Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой – как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1.Экономическое поведение
1.1.Сущность и особенности формирования экономического поведения…………………………………………………………………………………………..4
1.2 Виды экономического поведения………………………………………………10
2.Теория игр
2.1. Основные понятия и классификация теории игр……………………14
2.2.Равновесие Нэша……………………………………………………………………...18
2.3. Применение теории игр для принятия стратегических управленческих решений ……………………………………………25
Заключение..........................................................................................31
Список использованной литературы………………………….….32
Анализ эконом. поведения
индивида, в контексте методологии
А.Смита, показывает, что в отечественной
экономике в процессе становления
рыночных отношений явно доминируют
два базовых типа экономического
поведения индивидов: до рыночный и
рыночный. Дорыночный тип поведения
характеризуется формулой «гарантированный
доход ценой минимума трудовых затрат»,
или «минимум дохода при минимуме
трудовых затрат». В целом для
носителей до рыночного типа поведения
характерно неприятие рынка или
настороженное отношение к
Неизбежные издержки формирования
рынка труда привели к
Вторая модель, основанная
на методологии американского
Необходимыми свойствами-
Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.
Анализ экономического поведения
индивидов в контексте
2.1ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИИ ИГР
Ознакомимся с основными понятиями теории игр. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, - игроками, а исход конфликта – выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игроков; 2) объём информации каждого игрока о поведении партнёров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий. Как правило, выигрыш (или проигрыш) может быть задан количественно; например, можно оценить проигрыш нулём, выигрыш – единицей, а ничью - ½.
Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух.
Игра называется игрой с нулевой суммой, или антагонистической, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого, т. е. для полного задания игры достаточно указать величину одного из них. Если обозначить а – выигрыш одного из игроков, b – выигрыш другого, то для игры с нулевой суммой b = -а, поэтому достаточно рассматривать, например а.
Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными и случайными. Личный ход – это сознательный выбор игроком одного из возможных действий (например, ход в шахматной игре). Случайный ход – это случайно выбранное действие (например, выбор карты из перетасованной колоды). В дальнейшем мы будем рассматривать только личные ходы игроков.
Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Обычно в процессе игры при каждом личном ходе игрок делает выбор в зависимости от конкретной ситуации. Однако в принципе возможно, что все решения приняты игроком заранее (в ответ на любую сложившуюся ситуацию). Это означает, что игрок выбрал определённую стратегию, которая может быть задана в виде списка правил или программы. (Так можно осуществить игру с помощью ЭВМ). Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число стратегий, и бесконечной – в противном случае.
Для того чтобы решить игру,
или найти решение игры, следует
для каждого игрока выбрать стратегию,
которая удовлетворяет условию
оптимальности, т.е. один из игроков
должен получать максимальный выигрыш,
когда второй придерживается своей
стратегии. В то же время второй игрок
должен иметь минимальный проигрыш,
если первый придерживается своей стратегии.
Такие стратегии называются оптимальными.
Оптимальные стратегии должны также
удовлетворять условию
Если игра повторяется
достаточно много раз, то
Целью теории игр
является определение
Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству ходов, состоянию информации и т.д.
В зависимости от количества игроков различают игры двух и n игроков. Первые из них наиболее изучены. Игры трёх и более игроков менее исследованы из-за возникающих принципиальных трудностей и технических возможностей получения решения. Чем больше игроков - тем больше проблем.
По количеству стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. Если в игре все игроки имеют конечное число возможных стратегий, то она называется конечной. Если же хотя бы один из игроков имеет бесконечное количество возможных стратегий, игра называется бесконечной.
Смешанные стратегии
Если в матричной игре отсутствует седловая точка в чистых стратегиях, то находят верхнюю и нижнюю цены игры. Они показывают, что игрок 1 не получит выигрыша, превосходящего верхнюю цену игры, и что игроку 1 гарантирован выигрыш, не меньший нижней цены игры.
Смешанная стратегия игрока - это полный набор его чистых стратегий при многократном повторении игры в одних и тех же условиях с заданными вероятностями. Подведем итоги сказанного и перечислим условия применения смешанных стратегий:
• игра без седловой точки;
• при каждом из ходов ни один игрок не информирован о выборе стратегии другим игроком;
• допускается осреднение результатов игр.
Следует отметить, что при выборе оптимальных стратегий игроку 1 всегда будет гарантирован средний выигрыш, не меньший чем цена игры, при любой фиксированной стратегии игрока 2 (и, наоборот, для игрока 2). Активными стратегиями игроков 1 и 2 называют стратегии, входящие в состав оптимальных смешанных стратегий соответствующих игроков с вероятностями, отличными от нуля. Значит, в состав оптимальных смешанных стратегий игроков могут входить не все априори заданные их стратегии.
Решить игру - означает найти цену игры и оптимальные стратегии. Рассмотрение методов нахождения оптимальных смешанных стратегий для матричных игр начнем с простейшей игры, описываемой матрицей 2´2. Игры с седловой точкой специально рассматриваться не будут. Если получена седловая точка, то это означает, что имеются невыгодные стратегии, от которых следует отказываться. При отсутствии седловой точки можно получить две оптимальные смешанные стратегии. Данный метод имеет достаточно широкую область приложения. Это основано на общем свойстве игр т´п, состоящем в том, что в любой игре т´п каждый игрок имеет оптимальную смешанную стратегию, в которой число чистых стратегий не больше, чем min(m, n). Из этого свойства можно получить известное следствие: в любой игре 2´п и т´2 каждая оптимальная стратегия и содержит не более двух активных стратегий. Значит, любая игра 2´п и т´2 может быть сведена к игре 2´2. Следовательно, игры 2´п и т´2 можно решить графически. Если матрица конечной игры имеет размерность т´п, где т > 2 и п > 2, то для определения оптимальных смешанных стратегий используется линейное программирование.
2.2Равновесие Нэша
Книга Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономического поведения» (Theory of Games and Economic Behavior, 1944) создала раздел математики (позволяющий получить нобелевскую премию - по экономике), используемый для кибернетики и ИИ, оптимальных стратегий в играх, борьбы и реализации интересов, в экономике и реже других общественных науках — социологии, политике, этике и психологии; в биологии поведения животных и теории эволюции). Если каждая из сторон имеет свою цель и стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков, ТИ указывает лучшие стратегии с учётом представлений о всех участниках игры, их ресурсах и возможных поступках. Нейман и Моргенштерн занимались так называемыми играми с нулевой суммой, выигрыша за счет проигрыша другой стороны, и теорией т.н. кооперативных игр n игроков - взаимосвязей различных их коалиций. Теория Н. основана на отсутствии коалиций, допущении, что каждый участник действует независимо, не вступает в сотрудничество или взаимодействие с др.