Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой – как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Экономическое поведение
1.1.Сущность и особенности формирования экономического поведения…………………………………………………………………………………………..4
1.2 Виды экономического поведения………………………………………………10
2.Теория игр
2.1. Основные понятия и классификация теории игр……………………14
2.2.Равновесие Нэша……………………………………………………………………...18
2.3. Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений ……………………………………………25
Заключение..........................................................................................31
Список использованной литературы………………………….….32
Понятие равновесия позволяет обобщить концепцию результата игры двух игроков с нулевой суммой - набор точек ее равновесия оказывается просто набором всех пар противоположных "хороших стратегий".
Джон Нэш послал свою докторскую диссертацию "некооперативные игры" на математический факультет Принстона в мае1950 г., за месяц до 22 лет, 27 страницы - концепцию равновесия Нэша для некооперативных игр, экономического анализа и прогноза.
Главный математический результат заключается в доказательстве существования в любой игре, по меньшей мере, одной точки равновесия. Другие выводы касаются геометрической структуры набора равновесных точек игры с решением, геометрии вспомогательных решений и существования точки симметричного равновесия в симметричной игре (Пример модели покера для трех человек). Это отражают названия этих работ - «Проблема сделки» (The Bargaining Problem), «Точки равновесия в играх с N-числом участников» (Equilibrium Points in N-person Games) и «Некооперативные игры с двумя участниками» (Two-person Non-Cooperative Games), занявших 2, 7 и 12 страниц в журналах «Эконометрика» и «Труды Академии наук США».
Они оспорили основание Адама
Смита, что всякий экономический
субъект для получения прибыли
должен исходить из своих собственных
интересов. В фильме о Нэше в баре
четыре студента встречают роскошная
блондинка с четырьмя подругами-брюнетками.
По логике Смита, все студенты предпочтут
блондинку, приведя к ссоре, и
при драке блондинка не достанется
никому. Им разумнее выбрать себе по
брюнетке и не ссориться, руководствуясь
своими интересами при учёте интересов
группы. Очевидно, в любом взаимодействии
возможны либо невыгоды, отрицательная
сумма, отталкивание, либо взаимовыгодная
связь, типа Рикардо (или «связывающей»
орбитали соединений, против «разрыхляющих»,
СМО-РМО – отмеченных НП по химии
гораздо раньше, в1966 г. Здесь важна
идея многих уровней – лучшая идея
не упустила бы блондинку, как сам
Нэш. Идеи же можно связать через
«игры» - «институты» с соглашениями-
Теперь «Эконометрика» и идеи Нэша широко используются при проведении коммерческих переговоров и аукционов, пример его биографа Сильвии Назар - «великих аукционов» по продаже вещательных частот в 1994 году в США и Новой Зеландии. Многораундовый аукцион, подготовленный экспертами по теории игр в Америке, принёс правительству небывалую прибыль в 10 миллиардов долларов и обеспечил надёжное использование частот. Аналогичный аукцион в Новой Зеландии без участия экспертов выручил только 15% от планируемой суммы. Некоторые связывают открытия Нэша и с проигрышем СССР в холодной войне, переговорщикам и стратегам Америки в корпоративной игре.
Т.о. работы 1950-53 гг. и анализ
игр с ненулевой суммой — где
сумма выигрыша выигравших участников
не равна сумме проигрыша
Сталкивающиеся с менеджментом
и теорией игр знают два
принципа оптимальности в играх,
которые носят его имя:
В 1956 -57 по гранту Слоуна в
Принстоне он решил проблему дифференциальной
геометрии, связанной с общей
относительностью (ОТО), пространств
Римана и плоского – Евклида, и
уравнений в частных
Мы бы отметили вThe Work of John Nash in Game Theoryи связи с моделями игр в биологии-эволюции, где не-приспособление по Дарвину, отрицательный отбор (в модели генов, с рекомбинацией-мутациями и без) может быть аналогичен отрицательным следствиям, провалам рынка, и объяснять «кризисы» типа вымирания видов, необъяснимые сейчас.
Нобелевскими лауреатами по экономике за теории игр стали в2005 г. Роберт Ауманн иТомас Шеллинг, давший нематематический вариант их.
Роберт Ауман в Предисловие к разделившим с Нэшем , Дж. Харшаньи, Р. Зельтен. Общая теория выбора равновесия в играх (СПб.:Эк.школа, 2001) пишет, что «Концепция равновесия по Нэшу, несомненно, является единственным теоретико-игровым инструментом, который наиболее часто применяется в экономике…озабоченность ее философским и логическим обоснованием…вклад Джона Харшаньи и Рейнхарда Зельтена.. Равновесие в игре определяется назначением каждому игроку стратегии, которая является оптимальной для него при условии применения другими игроками назначенных им стратегий. Обоснование еще фон Нейманом и Моргенштерном… отличное от равновесия обречено на провал, если игрок, убежденный в приверженности других ей будет иметь стимул отклониться от нее…только когда теория рекомендует единственную стратегию для каждого игрока…Равновесие по Нэшу имеет смысл только тогда, когда каждый игрок знает, какие стратегии применяют другие игроки… аналогия с общими правилами, например с вождением машин по правой стороне; действительно, такие стандарты и правила служат иллюстрациями к выбору равновесия.
В этой книге построена логически последовательная теория выбора равновесия. …их теория выбора .. выбирает некоторое единственное равновесие, как теория она не обязательно единственна. …авторы книги разрабатывают несколько новых идей…понятия «доминирование по риску» и «процедура трассирования».
Существование теории выбора
равновесия влечет за собой возможность
реализации так называемой программы
Нэша. Игра называется кооперативной,
если имеется механизм, например суд,
для принудительного исполнения
соглашений. В кооперативной игре
может быть достигнут любой возможный
исход, если игроки подписываются под
соответствующим соглашением. Определив
равновесие в работе, Нэш отмечает,
что благодаря заданию и
Трудность … кооперативная
игра часто имеет много равновесий,
тогда программа Нэша недостаточно
информативна. Теория Харшаньи—Зельтена
устраняет эту трудность
Вопрос, не выражает ли это
ступени количественно
Идеи-институты отличаются от Права признанием (включая госмеханизмы, охраны-защиты типа цензуры и спецслужб против их авторов типа «диссидентов»,), а Право-политика от Экономики – реализацией, как у лауреатов НП 2007 -ГУРВИЧ Леонид (1917-2008),МАСКИН Эрик(Лекция), и Майерсон,- создание рынка аукционов и комбинаций, алгоритмов устойчивых браков, обеспечения общественными товарами и схем налогообложения . НП по институциальной экономике (1991-2009) не случайно чередовались с НП по теории игр (1994, 2005) и механизмов (2007). По Гурвичу и Маскину, Экономический механизм задает множество выборов субъектов с их результатами, систему стимулов, близко к понятиям и игр и института, за счет создания правил структурирующего выигрыши от разных стратегий, неоднозначного поведения субъектов, как на примере Стиглица Дж. (1943-01-1974), возделывания земли, по формуле оплаты г=ау+в, где а- издольщина, в- зарплата, при а=1 - рента г=у+в, каждая И-альтернатива задает с (а, в) семейства экономических механизмов. В статье «Институты как семейства игровых форм» (1978) институты – равновесия в определенной игре, структуры правил поведения и стратегий выигрыша, по нашему мнению, можно сравнить с ДНК как системой генов – эквивалентов «механизмов», игр или соглашений-контрактов. Гурвич озаглавил Н-лекцию2007 г. вопросом Ювенала – Кто должен сторожить стражей?- 5 веков с «Государства» Платона, идеи философов, управляющих стражами и «материальными классами» земледельцев и ремесленников аналогично идее «возничего» - сознания, Я, выбирающего из противосил высшей и низшей части души, известной нам из христианства и Фрейда (Я-Сверх-Я – Оно). Гурвич связывает этот вопрос с Самуэльсоном, Хайеком и Маскином. Тот в 3-й части Н-лекции,истории теории конструирования механизмов,с утопического социализма XIXвека, когда Роберт Оуэн и Шарль Фурье экспериментировали с коммунами вроде Новой Гармонии (Индиана), а соцэксперимент в СССР - централизованное планирование может имитировать (Lange, 1936 и Lerner, 1944) и скорректировать "провалы рынка", Великой депрессии, что отрицали Фридрих фон Хайек и Людвиг фон Мизес (Hayek, 1944, Mises, 1920). Недостаток концептуальной точности, определения и технического аппарата типа теории игр и математического программирования устранил Лео Гурвиц (Hurwicz, 1960 и 1972). Общий смысл проектирования механизмов распределения состоит в достижении желаемого результата в соответствии с определенным понятием решения. Знаменитая теорема Гиббарда-Саттервейта (Gibbard-Satterthwaite) показывает, что любой результат, который может быть осуществлен как доминирующее стратегическое равновесие является обязательно диктаторским. В отличие от этого, осуществление равновесия Нэша возможно для намного более широкого диапазона правил социального выбора.
2.3 Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений
В качестве примеров здесь
можно назвать решения по поводу
проведения принципиальной ценовой
политики, вступления на новые рынки,
кооперации и создания совместных предприятий,
определения лидеров и
Квадранты 1 и 2 характеризуют
ситуацию, когда реакция конкурентов
не оказывает существенного
Аналогичный вывод следует,
хотя и по другой причине, и для
ситуации, отражаемой квадрантом 3. Здесь
реакция конкурентов могла бы
изрядно воздействовать на фирму, но
поскольку ее собственные действия
не могут сильно повлиять на платежи
конкурента, то и не следует опасаться
его реакции. В качестве примера
можно привести решения о вхождении
в рыночную нишу: при определенных
обстоятельствах у крупных
Лишь ситуация, показанная
в квадранте 4 (возможность ответных
шагов рыночных партнеров), требует
использования положений теории
игр. Однако здесь отражены лишь необходимые,
но недостаточные условия, чтобы
оправдать применение базы теории игр
для борьбы с конкурентами. Бывают
ситуации, когда одна стратегия безусловно
доминирует над всеми другими
независимо от того, какие действия
предпримет конкурент. Если взять, например,
рынок лекарственных
Та же самая игровая
ситуация может быть представлена и
в нормальной форме (рис.4). Здесь
обозначены два состояния – “вступление/
Подобное рациональное равновесие
характерно для “частично
Какую пользу могут извлечь
компании из анализа на базе теории
игр? Известен, например, случай столкновения
интересов компаний IВМ и Telex. В связи
с объявлением о
Компании Telex, видимо, стало известно об этих мероприятиях. Анализ на базе теории игр показал, что угрозы IВМ из-за высоких затрат безосновательны.
Это свидетельствует, что
компаниям полезно в