Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:49, реферат
Актуальность проблемы поиска эффективной модели корпоративного управления стала еще более значительной после волны корпоративных скандалов в развитых странах, особенно в США, а также в связи с механизмами, которые использовались для перераспределения прав контроля над корпорациями в России, корпоративных конфликтов, недобросовестных корпоративных захватов. По вопросам корпоративного управления проведено весьма значительное число эмпирических исследований, в рамках которых были выявлены факторы, влияющие на формирование модели корпоративного управления, а также последствий ее функционирования и развития.
Итак, целью данной курсовой работы является – исследование основных моделей корпоративного управления.
На основе анализа прочитанной литературы и Интернет-ресурсов, поставила перед собой несколько задач
1. проанализировать имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме
2. выявить основные модели корпоративного управления, существующие в современных условиях.
3. рассмотреть содержание основных моделей корпоративного управления.
4. проанализировать состав и функции основных моделей корпоративного управления.
5. выявить достоинства и недостатки основных моделей корпоративного управления.
6. Выяснить, как конкретная модель корпоративного управления влияет на деятельность компании.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие корпоративного управления……………………………………5
1.1 Модели корпоративного управления………………………………..6
2. Англо-американская модель корпоративного управления……………8
2.1 Сущность англо-американской модели………………………………8
2.2 Состав и функции совета директоров………………………………..9
2.3 Значительные недостатки англо-американской модели…………...11
2.4 Законодательная база……………………………………………….12
2.5 Действия корпораций………………………………………………..14
2.6 Примеры управления в американских компаниях………………..15
3. Японская модель корпоративного управления………………………..18
3.1 Основные участники японской модели……………………………..18
3.2 Конфиденциальность информации………………………………….19
3.3 Взаимоотношения между корпорациями….……………………….21
4. Западноевропейская (немецкая) модель………………………………..23
4.1 Основные участники…………………………………………………23
4.2 Законодательная база………………………………………………..25
4.3 Особенности немецкой модели………….…………………………..26
4.4 Примеры управления в компаниях Германии…………………….28
5. Проблема трудовой мотивации в разных моделях…………………….30
6. Сравнительная характеристика моделей………………………………..31
Заключение
Литература
Эта
модель (применяется в корпорациях Великобритании,
США, Австралии, Новой Зеландии, Канады
и некоторых других стран) характеризуется
четко разработанной законодательной
основой, определяющей права и обязанности
трех ключевых участников - управляющих,
директоров и акционеров, и сравнительно
простым механизмом взаимодействия между
корпорацией и акционерами и между акционерами
(как на ежегодных общих собраниях, так
и в промежутках между ними). Механизм
их взаимодействия представляет собой
так называемый треугольник корпоративного
управления. Англо-американская модель,
развивавшаяся в условиях свободного
рынка, предполагает разделение владения
и контроля в наиболее крупных корпорациях.
Это юридическое разделение очень важно
с деловой и социальной точек зрения, так
как инвесторы, вкладывая свои средства
и владея предприятием, не несут юридической
ответственности за действия корпорации.
Они передают функции по управлению менеджерами
и платят им за выполнение этих функций
как своим агентам по ведению дел. Плата
за разделение владения и контроля и называется
агентскими услугами.
Значительная
роль совета директоров в англо-американской
модели предопределена требованиями адаптации
к быстро изменяемой экономической
среде через использование
Общепринятым главным заданием деятельности правлений в корпорациях США считают защиту интересов акционеров и максимизацию их доходов, потому американские правления направляет свою долгосрочную деятельность, прежде всего, на интересы владельцев. Основные функции совета директоров таковы:
• разрабатывание корпоративной стратегии, виденья и миссии фирмы;
• назначение и изменение высших руководителей;
• контроль, мониторинг и надзор за высшим менеджментом;
• распределение ресурсов и анализ их использования;
• защита интересов акционеров;
• разрабатывание принципов и определение стратегических планов на 3-5 лет;
• утверждение годовых финансовых планов (бюджетов);
• стратегический контроль (оценка степени достижения стратегических целей и соответствия планов и бюджетов).
Совет
директоров в англо-американской модели
состоит как из инсайдеров, так
и из аутсайдеров. Инсайдер - это
лицо, какая работает в корпорации
(исполнительный директор или служащий)
или тесно связанная с
Относительно
количества членов совета директоров,
то в последнее время в
В англо-американской модели традиционно председателем совета директоров и главным (генеральным) исполнительным директором было одно лицо. Однако последующее развитие корпоративного управления обнаружило определенные недостатки этой схемы, в частности:
• концентрацию власти в руках одного человека;
• возможность концентрации власти в руках небольшой группы лиц (когда совет директоров состоит только из инсайдеров);
• попытка правления и совета директоров удерживать власть в течение длительного периода времени, игнорируя интересы других акционеров;
• систематическое игнорирование интересов акционеров. Американские правления собираются от четырех до десяти раз на год с длительностью заседания 1-2 дня. В последнее время корпорации начали проводить дополнительные заседания для обсуждения долгосрочной стратегии компании.
Основная
деятельность правления проводится
в комиссиях, которым поручают выполнять
отдельные задания и
Недостатки англо-американской модели совета директоров8:
•
значительное организационное и
информационное влияние на совет
со стороны высшего
•
делегирование большинства
•
недостаточная частота и
Советы директоров в этой модели характеризуются весомым особым влиянием ключевых фигур советов, участием в отборе и назначении высшего руководства, полномочиями определять стратегию, способностью контролировать достижение поставленных целей.
Порядок деятельности совета директоров содержит такие правила и процедуры:
-
периодичность и место
-
формулировка правил созыва
-
разрабатывание порядка
-
порядок голосования на
-
порядок принятия решений и
оформления протоколов, в частности
порядок голосования;
В
англо-американской модели совместных
отношений в отрасли
В США корпорации регистрируют и внедряют в определенном штате, и именно законы этого штата составляют основу законодательной базы относительно прав и обязанностей корпорации.
В Великобритании законодательные пределы корпоративного управления внедряет парламент, и их могут регулировать правила таких организаций, как, например Коллегия из ценных бумаг и инвестиций, что присматривает за фондовым рынком.
Важную роль в англо-американской модели играют фондовые биржи, которые определяют листинг, уровень раскрытия информации и другие требования.
Требования относительно раскрытия информации. В сравнении с другими странами в США существуют наистрожайшие правила относительно раскрытия информации, поскольку действует четкая и урегулированная система отношений между акционерами. Это не удивительно, если учитывать размеры и значения фондового рынка в экономике страны и на международной арене.
В
США корпорации должны сообщать о
себе достаточно много: финансовую информацию
о корпорации (ежеквартально); данные
о структуре капитала; информацию
о предыдущей деятельности директоров,
которые назначаются (включая должности,
какие они занимали, отношения
с компанией, владение акциями компании);
размеры совокупного
В
Великобритании и в других странах,
в каких используют англо-американскую
модель, требования к раскрытию информации
аналогичны, но не такие суровые, как
в США и, отчеты подают обычно один
раз за полгода.
Роль акционеров англо-американской модели определяется уровнем решений, которые касаются исключительно компетенции акционеров. Это такие решения:
• выборы директоров;
• назначение аудиторов;
• покупка контрольного пакета акций;
• вопрос реорганизации;
• внесение поправок в устав корпорации;
• включение предложений в повестку дня годовых собраний;
• созыв внеочередных общих собраний акционеров.
Однако относительно дивидендов есть расхождения в законодательстве разных стран; акционеры в США не имеют права голосовать за размер дивидендов, в Великобритании, напротив, это вопрос ставят на голосование.
Акционеры также имеют право включать предложения в порядок дневных годовых собраний. Эти предложения должны касаться вопросов бизнеса. Акционеры, что владеют, по крайней мере, 10 % акционерного капитала, имеют право также созывать чрезвычайные общие собрания акционеров.
Взаимоотношения между ключевыми участниками.