Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:18, контрольная работа
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в 9-12 вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
Содержание
1. Социально-экономическое развитие древнерусского государства Киевская Русь……………………………………………………………………………………...2
2. Особенности хозяйственного развития в период раздробленности Руси……….8
3. Список литературы………………………………………………………………...16
Содержание
1. Социально-экономическое
развитие древнерусского
2. Особенности
хозяйственного развития в
3. Список
литературы……………………………………………………
Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в 9-12 вв. Киевская Русь. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
1.
Пространственная и
2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.
3.
Потребность в постоянной
В 7-10 вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов. Возникновение союзов племен – завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как 9-12 вв., условно может быть разделена на три периода:
Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980-1015). Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.
Главным содержанием деятельности киевских князей стало:
1)
объединение всех
2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;
3)
защита границ Русской земли
от нападения степных
Древнерусское государство по форме правления представляет раннефеодальную монархию. Монархический элемент представлял собой князь. Кроме того, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.
Главной функцией князя была военная. Среди других функций – судебная. Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в которую входили старшие дружинники (местная знать, представители городов, иногда духовенство. На совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов и др. С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и федеральные съезды. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие.
Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече.
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе.
Основные социальные группы этого периода:
1) высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах;
2) средний класс – купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности);
3) низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием 90% населения. Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер.
Согласно концепции Б.Д. Грекова, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси 11-12 вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина, не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общественники, платившие дань в пользу государства великому князю. Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце 10 – середине 12 вв. оставалась государственная дань – налог.
Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до 15 в. и состоял из отдельных норм. Природные условия России способствовали развитию скотоводства. Многие статьи «Русской Правды» охраняли права владельца скота.
С 9 по 11 в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Хотя основная масса бытовых вещей изготавливалась в крестьянских домах, и хозяйство оставалось натуральным, в городах уже действовали ремесленные мастерские, работавшие в основном на заказ, а иногда менявшие или продававшие свою продукцию на рынке.
В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Искусство металлургии также достигло сравнительно высокого уровня. Хорошо было развито и строительство.
Киевская Русь славилась своими городами. В.О. Ключевский называл Древнюю Русь «торговой, городовой». Этим он подчеркивал значение городов и торговли в жизни русского общества 9-12 вв. Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города. Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах. Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в 9-10 вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот и меха. «Русская Правда» упоминает и металлические деньги.
Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии. На Руси купцами и ростовщиками велись большие кредитные операции.
Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Современные историки подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации. В древнерусском обществе каждый союз племен имел своего «главного бога». Но процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии на территории Киевской Руси. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину». Впоследствии размер налога изменился, но название осталось прежним. Кафедра митрополита, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Значение принятия христианства:
1)
принятие христианства
2) произошло изменение статуса России в системе международных отношений. Русь стала цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения;
3) Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудеохристианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы;
4) принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи;
5)
христианство на Руси было
принято в восточном,
6) распространилось православное мировоззрение – стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве.
В
целом выбор византийского
-
авторитарная государственная
- преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;
-
стремление воплотить в
Однако
Русь не была пассивным объектом приложения
византийской культуры. Приобретая византийское
наследие, она сама оказывала сильное
влияние на политическую организацию
общества.
2.
Особенности хозяйственного
в
период раздробленности Руси.
Согласно общепринятой точке зрения, с середины 11 – начала 12 в. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности.
Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства. Кроме того, в 11-12 вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.
1.
Главной силой