Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:03, реферат
Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт.
Фискальная политика
Фискальная политика
играет важную роль в обеспечении
стабильности финансовой системы страны,
оказывая влияние на многие макроэкономические
переменные, такие как уровень
инфляции, величина процентных ставок,
инвестиции и другие. В развитие
системы гармонизации бюджетного и
стратегического планирования на этапе
планирования бюджета предлагается
разрабатывать среднесрочную
Налоговая политика
Казахстан первым из
стран СНГ разработал и ввел прогрессивное
налоговое законодательство. С 2002 года
в республике действует новый
Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные
основы налоговой системы, сформированной
в предыдущие годы, с одновременным
повышением эффективности правовых
механизмов в налоговой сфере. Налоговым
кодексом были закреплены принципы стабильности
налогового законодательства и единства
системы налоговых льгот. В соответствии
с этим из законодательства были исключены
нормы по предоставлению льгот индивидуального
характера для конкретного
Бюджетная политика
Правительство провело
значительную работу в области совершенствования
бюджетной системы. Осуществляется
формирование программного, целенаправленного
бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического
развития страны. Бюджет разделен на текущий
бюджет, за счет которого осуществляются
программы, направленные на выполнение
текущих нужд государства, и бюджет
развития, включающий расходы на инвестиции
в экономику, в том числе на
инфраструктуру, градостроительство,
информатизацию, науку, подготовку кадров.
В этом году в Казахстане разработан
Бюджетный кодекс, целями которого
являются, прежде всего, объединение
и систематизация правовых норм действующего
законодательства, регулирующих бюджетные
отношения, установление целостности
системы бюджетных отношений
с едиными принципами и правилами,
определение участников бюджетного
процесса и их полномочий, систематизация
бюджетного устройства и бюджетного
процесса. В настоящее время государство
контролирует дефицит бюджета, который
в 2002 году составил 0,3% к ВВП, на 2004 год планируется
в размере 1,9% к ВВП, на 2005 г. - 1%, на 2006 год
- 0,5%. Происходит расширение текущих и
капитальных инвестиций в социальную
сферу, здравоохранение, образование.
С учетом того, что доходы бюджета в значительной
степени зависят от поступлений от сырьевого
сектора, истощающего невозобновляемые
ресурсы страны, сбережение доходов от
сырьевого сектора в Национальном Фонде
Республики Казахстан позволит обеспечить
равномерный уровень потребления для
нынешних и будущих поколений. Накопления
в Национальном фонде позволят в долгосрочном
периоде, когда исчерпаются минеральные
сырьевые ресурсы страны, получать Правительству
Казахстана адекватный инвестиционный
доход от активов, вложенных в акции и
другие ценные бумаги мирового финансового
рынка. Накопления Национального Фонда
к концу текущего года превысят 3 млрд.
долл. США.
2.2.Структурно-
Управление государственным
имуществом и приватизация
Особое место в
реализации программ стабилизации экономики
и развития социально-экономических
реформ занимает разгосударствление и
приватизация государственной собственности.
За 1991-2002 годы в целом по республике
Комитетом госимущества и приватизации
и его областными подразделениями
приватизировано 38,6 тыс. объектов государственной
собственности, в том числе 6,6 тыс.
объектов в 1991-1992 годах, более 30 тыс. объектов
приватизировано за 1993-2002 годы. В
разрезе отраслей экономики наибольшее
количество предприятий было приватизировано
в сфере торговли и услуг (более
13 тыс. объектов или 33,9% от общего числа
приватизированных предприятий)
Совершенствование
государственного управления
В рамках совершенствования
государственного управления, в соответствии
с приоритетами, обозначенными в
долгосрочной стратегии развития страны,
проведено реформирование государственной
службы. Для реализации поставленных
задач были определены следующие
основные цели: формирование профессионального
аппарата, способного удовлетворить
потребности общества, каждого гражданина,
построение модели государственной
службы, в которой карьерный рост
служащего основывается исключительно
на его заслугах, и создание механизма
реализации конституционного права
граждан на равный доступ к государственной
службе. В целях повышения профессионализма
и стабильности государственной службы,
стимулирования карьерного роста, усиления
мер социальной и правовой защиты административных
государственных служащих при ликвидации
или реорганизации государственного органа,
разработан проект Закона Республики
Казахстан "О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Казахстан от 23 июля
1999 года "О государственной службе"
Совершенствование государственного
управления предполагает создание оптимальной
структуры Правительства и совершенствование
системы и методов государственного управления.
В настоящее время проведена ревизия действующего
законодательства, в результате которого
подготовлен законопроект 'О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты по вопросам разграничения полномочий
между уровнями государственного управления',
предусматривающий внесение изменений
в 128 законодательных актов. Продолжится
процесс передачи центром отдельных функций
и полномочий, а также ответственности
в решении большинства вопросов территориального
развития местному уровню государственного
управления, прежде всего функций в хозяйственной
сфере, а также отдельных контрольно-надзорных
функций. При этом акцентируется внимание
на расширении самостоятельности и четком
закреплении в законодательстве полномочий
районного (городского, областного значения)
уровня управления в решении вопросов
социально-экономического развития регионов.
Перенос центра проводимых реформ на нижние
уровни государственного управления позволит
Акимам сельских округов и поселков самостоятельно
решать и регулировать вопросы местного
значения, гибко реагировать на потребности
населения. Успешная реализация поставленных
задач позволит сформировать эффективную,
адаптированную к углубляющимся рыночным
преобразованиям систему государственного
управления, способную динамично развивать
экономику страны и повысить благосостояние
народа.
Развитие малого
предпринимательства и
Исключительно важное
значение для государства имеет создание
благоприятных условий для развития частного
сектора на собственной основе. Активные
приватизационные процессы в начале 90-х
годов создали в стране базу для становления
и развития малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса в республике
стало одним из индикаторов успешного
формирования экономики. В структуре ВВП
на начало 2003 года доля малых предприятий
составила 19,9% или увеличилась почти в
3 раза по сравнению с 1998 годом. Доля малых
предприятий в общем количестве хозяйствующих
субъектов Казахстана неуклонно возрастает
и в 2003 году достигла 93,3% (для сравнения
- в 1998 году 86,6%).
2.3. Внешнеэкономическая
деятельность
За прошедшие годы
значительно упрочилась внешняя
позиция Казахстана и улучшилось состояние
платежного баланса страны. Если экспорт
в 1992 году составлял 3,6 млрд. долл. США,
то в 2002 г. он достиг рекордного уровня-
10 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной
торговли), превысив дореформенный уровень
1991 года. В 2002 году внешнеторговый оборот
Республики Казахстан достиг 17,4 млрд.
долл. США (с учетом неорганизованной торговли),
что составляет 70% от ВВП. Сальдо торгового
баланса сложилось положительным в Казахстане
в размере 3,6 миллиардов долларов США.
За 1995-2003 годы объем внешнеторгового оборота,
по предварительным данным, возрос в два
раза и составил 20800 млн. долларов США (по
данным таможенной статистики).
Участие в международной
экономической интеграции
Формирование условий
для взаимовыгодной интеграции страны
в мировую экономику, рационализации
ее роли в системе международного
разделения труда является одним
из основных приоритетных направлений
внешнеэкономической политики Казахстана.
В числе других важнейших мероприятий
прошедшего периода необходимо отметить
получение статуса наблюдателя
в отдельных комитетах
Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, 2004
Информация о работе Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет