Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия «безработица», ее причин, последствий и взаимосвязи с инфляцией, а также отображение состояния безработицы в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы различные учебные пособия по макроэкономике и белорусские периодические издания. Например,
статьи Фридкина «Занятость в Беларуси глазами Минстата» в «Экономической газете» и Точицкой «Безработица в регионе и ее проблемы» в «Веснике Белорусского государственного экономического университета».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
Сущность, виды, уровень безработицы…………………………………………5
Потери от безработицы…………………………………………………………13
Понятия. Закон Оукена……………………………………………………..13
Издержки циклической безработицы……………………………………...14
Издержки структурной безработицы……………………………………...16
Затраты на социальную защиту безработных………………………….…17
Неодинаковое бремя безработицы………………………………………...19
Безработица, уровень цен, кривая Филлипса…………………………………22
Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика,
тенденции……………………………………………………………………….…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..33
Так, например, вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника – программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.
Разница
между фрикционной и
2.4
Затраты на социальную
защиту безработных
Одновременно с развитием рыночных реформ в Республике Беларусь обостряется проблема безработицы. Безработица – весьма распространенное явление во многих странах. Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относятся и страны СНГ, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Цель политики занятости состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработных был бы минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. И наконец, программы по социальному страхованию безработицы.[9, c.189]
Социальная защита безработных даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
Основными принципами государственной политики в области занятости являются:
Наряду
с вопросами занятости
а) гарантии лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций. Они предусматривают: выплату выходного пособия, досрочное назначение пенсий и др.
б) выплата стипендий безработным на период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки.
в) выплата пособия по безработице.
г) пенсионное обеспечение.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. Они включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная
политика занятости включает создание
системы социального
2.5
Неодинаковое бремя
безработицы
Издержки безработицы распространяются неравномерно среди слоев и групп населения. Уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы выше, чем у квалифицированной, так как в обучение последней фирмы вкладывают значительные средства. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отрасли, менее подверженной циклическим колебаниям. Фирмы не желают потерять квалифицированных рабочих и снизить уровень производительности труда на своих предприятиях, что приведет к снижению их прибыли.
Безработицу можно разделить на две группы. Зарегистрированные безработные — те граждане, которые официально зарегистрированы и службе занятости. Их удельный и вес в общей численности безработных составляет одну треть. В составе этой группы безработных примерно две трети женщины и одна треть мужчины. Вторая группа безработных наиболее пестрая и разнообразная, к ней относятся незарегистрированные граждане в органах занятости, их удельный вес в общей численности страны составляет две трети, причем на долю мужчин приходится около двух третей состава группы, а женщин - одна треть.[14, c.24]
Анализ рынка труда показывает, что за последний год сильно изменилась структура безработных в республике. Стало больше тех, кому государство обязано предоставлять дополнительные гарантии занятости. В этот реестр попали неработающие длительное время граждане (18%), молодежь в возрасте 16-29 лет (49%, из которых почти каждый пятый - выпускник школы), женщины (69%). Оказалось также, что почти 20% безработных составляют граждане социально уязвимых категорий, а каждый четвертый из них - вообще не имеет профессии.[13, c.615]
Данные статистики свидетельствуют о том, что среди безработных в Беларуси преобладают женщины.
Руководители предпочитают брать на работу мужчин, поскольку жещинам необходимо предоставлять и оплачивать декретные отпуска по уходу за ребенком, больничные. Статистика свидетельствует, что женщины, попадающие в сексуальное рабство, это прежде всего безработные, ищущие заработка и лучшей жизни.
Руководители предпочитают брать на работу мужчин, поскольку женщинам необходимо предоставлять и оплачивать декретные отпуска по уходу за ребенком, больничные. Статистика свидетельствует, что женщины, попадающие к сексуальное рабство, это прежде всего безработные, ищущие заработка и лучшей жизни.
Вторая особенность безработицы - молодой возраст. Это наиболее незащищенные выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, школ. Государство тратит на их подготовку огромные деньги, однако не способно обеспечить их работой но окончании учебного заведения. Это говорит о том, что планирование подготовки студентов в вузах и ссузах не отвечает действительной в них потребности.
В общей численности безработных почти 18% - сельские жители, поэтому усилия заинтересованных сторон по обеспечению их занятости "синхронизированы" с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Кроме того, почти 17% средств государственного фонда содействия занятости в 2006 г. были задействованы непосредственно на финансирование усилий местных органов на трудоустройство сельчан (19,5 млрд. руб.).[12, c.5]
Проанализировав содержимое главы, можно сделать вывод, что безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, недовыпущенная продукция. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Следует отметить, что издержки безработицы распространяются неравномерно среди слоев и групп населения. И для государств очень важным является выбор политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
3.
БЕЗРАБОТИЦА, УРОВЕНЬ
ЦЕН, КРИВАЯ ФИЛЛИПСА
Сравнение конкретных данных об изменении инфляции и безработицы приводило многих исследователей к убеждению, что между двумя этими явлениями существует взаимосвязь. Наглядное представление о соотношении нормы безработицы и уровня инфляции дает так называемая кривая Филлипса. Английский экономист А. Филлипс в конце 50-х гг. XX в. обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы. Анализируя данные о величине безработицы и заработной платы за более чем 100-летний период, он установил, что норма безработицы и заработная плата имеют стойкую обратную связь. Филлипс пришел к выводу, что существует низкий уровень безработицы, равный 6—7 %, при котором уровень заработной платы стабилен. Когда безработица падает ниже этого значения, то уровень заработной платы повышается, причем темпы прироста увеличиваются по мере приближения безработицы к своему минимальному значению. И наоборот, в условиях массовой безработицы уровень заработной платы уменьшается.[9, c.167]
В дальнейшем кривая Филлипса (рис. 3.1.) была модернизирована путем замены ставки заработной платы на темпы роста цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработки экономической политики.
Кривая Филлипса показывает обратную взаимозависимость между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных.
Рассмотрим
возможности кривой Филлипса для
анализа экономической политики, направленной
на управление совокупным спросом. В любой
момент времени ожидаемый темп инфляции
и шоковые изменения предложения находятся
вне зоны прямого государственного контроля.
Тем не менее правительство, используя
меры кредитно-денежной и бюджетно-налоговой
политики, может стимулировать совокупный
спрос с целью снижения безработицы и
увеличения инфляции или сдерживать рост
совокупного спроса, увеличивая безработицу
и снижая инфляцию.
Уровень цен %
Безработица %
Рисунок 3.1 – Кривая Филлипса
На рис. 3.1. наглядно представлена альтернатива выбора между инфляцией и безработицей, выраженная кривой Филлипса. Можно манипулировать совокупным спросом для выбора определенной комбинации показателей безработицы и инфляции на этой кривой для краткосрочного периода.
Идеи Филлипса органически вписались в инструментарий кейнсианства и успешно использовались на практике до тех пор, пока рыночная экономика не столкнулась с феноменом стагфляции. Стагфляция — это период, в течение которого спад экономической активности, или стагнация, сопровождается инфляцией.[9, c.168]
Объяснить стагфляцию с помощью кривой Филлипса представители кейнсианства не могли. Позднее было доказано, что кривая достоверно описывает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде данная зависимость становится совершенно иной.
Если кривая Филлипса стабильна, то правительство может применять меры денежной и фискальной политики, которые воздействуют на совокупный спрос. В результате этого происходит просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса. Стимулирующая фискальная политика и политика «дешевых» денег, которые должны активно поддерживать совокупный спрос и добиваться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции. И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика «дорогих» денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объема производства.