Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране. Поэтому целью своей работы, я считаю, рассмотрение:
● основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, и их анализ,
● факторов, способствует увеличению экономического роста,
● ситуации, сложившейся в Узбекистане на протяжении последних лет, и ее сравнительный анализ с зарубежными странами мира
Инфраструктура
Значительный
прогресс был достигнут в реформировании
энергетического сектора. В феврале 2007
года была завершена продажа двух ведущих
региональных энергораспределительных
компаний — Объединенной распределительной
компании и АО "Аджарская энергокомпания"
— и шести электростанций чешской компании
"ЭНЕРГО-про". В 2006-2007 годах были значительно
повышены тарифы, но для людей, проживающих
ниже черты бедности, были введены субсидии
на электроэнергию и газ. После повышения
тарифов в июне 2006 года цены на электроэнергию
достигли уровней, сопоставимых с международными,
но, несмотря на это, показатели собираемости
платежей в секторе электроэнергетики
выросли в 2006 году до 90% (в 2005 году — 70%).
В мае 2007 года были также повышены тарифы
на газ со 110 долл. США до средневзвешенного
уровня в 167,5 долл. США за 1 000 куб. м. Укрепилась
также правовая база в энергетическом
секторе, что позволило распределительным
компаниям и некоторым крупным промышленным
потребителям заключить договоры о прямых
продажах с компаниями нового поколения.
Эти прямые договоры заменяют бывший оптовый
рынок.
Финансовая
система
В 2006 году и в первом полугодии 2007 года объемы внутреннего кредитования частного сектора выросли больше чем на 50% в реальном выражении. Возросли объемы ипотечного кредитования, что сопровождалось совершенствованием системы регистрации недвижимости. Национальный банк Грузии (НБГ) продолжал проводить консолидацию банковского сектора, повысив с июля
2007
года минимальные требования к достаточности
капитала до 12 млн. лари (примерно 7,2 млн.
долл. США). Вместе с тем быстрый рост объемов
кредитования имел следствием повышение
кредитного риска. Исходя из этого, НБГ
подготовил проект руководства по управлению
рисками для коммерческих банков, которое,
как ожидается, будет принято в 2008 году.
Небанковский
финансовый сектор остается небольшим,
несмотря на недавний рост. Валовые страховые
премии составили на конец 2006 года менее
0,5% ВВП. Доля на рынке принадлежащих банкам
страховых компаний составляет менее
трех четвертей, что повышает уязвимость
финансового сектора ввиду отсутствия
консолидированного надзора. В настоящее
время рассматриваются поправки к гражданскому
кодексу, цель которых — укрепить правовую
базу в сфере лизинговых операций.
Орган
по регистрации залога на движимое имущество,
который создается в настоящее время,
окажет поддержку дальнейшему росту объемов
кредитования и развитию лизинговых операций.
В парламенте обсуждается законопроект
о кредитно-информационных бюро. Начата
работа над созданием единого органа по
финансовым услугам, который будет осуществлять
надзор за всеми сферами деятельности
финансовой системы.
Социальная сфера
В настоящее время в центре проводимых правительством реформ находится социальная сфера. В прошлом году правительство приступило к осуществлению программы адресной социальной поддержки, основанной на результатах проводимых раз в два года обследований домохозяйств. На середину 2007 года программой было охвачено около 50% бедного населения, что способствовало сокращению нищеты. Кроме того, правительство приступило к осуществлению амбициозной реформы здравоохранения, предусматривающей приватизацию системы здравоохранения и создание эффективной системы финансирования этой сферы. Большинство государственных
больниц
были проданы строительным организациям
и компаниям, имеющим опыт работы в сфере
здравоохранения. За три года будет построено
100 новых больниц, которые будут находиться
в ведении частных предприятий. Ожидается,
что к апрелю 2008 года будет создана система
финансирования, предусматривающая обязательное
медицинское страхование для сотрудников
государственных учреждений и государственное
медицинское страхование населения с
низкими доходами, которая будет охватывать
35% жителей страны.
Макроэкономические показатели
Рост ВВП в реальном выражении составил в 2006 году 9,4% при резком увеличении объемов производства в промышленности, строительстве и секторе финансовых услуг. Темпы роста ускорились в первом квартале 2007 года: реальный ВВП вырос на 11,4%, причем наибольшие темпы роста отмечены в горнодобывающей промышленности, финансовой сфере, торговле и строительстве. Важным источником роста в 2006 году также стал приток ПИИ, составивший около 1,1 млрд. долл. США — вдвое больше, чем в 2005 году, — в основном в сфере приватизации, крупных инфраструктурных проектов и туризма. Общий объем внешних инвестиций в 2007 году, по оценкам, составит порядка 2,1 млрд. долл. США (около 25% от ВВП), причем ПИИ, вероятно, составят около 1,5 млрд. долл. США. Повышение показателя собираемости налогов и рост
доходов от приватизации способствовали росту поступлений в бюджет в 2006 году и стали причиной, по которой правительство значительно увеличило расходы, что выразилось в том, что дефицит бюджета составил 3% от ВВП. В первом полугодии 2007 года доходы бюджета выросли в годовом исчислении на 33%, что объясняется дальнейшим совершенствованием налоговой политики и сбора налогов, в то время как расходы выросли примерно на 30%. Исходя из этого, правительство повысило объемы предполагаемых расходов в пересмотренном бюджете в середине 2007 года и прогнозирует на 2007 год дефицит бюджета в размере 1,3% от ВВП. Крупные объемы иностранных инвестиций, повышение внутреннего потребления и увеличение бюджетных расходов оказали повышательное давление на инфляцию и курс национальной валюты, что, в свою очередь, может нанести дальнейший ущерб экспорту грузинской продукции. Годовые темпы инфляции достигли в феврале 11%, но упали до 7,3% в июне благодаря сезонному снижению цен на продовольствие. В целях снижения темпов инфляции НБГ не препятствовал повышению номинального курса лари к
американскому доллару в 2006 году и с сентября 2006 года приступил к эмиссии депозитных сертификатов для сокращения денежной массы в обращении. Рост спроса на импортируемые товары, повышение цен на энергоносители и последствия российского запрета на ввоз грузинской минеральной воды, вин и прочей сельскохозяйственной продукции способствовали значительному увеличению в 2006 году дефицита по текущим операциям, который составил около 14% от ВВП.
Как
ожидается, эти тенденции, а также влияние
роста цен на природный газ с января 2007
года приведут к дальнейшему росту дефицита,
особенно после резкого увеличения торгового
дефицита в первой половине 2007 года.
Перспективы и риски
Рост
ВВП, как ожидается, останется высоким
и составит порядка 7-8% в год в краткосрочной
перспективе, в основном благодаря промышленному
производству, росту объемов кредитования
и строительству, а также притоку крупных
объемов ПИИ. Приток ПИИ поможет профинансировать
дефицит внешнего баланса, но серьезной
проблемой остается расширение экспортной
базы, особенно в сфере промышленного
производства. Приток ПИИ следует стимулировать
в экспортном секторе. В условиях ожидаемого
большого притока иностранных инвестиций
и неспособности НБГ обуздать инфляцию
одновременно со сдерживанием обменного
курса национальной валюты для ослабления
инфляционных давлений важнейшее значение
имеет ужесточение бюджетно-налоговой
политики. Наряду с этим, необходимые корректировки
в бюджетно-налоговую политику внести
будет трудно ввиду вероятного роста расходов
на осуществление реформы здравоохранения.
Либерализация и приватизация
_____________________________
Конвертируемость по текущим операциям — полная
Ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа — нет
Либерализация процентных ставок — полная
Курсовой режим — плавающий курс
Регулирование заработной платы — нет
Купля-продажа
земли — свободная
Деловой климат и конкуренция
_____________________________
Антимонопольный орган — есть
Качество законов о банкротстве — низкое
Законы о сделках с обеспечением — отдельные недостатки
Качество законов
о корпоративном управлении — низкое
Инфраструктура
_____________________________
Независимый орган регулирования связи — полностью
Независимый
орган регулирования
Отделение инфраструктуры от производственно- эксплуатационной деятельности на ж/д транспорте — нет
Независимость
автодорожного ведомства —
Качество
законов о концессиях — очень
низкое
Финансовая система
_____________________________
Норматив достаточности капитала — 12%
Система страхования вкладов — нет
Качество законов о рынке ценных бумаг — среднее
Частные пенсионные
фонды — есть
Реформа социальной сферы
_____________________________
Доля населения за чертой бедности — 25,3% (2003 год)
Государственные расходы
на здравоохранение — 1,2% от ВВП (2006 год)
Государственные расходы
на образование — 1,5% от ВВП (2006 год)
Доля электроэнергии и водоснабжения
в расходах домохозяйств — 11%
В своей работе я попыталась привести и проанализировать некоторые характеристики экономического роста и данные по экономическому росту Узбекистана и зарубежных стран.
После проведенной мною работы, я могу сделать следующие выводы:
1)
Под экономическим ростом
2)
Экономический рост можно
3)
Экономический рост
4) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.
5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.
6)
Интенсивный тип
7)
Государство может играть
Основные
макроэкономические
показатели стран
СНГ
( январь-декабрь 2007
в % к январю-декабрю
2006)
Информация о работе Экономический рост и его факторы: различия между странами