Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт.

Работа содержит 1 файл

Экономика Казахстана.docx

— 49.67 Кб (Скачать)

Фискальная политика  
 
 
 

Фискальная политика играет важную роль в обеспечении  стабильности финансовой системы страны, оказывая влияние на многие макроэкономические переменные, такие как уровень  инфляции, величина процентных ставок, инвестиции и другие. В развитие системы гармонизации бюджетного и  стратегического планирования на этапе  планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику Правительства. В новой  редакции фискальной политики предлагается переход на бездефицитный бюджет и значительное сокращение размера  правительственного долга. Это создаст  значительный задел прочности в  области проведения бюджетной политики. 
 
 
 

Налоговая политика  
 
 
 

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное  налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует новый  Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным  повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Налоговым  кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены  нормы по предоставлению льгот индивидуального  характера для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета  составляют в среднем 22-23% ВВП, что  является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому  способствовало снижение ставок НДС  и совершенствование методологии  его взимания, уменьшение ставки социального  налога, ввод специальных налоговых  режимов, освобождение социальной сферы  и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг  проводится политика по снижению налогового бремени. В настоящий момент принят закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки на заработную плату, снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, введение отдельного налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых является создание и развитие современных технологий, совершенствование налогообложения нефтяных операций.  
 
 
 

Бюджетная политика  
 
 
 

Правительство провело  значительную работу в области совершенствования  бюджетной системы. Осуществляется формирование программного, целенаправленного  бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны. Бюджет разделен на текущий  бюджет, за счет которого осуществляются программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий расходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство, информатизацию, науку, подготовку кадров. В этом году в Казахстане разработан Бюджетный кодекс, целями которого являются, прежде всего, объединение  и систематизация правовых норм действующего законодательства, регулирующих бюджетные  отношения, установление целостности  системы бюджетных отношений  с едиными принципами и правилами, определение участников бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного устройства и бюджетного процесса. В настоящее время государство  контролирует дефицит бюджета, который в 2002 году составил 0,3% к ВВП, на 2004 год планируется в размере 1,9% к ВВП, на 2005 г. - 1%, на 2006 год - 0,5%. Происходит расширение текущих и капитальных инвестиций в социальную сферу, здравоохранение, образование. С учетом того, что доходы бюджета в значительной степени зависят от поступлений от сырьевого сектора, истощающего невозобновляемые ресурсы страны, сбережение доходов от сырьевого сектора в Национальном Фонде Республики Казахстан позволит обеспечить равномерный уровень потребления для нынешних и будущих поколений. Накопления в Национальном фонде позволят в долгосрочном периоде, когда исчерпаются минеральные сырьевые ресурсы страны, получать Правительству Казахстана адекватный инвестиционный доход от активов, вложенных в акции и другие ценные бумаги мирового финансового рынка. Накопления Национального Фонда к концу текущего года превысят 3 млрд. долл. США.  
 
 
 
 

2.2.Структурно-институциональные  реформы  
 
 
 

Управление государственным  имуществом и приватизация  
 

Особое место в  реализации программ стабилизации экономики  и развития социально-экономических  реформ занимает разгосударствление и  приватизация государственной собственности. За 1991-2002 годы в целом по республике Комитетом госимущества и приватизации и его областными подразделениями  приватизировано 38,6 тыс. объектов государственной  собственности, в том числе 6,6 тыс. объектов в 1991-1992 годах, более 30 тыс. объектов приватизировано за 1993-2002 годы. В  разрезе отраслей экономики наибольшее количество предприятий было приватизировано  в сфере торговли и услуг (более 13 тыс. объектов или 33,9% от общего числа  приватизированных предприятий), промышленности и сельском хозяйстве (2,5 и 2,6 тыс. объектов соответственно). За период реформ и  приватизационных процессов в республике создана основа для становления  частного сектора экономики - одного из факторов эффективного функционирования рыночной экономики.  
 
 
 
 

Совершенствование государственного управления  
 
 
 

В рамках совершенствования  государственного управления, в соответствии с приоритетами, обозначенными в  долгосрочной стратегии развития страны, проведено реформирование государственной  службы. Для реализации поставленных задач были определены следующие  основные цели: формирование профессионального  аппарата, способного удовлетворить  потребности общества, каждого гражданина, построение модели государственной  службы, в которой карьерный рост служащего основывается исключительно  на его заслугах, и создание механизма  реализации конституционного права  граждан на равный доступ к государственной  службе. В целях повышения профессионализма и стабильности государственной службы, стимулирования карьерного роста, усиления мер социальной и правовой защиты административных государственных служащих при ликвидации или реорганизации государственного органа, разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе" Совершенствование государственного управления предполагает создание оптимальной структуры Правительства и совершенствование системы и методов государственного управления. В настоящее время проведена ревизия действующего законодательства, в результате которого подготовлен законопроект 'О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления', предусматривающий внесение изменений в 128 законодательных актов. Продолжится процесс передачи центром отдельных функций и полномочий, а также ответственности в решении большинства вопросов территориального развития местному уровню государственного управления, прежде всего функций в хозяйственной сфере, а также отдельных контрольно-надзорных функций. При этом акцентируется внимание на расширении самостоятельности и четком закреплении в законодательстве полномочий районного (городского, областного значения) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Перенос центра проводимых реформ на нижние уровни государственного управления позволит Акимам сельских округов и поселков самостоятельно решать и регулировать вопросы местного значения, гибко реагировать на потребности населения. Успешная реализация поставленных задач позволит сформировать эффективную, адаптированную к углубляющимся рыночным преобразованиям систему государственного управления, способную динамично развивать экономику страны и повысить благосостояние народа. 
 
 
 

Развитие малого предпринимательства и конкуренции  
 
 
 

Исключительно важное значение для государства имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Активные приватизационные процессы в начале 90-х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в республике стало одним из индикаторов успешного формирования экономики. В структуре ВВП на начало 2003 года доля малых предприятий составила 19,9% или увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1998 годом. Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов Казахстана неуклонно возрастает и в 2003 году достигла 93,3% (для сравнения - в 1998 году 86,6%).  
 
 
 

2.3. Внешнеэкономическая  деятельность  
 
 
 

За прошедшие годы значительно упрочилась внешняя  позиция Казахстана и улучшилось состояние платежного баланса страны. Если экспорт в 1992 году составлял 3,6 млрд. долл. США, то в 2002 г. он достиг рекордного уровня- 10 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), превысив дореформенный уровень 1991 года. В 2002 году внешнеторговый оборот Республики Казахстан достиг 17,4 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), что составляет 70% от ВВП. Сальдо торгового баланса сложилось положительным в Казахстане в размере 3,6 миллиардов долларов США. За 1995-2003 годы объем внешнеторгового оборота, по предварительным данным, возрос в два раза и составил 20800 млн. долларов США (по данным таможенной статистики).  
 

Участие в международной  экономической интеграции  
 

Формирование условий  для взаимовыгодной интеграции страны в мировую экономику, рационализации ее роли в системе международного разделения труда является одним  из основных приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Казахстана. В числе других важнейших мероприятий  прошедшего периода необходимо отметить получение статуса наблюдателя  в отдельных комитетах Организации  экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), повышения кредитного рейтинга Казахстана по линии ОЭСР, а также активное вовлечение республики в процесс послевоенной реабилитации экономики Афганистана с последующим  направлением торговой миссии Казахстана в эту страну. Проведение Года Казахстана в России и Года России в Казахстане будет способствовать усилению экономической  интеграции двух стран. Сотрудничество с Российской Федерацией продолжает оставаться приоритетным направлением во внешнеэкономической политике республики, и в свою очередь, акцент в данном сотрудничестве будет направлен  на создание совместных проектов в  реальном секторе экономики, включая  военно-промышленный комплекс. В проекте  Плана работ ЕврАзЭС до 2006 года заложен комплекс мероприятий по созданию единой таможенной зоны, подготовке нормативной базы для перехода к единой валюте в государствах-участницах. Особенно тесное сотрудничество в ближайшие годы предполагается с Кыргызстаном. проект Соглашения об углублении сотрудничества между двумя государствами находится на согласительном этапе. В рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) также предполагается создание таможенного союза, проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам и обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Вступление Казахстана в ВТО является одним из важных шагов на пути интеграции Казахстана в мировую экономику и может стать одним из мощных факторов повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста. В целях приближения вступления Казахстана в ВТО проводится последовательная политика либерализации внешнеэкономической деятельности. Для вступления Казахстана в ВТО создано важное условие: ему присвоен статус страны с рыночной экономикой, что позволяет оценивать себестоимость его продукции при антидемпинговых расследованиях по фактическим затратам, а не по 'вмещаемой' себестоимости. На сегодняшний день Казахстан ведет внешнюю торговлю со 135 странами-членами ВТО. 
 

Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, 2004

Информация о работе Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет