Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:03, реферат

Описание работы

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт.

Работа содержит 1 файл

Экономика Казахстана.docx

— 49.67 Кб (Скачать)

Телекоммуникации  и связь  
 
 

Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства  является информатизация. В международном  масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан  по уровню информатизации находится  пока примерно на 60-70 месте. Но стремительно идет формирование в экономике, государственном  управлении, культуре и социальной сфере новых технологических  укладов, базирующихся на использовании  перспективных информационных технологий, средств компьютерной техники и  телекоммуникаций, повышение общего уровня информированности населения  посредством обеспечения доступа  к современным компьютерным технологиям. Число телефонных аппаратов телефонной сети в 2003 году составило 2327 тыс. штук или  возросло на 18,8% по сравнению с 1999 годом. Успешно развивается на рынке  Казахстана беспроводная связь, объемы которой с каждым годом растут. Широкое развитие получила передача данных по сети Интернет. С каждым годом  число предприятий занимающихся этим новым прогрессивным видом  связи растет. Количество установок  пользователей сети 'Интернет' выросло  к концу 2002 года более чем в 150 раз к уровню 1998 года.  
 
 
 
 

Наука и инновации  
 
 
 

Республика Казахстан  располагает мощным научно-техническим  потенциалом. Со времени обретения  независимости начался новый  этап в развитии науки. Принят Закон  Республики Казахстан 'О науке', утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Качественный экономический  рост не возможен без опережающего развития науки и инноваций. Это  является бесспорным фактом. Сегодня  развитые страны перешли от индустриального  уклада развития экономики к сервисно-технологическому, который основан на передовых достижениях науки и восприимчивости к инновациям. С каждым годом общество увеличивает затраты на проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР), и эти затраты дают высокую отдачу. 
 
 
 
 

1.2. Развитие природного  капитала  
 
 
 

Природный капитал - запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество: все запасы в "природных кладовых", которые могут использоваться в  производственных целях, включая почву, воду, воздух, полезные ископаемые. Экономический  потенциал Казахстана характеризуется  богатыми месторождениями минеральных  и энергетических ресурсов, большой  сельскохозяйственной площадью (около 20% обрабатываемой земли стран СНГ). В области использования природного капитала должна проводиться разумная политика, направленная на эффективное  использование природных ресурсов, их защиту и восстановление. Природные  ресурсы Казахстана Казахстан богат  природными ресурсами. Из 110 элементов  таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано - 70, используется - более 60. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе место - по запасам серебра, свинца и хромитов, третье - меди, марганца и флюорита, четвертое - молибдена, по запасам золота входит в первую десятку. Казахстан располагает примерно 8% мировых запасов железной руды и около 25% мировых запасов урана. По разведанным запасам нефти Казахстан занимает 13 место в мире. Разведанные извлекаемые запасы нефти и газа по Казахстану на начало 2003 г. составляют 4,6 млрд.тонн, в т.ч. запасы газового конденсата - 331,5 млн.тонн. Запасы нефти на шельфе Каспия составляют 1,6 млрд.тонн, что составляет 38,4% от извлекаемых запасов нефти по состоянию на начало 2003 года. В будущем прирост извлекаемых запасов нефти и газового конденсата будет происходить в основном за счет месторождений на шельфе Каспия. Так, к 2010 году прирост запасов ожидается в размере 2489 млн. тонн, к 2015 году - 3822 млн. тонн и к 2020 году - 5159 млн. тонн. При этом за счет шельфа Каспия к 2020г. прирост запасов составит 4200 млн. тонн. Запасы угля в Казахстане составляют 35,8 млрд. тонн (3,6% мировых запасов). По запасам и добыче угля среди стран бывшего Союза Казахстан занимает 3 место после России и Украины Ресурсы речного стока составляют 100,5 куб.км, из которых только 56,5 куб.км формируются на территории республики, остальной объем поступает из сопредельных государств Распределение земельного фонда Республики Казахстан по целевому назначению: - земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан 93,4млн.га (34,3% от всей территории) - земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 11,1 млн.га (4,1%) - земли особо охраняемых природных территорий 1,2 млн.га (0,4%) - земли лесного фонда 22,2 млн.га (8,1%) - земли водного фонда 3,6 млн.га (1,3%) - земли запаса 118,7 млн.га (43,6%) - прочие земли 22,3 млн.га (8,2%) Общая площадь пахотных земель 30,2 млн.га (11,1%). Общая площадь пастбищных и отчасти сенокосных земель 190 млн.га (69,7%)  
 
 
 
 

Охрана окружающей среды и природопользование  
 
 
 

Земля и недра  Казахстана, его воздушный бассейн  и водные ресурсы, богатейшая флора  и фауна нуждаются в эффективной  системе государственной защиты. Принят ряд основополагающих законодательных  актов, регулирующих вопросы государственного управления в области охраны природы  и природопользования: 'О земле', 'Об охране атмосферного воздуха', 'Водный кодекс', Об особо охраняемых природных  территориях', Концепция экологической  безопасности Республики Казахстан  на 2004-2015гг. Наблюдаются положительные  тенденции в инвестиционной деятельности по охране окружающей среды. В 2002 году в республике на охрану окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов предприятиями  и организациями всех форм собственности было использовано 21,8 млрд. тенге, что более, чем в 3 раза больше, чем в 2000 году. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 1991-2002 годах уменьшились в республике почти в 2 раза и за 2003 год расчетно их объем составит 2715 тысяч тонн. Утверждена отраслевая программа 'Питьевые воды' на 2002-2010 годы, реализация основных мероприятий которой будет способствовать улучшению экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов и качества потребляемой питьевой воды. В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. будет принята и реализована программа охраны окружающей среды на 2005-2007 годы, разработаны законодательные акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. 
 
 
 
 

1.3. Развитие человеческого  капитала  
 
 
 

Человеческий капитал - способность людей к участию  в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в  человеческий капитал считаются  затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей. В современном мире, как  показывает практика, успех в экономике  обеспечивается только новыми знаниями и технологическим прогрессом. Сегодня, чтобы добиться успеха, необходимо вкладывать капитал в самый главный  ресурс - человеческий. Только так экономика  сможет лучше всего воспринять и  осуществить инновации. Страна, способная  достаточно быстро создавать и осваивать  новые информационные, производственные, научные и другие технологии, сможет достойно конкурировать на мировых  рынках сейчас и в будущем. Обобщающим показателем развития человеческого  капитала в мировой экономике  является индекс человеческого развития (далее - ИЧР), который представляет собой среднеарифметическое значение из индексов уровня образования, доходов  и продолжительности жизни населения. За период с 1990 по 1995 год индекс человеческого  развития в Казахстане снизился на 50 пунктов. Это было обусловлено  снижением ожидаемой продолжительности  на 4,6 года, сокращением производства ВВП на душу населения на 1776 долларов США по ППС, сокращением охвата обучением  на 7 процентных пунктов (при росте  уровня грамотности взрослого населения  на 1 процентный пункт). Наиболее низкое падение ожидаемой продолжительности  жизни при рождении наблюдалось  в 1995 году, когда она составила  всего 63,5 года. В 2001 году, по данным Всемирного отчета о человеческом развитии за 2003 год, Казахстан имел ИЧР на уровне 0,765, сравнимом с ИЧР Румынии (0,773) и Саудовской Аравии (0,769), занимая 76 место среди 175 стран мира и поднявшись на 3 места вверх по сравнению с предыдущим годом. Расчеты показывают, что рост индекса человеческого развития на 1%, приводит к росту ВВП на 5,8%. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,8 лет до 75 лет к 2020 году, по оценке может обеспечить рост индекса ожидаемой продолжительности жизни на 153 пунктов (с 0,680 до 0,833), удвоение производства ВВП на душу населения - увеличить индекс дохода на душу населения на 116 пунктов (с 0,716 до 0,831). Обеспечение 100-процентного охвата обучением населения в возрасте 6-24 года позволяет увеличить индекс доступности образования на 50 пунктов (с 0,937 до 0,997). В совокупности, это позволит увеличить ИЧР Казахстана до современного уровня человеческого развития Барбадоса и Сингапура (27-28 место), Италии, Израиля и Португалии (21-23 место).  
 
 
 
 

Население и трудовые ресурсы  
 
 
 

Численность населения  страны на начало 2003 года составила 14862,5 тыс. человек, из них 8416,2 тыс. человек (56,6%)- городских и 6446,3 тыс. человек (43,4%) - сельских жителей. С 1999 года в стране наблюдается  сокращение числа эмигрантов и увеличение числа иммигрантов, а с 2000 года увеличение естественного прироста населения  за счет повышения рождаемости. Это  привело к тому, что с 2002 года естественный прирост населения превысил миграционную убыль на 16,5 тыс. человек, а за 11 месяцев 2003 года - на 81,9 тыс. человек и на 1 декабря 2003 года численность населения  страны составила 14944,4 тыс. человек. В разрабатываемом согласно Посланию Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 4 апреля 2003 года проекте Программы демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2004-2010 годы определены цели и задачи по стабилизации и устойчивому демографическому развитию страны путем принятия мер по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного здоровья, стимулированию рождаемости, снижению смертности населения, укреплению института семьи, регулированию миграции. Большое внимание уделяется вопросам возвращения этнических казахов на свою историческую родину и их интеграции в казахстанское общество. По данным Агентства по миграции и демографии на 1 апреля 2003 года 166 993 человека получили гражданство Республики Казахстан. Подъем экономики дал новый импульс занятости населения. С 1999 года отмечается стабильное увеличение численности занятого населения. Благодаря динамичному развитию частного сектора и малого предпринимательства сформировалась новая категория занятых - самозанятое население: это работодатели, члены производственных кооперативов, занятые на индивидуальной основе и работники семейных предприятий. Повышение благосостояния населения Повышение уровня и качества жизни населения является важнейшей задачей социальной политики республики на современном этапе общественного развития. Тенденции снижения уровня жизни в первой половине 90-х годов имели место в связи с объективными трудностями переходного периода. Изменение качества жизни казахстанцев в сторону улучшения в последние годы отражает позитивное влияние экономического роста. Реальные среднедушевые денежные доходы населения в 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличились в 2 раза. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника выросла в 2003 г. по сравнению с 1995 г. (по оценке) в 4,9 раза. С улучшением макроэкономической ситуации и снижением инфляционных процессов наблюдается рост реальной заработной платы. В 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличение составило 1,8 раза. Реальная заработная плата также растет высокими темпами - в последние два года прирост (по оценке) составил 19%. Реальный размер средней пенсии за 1995-2002 г.г. вырос в 1,4 раза. Рост уровня располагаемых денежных доходов и относительная стабилизация уровня цен на товары длительного пользования обусловили рост платежеспособного спроса населения. Вследствие этого наблюдается увеличение обеспеченности населения некоторыми видами товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения по сравнению с 1985 годом.  
 
 
 
 

Снижение бедности и безработицы  
 
 
 

Одним из важнейших  направлений в социальной политике государства на современном этапе  развития Казахстана становится реализация мер по снижению уровня бедности населения. В направлении снижения бедности в Казахстане проведена большая  работа. Приняты и реализуются 75 государственных и отраслевых программ, которые прямо или косвенно связаны  с улучшением жизненного уровня населения. Реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. В целях дальнейшей работы для решения проблем бедности принята Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, предусматривающая комплексный подход к решению данной проблемы путём содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер в рамках действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно решающих вопросы снижения бедности. На реализацию этих программ предполагается выделение средств из республиканского и местных бюджетов в объеме свыше 610 млрд. тенге. Улучшается ситуация в области занятости населения. Общая численность населения, занятого экономической деятельностью имеет устойчивую тенденцию роста. По сравнению с 1999 годом количество занятых в экономике возросло почти на 831,8 тыс.чел. и достигло 6,9 млн. человек, а уровень безработицы снизился с 13,5% в 1999 году до 9,3% в 2002 году и 8,8% в 2003 году.  
 
 
 
 

Социальное обеспечение  населения  
 
 
 

Несмотря на объективные  трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось  за сравнительно короткий период времени  сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным  регулированием, адекватным принципам  рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском  пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'. Накопительная пенсионная система, формируется на трех уровнях: государственном, обязательном индивидуальном и добровольном, что предусматривает наличие: - базовых пенсий, призванных обеспечить материальный минимум граждан при достижении установленного пенсионного возраста; - трудовых (страховых) пенсий - за счет накоплений обязательных отчислений граждан; - добровольных пенсий - за счет добровольных взносов работающих или их работодателей. На 1 сентября т.г. участниками накопительной пенсионной системы стали 5,9 млн. человек (включая активных и пассивных вкладчиков), что составляет 79,0% занятого или 72,6% экономически активного населения республики. В области пенсионного обеспечения прослеживается рост размеров минимальной и средней пенсий. Завершается дифференцированное повышение пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионеров. С 1 июля 2003 года осуществлено дифференцированное повышение размеров пенсионных выплат в зависимости от трудового вклада пенсионеров. Повышенные размеры пенсий получили более 1 млн. пенсионеров или 63% их общего количества. Средний размер увеличения пенсионных выплат составил по республике около 2300 тенге. В результате перерасчета пенсий почти вдвое сократилась численность пенсионеров, получавших наименьшие пенсии в пределах 5000 -6000 тенге, средний размер пенсий вырос на 23,4% (с 6485 тенге до 7927 тенге). Почти в два раза увеличилась доля пенсионеров, получающих пенсию в размере от 6000 до 12000 тенге. Законодательство по пенсионной реформе в республике подкреплено дополнительными актами по социальной защите населения, которые предусматривают социальные пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Социальная защита населения приобретает адресный характер. Разработана и внедрена автоматизированная система назначения адресной социальной помощи и создана база данных по малообеспеченным семьям. Доля малообеспеченных граждан, доходы которых находятся ниже черты бедности постепенно сокращается. По данным обследований материального положения семей на 1 января 2002 года она составляла 10,6%, на 1 января 2003 года - 8,7% и по состоянию на 1 июля 2003 года сократилась до 6,6%. С 1 января 2003 года восстановлены единовременные пособия по случаю рождения ребенка. С 2005 года предполагается введение пособия по уходу за ребенком до 1 года. Проводится целенаправленная работа по реабилитации и интеграции инвалидов, одной из целевых групп, особо нуждающейся в социальной защите, в общество, численность которых составляет 407,8 тыс. человек. Содействие реабилитации и интеграции инвалидов в общество осуществляется в рамках Программы реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы. Для социальной поддержки одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан в республике функционирует 75 домов-интернатов для престарелых и инвалидов. На полном государственном обеспечении в них проживает более 16 тыс. человек. Кроме того, действуют 326 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают более 34 тыс. человек.  
 
 
 
 

2. Обеспечение устойчивости  экономики 
 
 
 

2.1. Финансовая система  
 
 
 

Развитие финансового  сектора экономики является одной  из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы. Уровень инфляции в 2003 г. составил 6,8%, тогда как в 1999 году он равнялся 17,8%. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора Денежно-кредитная политика играет важную роль в обеспечении высоких темпов экономического роста. С 2001 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением. Это связано с достижением в стране макроэкономической стабильности и позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Важным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в ближайшие годы объявлена подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге - 452 млн. долл.). Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы. На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. С 2003 года все 35 банков Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал банков составил 198,6 млрд. тенге (в эквиваленте 1,3 млрд. долл. США), совокупные активы - около 1,5 трлн. тенге (10 млрд. долл.). Около 58% активов банков размещаются в виде кредитов экономике. В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. На фоне продолжающегося роста ресурсной базы кредитование экономики для банков стало приоритетным видом операций. На 1 октября 2003 года кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики составили 924,2 млрд. тенге, тогда как в 1996 году данный показатель находился на уровне 60,9 млрд. тенге. Позитивные изменения произошли в структуре кредитов по срокам. Наблюдается постоянная тенденция роста доли средне - и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными кредитами. По данным на октябрь 2003 года средне и долгосрочные кредиты выросли до 574,9 млрд. тенге, тогда как в 1997 году данный показатель составлял всего лишь 20,4 млрд. тенге. Таким образом, удельный вес средне и долгосрочных кредитов увеличился с 28,6 % в 1997 году до 62,2 % в октябре 2003 года. Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение ставки рефинансирования, в целом способствовала снижению ставок по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам юридическим лицам в тенге снизилась с 30,0 % в 1997 году до 15,6 % в 2002 году, по кредитам в иностранной валюте - с 18,5% до 13 %. На сегодняшний день ставки по кредитам в Казахстане одни из самых низких в СНГ. При средневзвешенной ставке по кредитам в Казахстане 13%, в России эта цифра составляет 13,4% , Украине - 17,9%, Беларуси и Кыргызстане - 27%. Быстрыми темпами растут депозиты населения в банках второго уровня, способствуя пополнению ресурсной базы банков и роста их кредитного потенциала за счет притока внутренних сбережений. Такие меры Национального Банка как введение института банковской тайны, системы страхования депозитов способствовали повышению доверия населения к банковской системе. Так за период с 1997-2003 годы наблюдается непрерывный рост депозитов. Общий объем депозитов резидентов на конец октября т.г. составил 759,1 млрд. тенге. По размеру вкладов на душу населения в настоящее время Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Позитивные изменения произошли в структуре депозитов по видам валют: темпы роста депозитов в национальной валюте носили опережающий характер по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Так, рост депозитов в тенге в 2003 году к началу года составил 62,2 %, тогда как рост депозитов в валюте составил 1,6 %. Рост депозитов в национальной валюте свидетельствует о повышении доверия граждан к национальной валюте и банковской системе в целом. Проблема долларизации экономики все больше утрачивает свою актуальность. И немаловажную роль в этом играет эффективная банковская система и денежно-кредитная политика, направленная на сохранение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса национальной валюты. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанным Банком Международных Расчетов (BIS) для системно значимых платежных систем. Большой прогресс наблюдается в развитии платежных систем, обслуживающих пластиковые карты. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, достигло 1,8 млн. штук, то есть почти четверть экономически активного населения имеют платежные карточки. Реализация Программы создания Национальной межбанковской системы платежных карточек позволит создать единое платежное пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с использованием электронных денег. Реализуется Программа либерализации валютного режима на 2003-2004 годы, которая создаст предпосылки для перехода к рыночным формам контроля за потоками капитала. Для снижения возникающих при этом рисков в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях будут внедряться внутренние системы управления рисками. 
 
 
 

Информация о работе Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет