Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:47, курсовая работа
На фоне многочисленных кризисов в современном мире экономика и общество Китая выглядит достаточно устойчивыми. Простая и консервативная финансовая система, диверсифицированная реальная экономика, селективное отношение к иностранному капиталу, ориентированное на перспективу поведение субъектов хозяйства (от мала до велика) и их готовность к определенным жертвам во имя государственных интересов – вполне достаточные основания для спокойного взгляда на неурядицы во внешнем мире.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……3
Глава 1. Общая характеристика
экономического развития Китая……………………………………………...….6
Основные этапы реформирования
экономики Китая…………………………………………………..……....6
Особенности китайской
модели экономического роста……………………………………………17
Глава 2. Основные направления
развития экономики Китая…………………………………………………..….31
2.1. Влияние мирового финансового кризиса
на экономику Китая………………………………………………………31
2.2. Перспективы развития экономики Китая……………………..……44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ориентация экономики
на внешний рынок потребовала
концентрации гигантских средств на
создание и расширение районов экспортного
производства. Экспорт стал одним
из факторов экономического роста. В
то же время произошла задержка развития
экономики внутренних регионов, замедлился
рост отраслей промышленности, призванных
обеспечивать удовлетворение внутреннего
спроса. Затормозилось повышение
доходов населения. Власти предельно
ограничили поддержку
С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д.
В 1995 г. принят закон, позволяющий
иностранным компаниям
В 1995г., на пять лет раньше
намеченного срока, ВВП был вновь
увеличен в два раза. Тем самым
реализовалась очередная
В стране складывается система
предприятий, принадлежащих государству
и негосударственным
Четвертый этап (2002 – 2007гг.) ознаменовался началом новой фазы индустриализации. С одной стороны продолжает реализовываться стратегия «Идти вовне!», что требует дальнейшего наращивания экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности сковывается неразвитостью внутреннего рынка, отсутствием мощного внутреннего спроса.
Вступление КНР в ВТО
вызвало изменения в развитии
промышленности, ее экспортной ориентации.
Испытывая дефицит многих ресурсов,
добиваясь овладения новыми международными
рынками, Китай официально перешел
к «транснациональному
Изменилось распределение промышленных предприятий по формам собственности. В 2007 г. государственные и контролируемые государством предприятия составили лишь 6,1% от общего числа «сверхнормативных» предприятий2, однако они располагали почти 45% активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% НДС. В том же году на долю частного сектора пришлось 51,5% «сверхнормативных» промышленных предприятий, из них почти 53% принадлежали национальному капиталу и произвели 23,2% валовой продукции, а 20% - иностранному (31,5% валовой продукции).
Достижения тридцатилетия (1978 – 2007 гг.) огромны. Китай стал производить 5-6% мирового ВВП. В стране образовались особые районы экспортного производства. Но за успехи заплачена высокая цена. В стране углубилась межрегиональная дифференциация, произошел разрыв в уровне социально-экономического и культурного развития города и деревни. Замедлился рост материального и культурного уровня населения, возник сложнейший комплекс социальных проблем и противоречий, образовались обширные зоны экологических бедствий.
2002 – 2007 гг. стали периодом оценки достигнутых успехов, периодом анализа сложившихся проблем и противоречий и выработки стратегических направлений дальнейшего развития общества и государства. В эти годы постепенно вырабатывалось несравненно более широкое, в ряде отношений комплексное, видение решений, способных обеспечить успешное развитие Китая.
Пятый этап эпохи «реформ и открытости» начинается в 2008 г. На третьем пленуме ЦК КПК семнадцатого созыва принято решение «в основном создать единый механизм социально-экономического развития города и деревни». Декларируется, что город, промышленность должны помочь социально-экономическому подъему сельского хозяйства, деревни, значительному повышению уровня и качества жизни крестьянства. Впервые на политическом уровне признается, что подъем в экономике происходил за счет деревни, но в результате она сама оказалась в плачевном состоянии.
Деревенское общество намечено
реформировать. Одно из направлений
преобразований – допущение передачи
права хозяйствования на подрядном
участке в субподряд, в аренду,
использования его в качестве
заклада или пая в
С одной стороны, эти меры призваны способствовать укрупнению полей, так ка до сих ор их размеры были микроскопическими, а собственными силами укрупнить земельные наделы бедное крестьянство было не в состоянии. С другой стороны, эти преобразования направлены на высвобождение рабочей силы из сельского хозяйства, что, в свою очередь, может обострить проблему занятости. В 2007 – 2008 гг. в стране уже насчитывалось 184млн. полностью или частично безработных. Большую их часть составляли крестьяне, пытающиеся найти заработок в городах [см.: 7, с. 73-76].
Грядущие перемены в жизни общества намечено осуществлять, сохраняя экспортную ориентацию.
Основной опыт, приобретенный Китаем в ходе 30-и летнего реформирования, сводится к следующим моментам.
1. Реформа, развитие и стабильность – неразрывные и взаимосвязанные факторы. Непременным фактором успешного развития является стабильность. С 1979 года происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Конечно, в социально-политической системе Китая по-прежнему существует масса недостатков, однако нельзя жертвовать исключительно ради совершенства социально-политической системы экономическим развитием. Это тупиковое решение. Только достигнув зрелого уровня экономики можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивалась Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а потому невозможно усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая является развитие, средством достижения – реформы. Развитие нуждается в стабильности, а для развития необходимы реформы.
2. От изоляционизма к политике «открытых дверей». В первые 30 лет после создания КНР, в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады, Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой.
В 1970-е годы ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу XX века доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первотолчком к динамичному экономическому развитию.
3. Необходимость поддержания сбалансированности и оптимизации производственной структуры. Опыт прошлого наглядно продемонстрировал, что достижение оптимальной экономической структуры крайне важно для гармонического развития государства. Самое главное сбалансированность во всем: в сфере финансов, кредита, валютных отношениях, сдерживании инфляции и т.п.
4. Регулирование отношений между центром и регионами страны, а также между отдельными регионами. Китай обладает обширными территориями и многочисленным населением. Однако между различными регионами страны существует существенное различие в развитости производительных сил, наличии природных ресурсов. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое гармоничное целое [23, с. 205].
Таким образом, Китай –
признанный лидер среди стран
догоняющего развития, как по темпам
роста, так и по роли в мировой
экономике. За три десятилетия реформ
(1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти
в 15 раз, а среднедушевые доходы населения
– в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по
объему ВВП, исчисленному по паритету
покупательной способности
Быстрый экономический рост
в Китае воспринялся как
Попытаемся выделить базисные черты китайской модели экономического роста.
Прежде всего, это господство государства во всех областях общественной жизни. Государство подчиняет свои решения стратегии и конкретным политическим установкам коммунистической партии, действует как верховный собственник земли и природных ресурсов, как собственник наиболее важных звеньев в основных отраслях производства и сферы услуг. Оно является создателем и собственником почти всей банковской системы и руководителем – финансовой. В государственных коммерческих банках сконцентрировано 52% банковских активов страны. Еще 8% активов сосредоточены в государственных «политических» банках3. Значительная доля органов власти в активах региональных банков и финансовых учреждениях. Государство выступает и в роли хозяйствующего субъекта – крупного инвестора в основные фонды страны. В 2000-е годы через бюджетные и внебюджетные фонды оно инвестировало средства, превышавшие 20% ВВП (в 2007г. – 23,8%). Что касается государственных «политических» банков, то они практически играют роль второго государственного бюджета.
Следующий конституирующий элемент китайской модели экономического роста – сверхвысокие накопления. В 1986 - 2000-е годы инвестиции в основной капитал превысили 30% ВВП, в 2005 г. их величина относительно этого показателя достигла 48%, а в 2007 г. – уже 55%! Ни одна страна в мире еще не позволяла себе столь высоких накоплений на протяжении длительного периода времени. Закономерно, что на потребление расходовалось меньше 40% ВВП.
Сверхвысокие накопления
дополнялись прямыми
Сверхвысокие накопления были использованы для формирования районов экспортного производства. В течение 2001 – 2007гг. в пять таких районов направлялось примерно 50% всех инвестиций в основной капитал (см. Приложение 1, Таблица 1).
На протяжении 2001 – 2005 гг. доля инвестиций в основной капитал, направленных в районы экспортного производства, составляла в сельском хозяйстве почти 34%, в промышленности и строительстве – 63%, в сфере услуг – около 61%. Понятно, что вся остальная территория страны финансировалась по остаточному принципу, что обусловило ее замедленное развитие [7, с. 77].
В районах экспортного
производства «ковалась» экономическая
мощь страны. С их подъемом связывались
перспективы возвышения Китая на
международной арене. Для их процветания
развертывалась борьба за расширение
мировых рынков сырья и материалов.
Именно эти районы стали главными
участниками глобальных экономических
связей, международной системы
Другая значительная часть капиталовложений направлялась в экономику городов и в первую очередь в сферу недвижимости. Львиная их доля опять-таки использовалась в районах экспортного производства (см. Приложение 2, Таблица 1). Особенно высокие темпы расширения сферы недвижимости отмечались в последние несколько лет, что обеспечило ее превращение в важный фактор роста всей экономики страны. Если в 1980-е годы высотных зданий в стране практически не существовало, то в 1990-е они возникли во всех крупных центрах экспортного производства, а в 2000-е стали определять административный облик всех столиц, провинций и административных районов.
Города страны начали быстро преображаться, обретая европейский облик. Произошла модернизация всей инфраструктуры городского хозяйства. Была создана развитая транспортная система. В 2007 г. на долю 63 тыс. предприятий сферы недвижимости с общей численностью персонала 17,2 млн. человек пришлось более 5% ВВП6. Но разбухание этой сферы имело и свою оборотную сторону – рост цен на жилье.
Нетрудно заметить, что модернизация определила изменение производства и образ жизни горожан. Однако жизнь 900 млн. сельских жителей в основных своих чертах осталась без существенных перемен.
Расширение экспортного производства в специально созданных районах превратило их в главный двигатель роста всей экономики страны. Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории, общей площадью более 30 кв. км, проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования.