Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является анализ экономического роста и развития национальной экономики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить сущность, факторы и типы экономического роста;
Проанализировать экономический рост в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики;
Охарактеризовать проблемы и пути экономического развития Республики Беларусь.
Введение 3
1 Сущность, факторы и виды экономического роста 5
2 Анализ динамики экономического развития Республики Беларусь 16
3 Проблемы и перспективы экономического развития Беларуси 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Таким образом, правительство взяло на себя основную роль в финансировании дефицита текущего счета, необходимого для обеспечения стабильности в монетарной сфере. Эффективность государственных заимствований можно рассматривать в зависимости от достижения внешнего макробаланса. С этой точки зрения активные внешние заимствования можно оправдать, если проблема внешнего дефицита является краткосрочной и наряду с заимствованиями проводится четкая политика, направленная на сбалансирования текущего счета в ближайшем будущем. Вместе с тем, мотивация осуществляемых заимствований представляется в большей мере ориентированной на финансирование дефицита в текущий период, а не на сбалансирование текущего счета в последующие периоды. При этом обоснованием для такой политики заимствований зачастую является сам по себе факт нахождения на довольно низком уровне (по международным меркам) показателей обремененности долгами, а также других абсолютных и относительных показателей величины внешнего государственного долга.
Ряд мер экономической политики был использован для воздействия на внутренний спрос в период кризиса. С одной стороны, правительство прибегло к фискальной рестрикции и ограничению роста заработной платы, что в конечном итоге призвано обусловить сокращение спроса на импорт. Данные меры экономической политики были согласованы в рамках меморандума с МВФ, за счет чего предполагалось снижать давление на внутренний валютный рынок. Кроме того, результатом таких мер является обеспечение большей фискальной дисциплины, что существенно снижает риски необходимости дополнительных займов, а также инфляционные риски в период кризиса [8].
Предполагалось, что согласованные меры экономической политики в рамках меморандума с МВФ приведут к ограничению внутреннего спроса через потребление домашних хозяйств и государственное потребление. Однако воплощение этих мер на практике оставляет значительное пространство для маневра. Утвержденный бездефицитный бюджет дает возможности варьировать статьи расходов, в результате чего по ряду направлений спрос увеличивается. Политика доходов обусловливает сохранение реального роста заработной платы, хотя и при существенном снижении его темпов.
Таким образом, перечень мер антикризисной политики, проводимой экономическими властями, в рамках базового сценария можно резюмировать следующим образом:
1. увеличение гибкости политики обменного курса, при сохранении 10% валютного коридора относительно корзины валют;
2.
ограничение дополнительных
3. использование ограничений в политике доходов, а также снижение государственного потребления, в целях ограничения спроса на импорт и иностранную валюту;
4.
стимулирование
5. финансирование дефицита счета текущих операций посредством накопления внешнего долга (преимущественно государственного внешнего долга).
Несмотря на положительную в целом динамику основных макроэкономических показателей, следует отметить ряд проблем и рисков в экономическом развитии страны. К ним относятся:
1. Неэффективность отдельных направлений экономической политики (в сфере АПК, импортозамещения, расширения источников местных энергоресурсов, отдельных направлений бюджетных расходов) в условиях дополнительной нагрузки на экономику из-за роста \ цен на энергоносители.
2. Неравномерность распределения дополнительной нагрузки от удорожания энергоносителей по секторам экономики.
3. Активизация инфляционных процессов.
4. Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота и нарастание валового внешнего долга.
5. Затраты на исследования и разработки по-прежнему остаются на низком уровне (примерно 0,8% к ВВП).
6. Невысокая рентабельность большинства предприятий при высоком уровне налоговой нагрузки и значительных сверхнормативных запасах готовой продукции на складах.
7. Недостаточные мотивационные механизмы, что ведет к оттоку квалифицированных кадров в зарубежные (прежде всего сопредельные) страны.
8. Медленное проведение эффективных структурных и институциональных преобразований в стране, что сдерживает модернизацию и повышение конкурентоспособности белорусской экономики.
9. Загруженность конкурентоспособных производственных мощностей и ограниченность по отдельным видам ресурсов.
10. Сохранение тенденции опережающего роста заработной платы по сравнению с темпами увеличения производительности труда.
11. Недостаточная ресурсная база банковской системы в условиях ускоренного роста уровня монетизации экономики и возрастания потребности в кредитных ресурсах для модернизирующейся экономики и из-за роста цен на энергоносители.
12. Возрастание конкуренции на традиционных внешних рынках сбыта (создание конкурирующих производств в РФ и ее возможное вступление в ВТО, введение ограничений на отдельные позиции белорусского экспорта) в условиях увеличения издержек производства (прежде всего из-за роста энергоносителей, заработной платы и т.д.) и, соответственно, цены белорусской продукции [14, c. 9].
Важнейшая задача государственной политики экономического роста Республики Беларусь – обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Качество продукции как важнейшая составляющая ее конкурентоспособности имеет при этом решающее значение. Именно благодаря высочайшему качеству продукции Германия и добилась значительных успехов в развитии. На фоне мирового финансового кризиса расширение масштабов международной торговли и освоение новых рынков сбыта возможно только при постоянном совершенствовании технологии производства, внедрении современного высокопроизводительного и энергоэффективного оборудования, постоянном обновлении ассортимента выпускаемой продукции, применении новых конструктивных решений.
Стратегические
планы развития белорусской экономики
ориентированы на повышение
Важнейшим
приоритетом экономической
К важнейшим предпосылкам, способствующим экономическому росту в республике, следует отнести:
Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленности восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.
В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.
Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.
Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:
рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;
расширение производства конкурентоспособной продукции;
энерго- и ресурсосбережение;
обеспечение занятости населения [1, c. 324].
Специалисты, анализирующие недавний экономический рост Беларуси, обычно сходятся на том, что Беларуси удалось избежать глубокого экономического кризиса главным образом благодаря политике поддержки крупнейших предприятий страны (путем предоставления им государственных субсидий и дешевых кредитов), проводившейся с самого начала периода рыночных реформ. Большую роль сыграло также продолжение импорта из России относительно дешевых энергетических ресурсов (дешевых по сравнению с мировыми ценами). Кроме того, Беларусь получила определенные выгоды от облегченного доступа на российские рынки, особенно в тех случаях, когда белорусские товары принимались в качестве платежа за энергоресурсы. Наконец, более медленные темпы приватизации в Беларуси позволили ей не допустить расхищения средств предприятий и вывоза капиталов за рубеж, от которых так пострадала Россия и некоторые другие страны.
Однако все перечисленные выше факторы вряд ли способны гарантировать продолжение экономического роста белорусской экономики на сколько-нибудь длительную перспективу. Для поддержания высоких темпов экономического роста потребуется повышение международной конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Беларуси. А это в свою очередь скорее всего потребует ряда экономических реформ, направленных на стимулирование создания новых и модернизации существующих предприятий. К счастью, внешнеэкономические условия для проведения такого рода реформ теперь гораздо более благоприятны по сравнению с началом 1990-х годов. Беларусь также имеет возможность извлечь определенные уроки из ошибок, допущенных в ходе проведения рыночных реформ в других странах, чтобы свести к минимуму негативные социальные последствия этих реформ.
Перевод национальной экономики на рыночные рельсы позволит заложить основы нового этапа экономического развития Республики Беларусь как экономически высокоразвитой страны, способной обеспечить своим гражданам достойный по западным меркам уровень жизни. Для реализации данной задачи необходимо максимально подробно исследовать накопленный опыт зарубежных стран. Экономика Германии была разрушена в ходе войны, ее восточная часть длительное время находилась под властью СССР. Однако всего лишь за 20 лет уровень экономического развития восточных земель достиг, а в некоторых случаях (Тюрингия, Саксония) превысил уровень развития Западной Германии. Данный рецепт с учетом национальных особенностей и близости моделей развития можно применить и в Республике Беларусь.
Информация о работе Экономический рост и развитие национальной экономики