Экономическое развитие Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

На фоне многочисленных кризисов в современном мире экономика и общество Китая выглядит достаточно устойчивыми. Простая и консервативная финансовая система, диверсифицированная реальная экономика, селективное отношение к иностранному капиталу, ориентированное на перспективу поведение субъектов хозяйства (от мала до велика) и их готовность к определенным жертвам во имя государственных интересов – вполне достаточные основания для спокойного взгляда на неурядицы во внешнем мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3
Глава 1. Общая характеристика
экономического развития Китая……………………………………………...….6
Основные этапы реформирования
экономики Китая…………………………………………………..……....6
Особенности китайской
модели экономического роста……………………………………………17
Глава 2. Основные направления
развития экономики Китая…………………………………………………..….31
2.1. Влияние мирового финансового кризиса
на экономику Китая………………………………………………………31
2.2. Перспективы развития экономики Китая……………………..……44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…57
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 127.33 Кб (Скачать)

В минувшем 2009 году потребительские  цены в Китае снизились на 0,7% по сравнению с 2008 годом. Вместе с тем  в декабре данный показатель на 1,9% превысил уровень предыдущего года за аналогичный месяц. Заводские  цены на промышленную продукцию в 2009 году снизились на 5,4% по сравнению  с 2008 годом, при этом в декабре  данный показатель вырос на 1,7% по сравнению  с тем же месяцем 2008 года.

В 2009 году среднедушевой  доход у населения городов  и поселков городского типа вырос  на 9,8% и составил 17175 юаней, у населения  сельских районов - на 8,5% до 5153 юаней. Общее  число трудоустроенных в городах и поселках городского типа увеличилось на 9,1 млн. человек по сравнению с концом 2008 года19.

Китайское правительство  проводит энергичную политику «ускоренной  нейтрализации» того отрицательного влияния, которое оказывают кризис и некоторые  внутренние проблемы страны на поступательное развитие её экономики и общества в целом. Принимаемым мерам стараются  придать системный, комплексный  и многоуровневый характер. С одной  стороны, они должны блокировать  углубление и расширение негативного  влияния кризиса на экономическую  и общественно-политическую жизнь  страны, а с другой - формировать  условия не только для восстановления прежних темпов развития, но и для  последующего рывка уже на но-вой научной и технологической основе, к тому же укреплённой хорошо подготовленными кадрами. При этом создаются резервы и планируются действия страхующего характера, которые способствуют закреплению положительных результатов и не допускают резкого и неконтролируемого отката назад.

Нацеленность на реализацию «уникального шанса, который предоставляет  Китаю глобальный финансово-экономический  кризис», «красной нитью» проходит через  все последние выступления высшего  руководства страны на разного рода партийных и государственных  форумах, совещаниях с секретарями  парткомов и губернаторами провинций.

Анализ директив китайского руководства по итогам заседаний  Госсовета КНР (3 декабря 2008 г.; 15, 29 апреля и 6 мая 2009 г.) позволяет заключить, что  на данном этапе реализации антикризисной программы основные усилия правительства сосредоточены на следующих направлениях20.

1. Правительство планирует наращивание инвестиций. Помимо уже принятых мер (в том числе создание «стимулирующего пакета» стоимостью 586 млрд. долл.) для этого правительствам и предприятиям на местах впредь разрешено выпускать собственные ценные бумаги (облигации). Им также вменено в обязанность организовать жёсткий контроль над финансированием конкретных проектов по линии центрального правительства. Кроме этого, рекомендовано принять меры по стимулированию так называемых «народных инвестиций», т.е. по вовлечению в активный оборот личных сбережений населения, общая сумма которых на сегодня составляет около 30 трлн. юаней (более 4 трлн. долл.).

На техническую модернизацию предприятий по специальным проектам правительство выделило 20 млрд. юаней (около 3 млрд. долл.). Ожидается, что осуществление этих проектов, в свою очередь, позволит привлечь «общественные инвестиции» в размере не менее 460 млрд. юаней (66 млрд. долл.)21. С начала 2009 г. проводится активная работа по реализации планов «оживления и урегулирования» в таких отраслях промышленности, как текстильная, металлургическая, автомобильная, производство оборудования разного назначения22.

Реализация крупных инвестиционных проектов внутри Китая, как было заявлено его руководителями, поможет осуществить  «мягкую посадку» в условиях кризиса, смягчить его негативные социальные последствия, в том числе и  связанные с безработицей.

2. Предполагается повышение внутреннего спроса и розничных продаж населению. В этом комплексе мероприятий упор делается прежде всего на активизацию работы в менее развитых сельских районах страны - центральных и западных. Считается, что осуществление проектов по электрификации китайской деревни, где проживает более 700 млн. человек, позволит заметно увеличить продажу на селе различных видов промышленной продукции. Например, введённый в действие «трёхлетний план» стимулирования покупательной способности сельских жителей (рассчитан до 2012 г.) даст возможность китайским предприятиям реализовать на селе значительное количество произведённых бытовых электроприборов. Таких товаров планируется продать не менее 600 млн. штук на сумму 1,6 трлн. юаней (230 млрд. долл.). Внутренний спрос должен также оживиться и после наведения порядка в налоговой сфере, особенно в части, касающейся тех норм и правил, которые нарушают или ущемляют права потребителей23.

3. Будут приняты меры по стабилизации экспорта и импорта. В Китае проводится «упорядочение» экспортных ограничений, государство поддерживает (кредитами) поставки за рубеж новой и высокотехнологичной продукции, а также товаров, производство которых требует больших трудовых затрат. Благодаря снижению налога на экспорт удалось эффективно использовать важное конкурентное преимущество Китая, который может производить и реализовывать трудоёмкую продукцию с низкой себестоимостью. В результате в марте 2009 г. по сравнению с январём-февралём того же года экспорт одежды увеличился на 72,5 %, мебели - на 78,1, обуви - на 42,6, чемоданов - на 90,7 %.

В феврале 2009 г. рост промышленности составил 11 %, производство бетона увеличилось  на 42 %, кредитование выросло на 25 %, а  новые кредиты в размере 1 трлн. юаней дошли до получателей. Всё  это в совокупности даёт основания  некоторым иностранным наблюдателям говорить о том, что крупные строительные проекты сумеют-таки «вытянуть» всю  китайскую экономику и страна  первой войдёт в режим поступательного развития24.

Правительство также подтвердило, что намерено и дальше оказывать  помощь крупным предприятиям и компаниям  в укреплении их позиций в других странах и на международных рынках, что помимо прибыли позволяет  приобретать опыт ведения «глобального бизнеса». Одновременно поставлена задача увеличить импорт энергоресурсов, дефицитного сырья, передовой технологии и оборудования.

4. Планируется обеспечение стабильного развития сельского хозяйства. В 2009 году урожай зерновых культур в Китае должен был вырасти не менее чем на 50 млн. т. Особое внимание обращается на регулирование рынка сельскохозяйственных товаров. Эта сфера экономики традиционно является одной из важнейших для страны, поскольку она связана с продовольственным обеспечением населения, снабжением промышленности сельхозсырьём, занятостью 700 млн. крестьян и сохранением устойчивой социально-политической обстановки.

5. Усилия правительства будут направлены на развитие высокотехнологичных отраслей производства. С этой целью в Китае формируются новые «точки роста» с упором на поиск новых источников энергии, её экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуникационных систем, современного сервиса, производства новых лекарственных препаратов. Будут ликвидированы те нормы и правила проведения торгов (аукционов), которые ставят произведённые внутри страны товары в неравное положение с импортируемыми.

6. Правительство Китая планирует укрепление социальной сферы. На этом направлении приоритетными проблемами остаются сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование системы здравоохранения, социального обеспечения и снабжения населения лекарствами.

К концу 2009 г., как было заявлено, все уволенные с обанкротившихся  госпредприятий работники должны были быть охвачены общей системой медицинского страхования, которая действует  для рабочих и служащих в городах  и посёлках. На эти цели центральное  правительство уже  42,9 млрд юаней (6 млрд долл.)25.

Правительство намерено заняться и совершенствованием системы оплаты труда преподавателей, работающих в  системе обязательного школьного  образования.

7. Предполагается совершенствование системы финансовой поддержки экономического развития страны. Больше внимания планируется уделять вопросам регулирования спроса и предложения на рынке капиталов, обеспечения кредитами средних и малых предприятий, защиты от финансовых рисков, контроля над сборами налогов и расходованием средств.

До конца 2010 г. в стране введён особый режим экономии государственных  денежных и материальных средств, усилена  ответственность партийных и  правительственных чиновников всех уровней за нарушение финансовой дисциплины. Основанием для этих мер  служит принятое в конце февраля 2009 г. «Уведомление ЦК КПК и Госсовета  КНР по некоторым вопросам экономии средств партийными и государственными органами» («Восемь требований»).

Особое, стратегическое значение придаётся комплексному развитию регионов, которые способны существенно повысить экономический потенциал Китая, укрепить его территориальную целостность, расширить и углубить связи с  внешними партнёрами. Этим целям подчинены  действующие планы развития Северо-Восточного, Западного, Юго-Восточного и Восточного регионов страны. При этом главное  внимание уделяется районам компактного  проживания нацменьшинств, поскольку  китайскому руководству в последнее  время всё чаще приходится сталкиваться с подавлением антиправительственных  выступлений и беспорядков на национальной и религиозной почве (Тибет, Синьцзян, провинции Цинхай и Гуйчжоу). Сюда регулярно выезжают специальные группы кадровых работников «для дополнительного изучения обстановки на местах, выявления наиболее острых проблем, оказания при необходимости адресной помощи».

Таким образом, сравнительно действенные меры, принятые в Китае  во время глобального экономического спада, свидетельствуют о мощности китайских политических установок  и ведомств. Центральное правительство  Китая быстро отреагировало на кризис и прибегло к правильным мерам, своевременно реализуя их. Активное реагирование правительства, масштабы и время действия уже  помогли смягчить экономический  спад и способствуют восстановлению экономики.

Однако, для восстановления нормального процесса развития мировой экономики еще потребуется длительное время. По мнению участников госсовета, «база возврата к быстрому экономическому росту еще недостаточно прочна, стабильна и сбалансирована». Кроме того, еще не решены проблемы, вызванные падением внешнего спроса на китайские товары (экономика страны более чем на 60% зависит от внешней торговли), существуют нерешенные вопросы в области финансирования, перепроизводства, остро проявляются «противоречия между финансовыми доходами и расходами».

В то же время, как мы видим, глобальный финансовый кризис действительно  стал «глобальным», поскольку его  влияние уже отразилось на всех странах, а не только на странах, оказавшихся  в эпицентре кризиса. Глобализация и экономическая интеграция принесли огромные выгоды Китаю, как это было и после 1978 г. Это также означает, что происходящее в одной стране оказывает все большее влияние  на другие страны.

Главное отличие нынешнего  всемирного экономического спада от Великой депрессии 30-х годов прошлого века состоит в наличии международного сотрудничества, которое осуществляется в формате «Группа 20».

 

2.2. Перспективы  развития экономики Китая

7 декабря 2009 г. в Пекине  завершилось ежегодное совещание  Центра по экономической работе. В настоящее время, пока тень  глобального финансового кризиса  все еще нависает над мировой  экономикой, состоявшееся совещание  определило будущее направление  макроэкономической политики Китая. 

Среди главных задач экономической работы китайского правительства в 2010 г. можно выделить следующие:

  1. повышение уровня макрорегулирования, обеспечение стабильности и более быстрого роста экономики;
  2. усиление реструктуризации экономики, повышение качества развития экономики;
  3. укрепление фундамента развития сельского хозяйства, расширение пространства для дальнейшего роста внутреннего потребления;
  4. углубление реформы структуры экономики, создание нового стимула для дальнейшего развития экономики;
  5. стимулирование роста экспорта, содействие сбалансированной внешней торговле;
  6. усиление социального обеспечения, улучшение благосостояния населения, обеспечение стабильности общества.

Совещание Центра по экономической  работе приняло нижеследующие пять решений:

  1. трансформация модели развития экономики;
  2. дальнейшее осуществление более активной финансовой и денежной политики;
  3. увеличение снабжения экономичным и практичным жильем, увеличение покупательной способности населения;
  4. смягчение ограничения на прописку в городах и поселках, продвижение урбанизации;
  5. нормализация допущения на рынок, создание нового стимула для реформирования [32, с. 32].

В сфере поддержания активной финансовой политики и активизации денежной политики произойдут следующие изменения. В 2010 г. китайское правительство продолжит осуществление активной финансовой политики и реализацию инвестиционного плана на общую сумму в 4 трлн. юаней. Кроме того, в этом году размеры правительственных ассигнований превысят показатель 2009 г. Согласно плану, 118 млн. юаней из упомянутых 4 трлн. юаней распределяются следующим образом: 487,5 млрд. юаней были выделены в четвертом квартале 2009 г., а 588,5 млрд. юаней будут выделены в 2010 г. Очевидно, что сумма, выделенная в 2010 г. значительно больше показателя 2009 г. По словам Чжу Баоляна, заместителя руководителя отдела экономического прогнозирования Государственного информационного центра, новые дополнительные ассигнования центрального правительства в 2010 г. обязательно повлекут за собой «сопутствующие» капиталовложения местных правительств и общественных организаций, благодаря чему, несомненно, ускорится процесс общенационального инвестирования.

Информация о работе Экономическое развитие Китая