие немецкой системы финансовой отчетности заключается в том, что немецким корпорациям разрешено иметь значительную нераспределенную прибыль, которая дает возможность компаниям снижать свою стоимость.
В
до 1995г. немецкие компании должны были
разглашать имена лиц, которые владели
свыше 25 % акций. В 1995г. этот предел был
снижен до 5 %, что совпадает с международными
стандартами. Действия корпораций, которые
нуждаются в одобрении
В
сущности, одобрение решений
В отличие от англо-американской и японской моделей, акционеры не имеют права изменять размер или состав наблюдательного (наблюдательной) совета. Это устанавливает закон. Кроме того, без согласия акционеров нельзя: решать важные вопросы, которые касаются капитала корпорации; принимать решение о сотрудничестве с филиалами; вносить поправки в устав (например, изменение вида деятельности), а также повышать верхний предел вознаграждения членам наблюдательного (наблюдательной) совета. Слияние с другими корпорациями, приобретение контрольного пакета и реорганизацию также нельзя проводить без согласия акционеров.
В Германии предложения акционеров - это обычное дело. После объявления повестки дня годовых собраний акционеры могут подать в письменной форме предложения двух видов: предложение, что противоречит предложению исполнительного и наблюдательного советов, которое внесено в повестку дня годовых собраний, то есть контрпредложение (она может касаться увеличения или уменьшения дивидендов или альтернативной кандидатуры в наблюдательный совет), и предложение относительно включения вопроса в повестку дня собраний. Например, проведение специального расследования или проверки, требование упразднить ограничение на право голосования, рекомендации относительно изменения структуры капитала.
Если эти предложения удовлетворяют требования законодательства, корпорация должна опубликовать их в измененном порядке собрания и послать акционерам к началу собраний.
Взаимодействие между участниками. Законодательная и общественная структуры Германии разработано так, чтобы учитывать интересы служащих, корпораций, банков и акционеров в системе корпоративного управления. О разнообразной роли банков уже шла речь выше. И хотя в целом система сориентирована на ключевых участников, значительное внимание уделено и мелким акционерам (например, Положения о предложениях акционеров).
Но есть некоторые обстоятельства, которые препятствуют полноправному участию акционеров. Большинство акций - это акции на предъявителя (их не регистрируют). Корпорации, которые выпускают такие акции, должны объявлять в правительственных изданиях о проведении годовых собраний и подавать свои годовые отчеты и повестку дня в банк-депозитарий, который, в свою очередь, направляет их тем акционерам, в которых он заинтересован. Это часто усложняет получение отмеченных ведомостей иностранными акционерами.
В Германии большинство акционеров покупают акции через банки, которые являются депозитариями и имеют право голосовать.
Акционер дает банку поручения, за которыми банк имеет право голосовать в период до 15 месяцев. Если акционер не дает специальных поручений из голосования, банк имеет право голосовать так, как он считает нужным. Это приводит к конфликту интересов между банком и акционером.
Кроме
того, узаконенные ограничения права
голоса и невозможность голосования
по почте также препятствуют участию
акционеров по делам корпорации. Акционер
должен быть на собраниях или поручить
это депозитарию, который будет
представлять его.
Компания Daimler-BenzAg16. Когда компания Daimler-BenzAg решила зарегистрировать свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже, она должна была согласиться с общепринятыми принципами бухгалтерского учета США. Эти нормы бухгалтерского учета обеспечивают большую финансовую открытость, чем немецкие нормы. Например, компания должна отчитываться о высоких убытках, которые можно было бы скрыть в случае применения немецких принципов бухгалтерского учета.
Группа
Deutsche Bank. Группа Deutsche Bank — яркий пример
горизонтально интегрированной
международной финансово-
Таким
образом, немецкая модель имеет три уникальных
особенности, которые отличают ее от других
моделей: двухпалатное правление, которое
состоит из исполнительного и наблюдательного
советов; узаконенные ограничения прав
акционеров относительно голосования,
то есть устав предприятия ограничивает
количество голосов, какие акционеры имеет
на собраниях, что может не совпадать с
количеством акций, собственником которых
он есть. Большинство немецких корпораций
традиционно отдают предпочтение банковскому
финансированию, а не акционерному, и потому
капитализация фондового рынка незначительная
в сравнении с мощностью немецкой экономики.
Анализируя
основные модели корпоративного управления,
можно сделать вывод, что они
по-разному подходят к проблеме трудовой
мотивации. Наименее пригодной для
построения систем соучастия является
англо-американская модель, ориентированная
на собственника. Управление трудовой
мотивацией в рамках этой модели возможно
путем наделения работников акциями
и, следовательно, включением их в число
собственников. Однако внутри круга
собственников наблюдаются
Корни принципа социального