Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране. Поэтому целью своей работы, я считаю, рассмотрение:
● основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, и их анализ,
● факторов, способствует увеличению экономического роста,
● ситуации, сложившейся в Узбекистане на протяжении последних лет, и ее сравнительный анализ с зарубежными странами мира
конкуренции и не подавлять частное предпринимательство.
● Необходимо повысить прозрачность и устойчивость финансовой системы, для чего следует уменьшить зависимость банков от
внешнего
финансирования и не допускать финансирования
ими слишком большого числа проектов в
строительном секторе.
Данные по стране |
Население
(млн. человек) |
Площадь
(тыс. кв. км) |
ВВП
(в млрд. долл. США в 2006 году) |
ВВП
на душу населения в 2006 году (в долл. США
по
текущему международному ППС) |
Денежная
единица |
Ход
структурных реформ
Деловой климат и конкуренция
В апреле
2007 года правительство объявило о проведении
аудиторской проверки всех договоров,
касающихся энергоносителей и минеральных
ресурсов, на предмет нарушения лицензий,
особенно в части выполнения требований
национального законодательства. Несмотря
на заверения правительства в том, что
в одностороннем порядке никакие договоры
пересматриваться не будут, в результате
налоговых и таможенных проверок некоторые
инвесторы были поставлены перед необходимостью
внести изменения в свои контракты. В июле
2007 года перед лицом растущего числа случаев
несоблюдения сроков и смет расходов на
золоторудном месторождении "Кашаган"
в Каспийском море правительство начало
оказывать сильное давление на итальянскую
энергетическую компанию "Эни", потребовав
от нее внести ряд изменений в кашаганский
контракт. Сохраняется потребность в значительных
иностранных инвестициях в углеводородный
сектор Казахстана для решения транспортных
проблем на экспортных маршрутах.
Правительство неоднократно заявляло о своем намерении добиться того, чтобы к 2015 году Казахстан вошел в число 50 наиболее экономически конкурентоспособных стран. Правительство разрабатывает промышленную политику, предусматривающую создание 30 "корпоративных лидеров", которым будут предоставлены налоговые льготы и которые будут осуществлять свою деятельность в особых экономических зонах. Наряду с этим, пока не ясно, по каким тяжелые грузовые транспортные средства остаются очень низкими и не отражают ущерба, который такие транспортные средства наносят дорожному хозяйству.
Инфраструктура
Энергогенерирующие
и распределительные предприятия страдают
от недостатка инвестиций, который является
одним из факторов перебоев в энергоснабжении,
особенно в южной части Казахстана. Особые
проблемы возникают в зимнее время года.
Национальная энергосистема Казахстана,
эксплуатируемая энергокомпанией "КЕГОК",
в настоящее время модернизируется (модернизация
должна быть завершена до конца 2007 года),
а к 2009 году планируется ввести в эксплуатацию
новую линию энергопередачи "КЕГОК"
"Север-юг". Это, однако, вряд ли полностью
решит проблемы энергодефицита. По мнению
многих, укреплению конкурентоспособности
казахских предприятий и частичному решению
региональных проблем с поставками поможет
реализация комплексной программы повышения
энергоэффективности, предусматривающей
модернизацию энергогенерирующих, передающих
и распределительных сетей, а также энергосбережение
в промышленных корпорациях. На общественном
транспорте автобусно-трамвайный парк
остается в плохом состоянии. Действующим
законодательством не допускается заключение
предприятиями, предоставляющими регулируемые
услуги в области инфраструктуры, договоров
на срок свыше одного года, поэтому такие
договоры необходимо ежегодно перезаключать.
Частные операторы в железнодорожном
секторе, например, должны каждый год выигрывать
тендер, что делает закупку дорогостоящего
подвижного состава и оборудования коммерчески
рискованным предприятием и усугубляет
нехватку инвестиций. Увеличены объемы
финансирования реконструкции и строительства
дорог, а также дорожно-ремонтных работ,
а плата за пользование дорогами в целом
повышена для покрытия эксплуатационных
расходов, однако налоги на тяжелые грузовые
транспортные средства остаются очень
низкими и не отражают ущерба, который
такие транспортные средства наносят
дорожному хозяйству.
Финансовая система
В марте 2007 года Казахстан ввел новый прозрачный индекс межбанковского рынка "КазПрайм". Индекс поможет развитию более ликвидного рынка и послужит привязкой для кредитов и облигаций с плавающей процентной ставкой, ипотечного финансирования и ценообразования процентных деривативов. Кроме того, усилилась интеграция казахской финансовой системы с мировыми рынками. Казахские банки приобрели пакеты акций финансовых организаций в
соседних странах, а в июле 2007 года "Альянс Банк" разместил 20% своих акций на лондонской фондовой бирже в виде глобальных депозитарных расписок. В 2007 году итальянская компания "ЮниКредит Групп" начала процесс приобретения АТФ-банка, что является первой крупной покупкой такого рода ведущего западного банка в Центральной Азии.
В настоящее время почти половина всех обязательств банков являются внешними. Приток иностранного финансирования привел к быстрому увеличению объемов кредитования частного сектора — на 80% в 2006 году, — стимулируя бурное развитие недвижимости и строительства.
Кредитование
недвижимости составило на конец 2006 года
более 32% всех банковских кредитов, что
повысило уязвимость банков к возможным
неблагоприятным колебаниям цен. Для снижения
зависимости банков от внешнего финансирования
правительство в августе 2007 года объявило
о дополнительных мерах. К ним относятся
расширение обязательных резервных требований
к внешним заимствованиям и сокращение
требований к внутреннему финансированию.
Вместе с тем в условиях потрясений на
мировых финансовых рынках с начала августа
2007 года и ограничения доступа казахских
банков к международным финансовым ресурсам
центральный банк решил отложить до января
2008 года осуществление мер по ограничению
внешнего финансирования. При этом, однако,
орган надзора за финансовой системой
все-таки ужесточил требования к достаточности
капитала, повысив оценку риска по ипотечному
кредитованию. Такое ужесточение нормативных
требований сочеталось с сокращением
объемов внешнего финансирования казахских
банков в результате глобального кризиса
ликвидности, что имело следствием сокращение
банковских кредитов во втором полугодии
2007 года.
Макроэкономические показатели
Экономический
рост остается стабильным: реальный ВВП
вырос на 10,6% в 2006 году и на 10,2% (в годовом
исчислении) в первом полугодии 2007 года.
В последние годы резко выросла производительность
труда, хотя темпы ее роста замедлились.
Двигателем роста ВВП является не только
углеводородный сектор, но и — во все большей
мере — ненефтяные отрасли, такие, как
финансовые услуги и развитие недвижимости.
Последнее было обусловлено спросом на
качественное жилье, но есть признаки
того, что рост цен на недвижимость был
вызван спекулятивными факторами. С июня
2007 года прошла коррекция цен на квартиры
в некоторых районах Алма-Аты в сторону
их снижения.
Инфляция,
подталкиваемая активным внутренним спросом,
как ожидается, сохранится в 2007 году на
относительно высоком уровне — 8,5%. В январе
2007 года правительство повысило зарплату
государственных служащих на 30%, что усилило
повышательное давление на цены. С учетом
крупных внешних заимствований со стороны
банков в 2006 году повышения ставки рефинансирования
в течение этого года мало повлияли на
темпы инфляции.
Общий
государственный бюджет на 2007 год, согласно
прогнозам, будет сведен с профицитом
в 4,3% от ВВП (в 2006 году — плюс 7,5%). Быстрыми
темпами продолжали расти расходы, финансировавшиеся
активным притоком налоговых поступлений,
обусловленным бурным ростом нефтяных
доходов и совершенствованием практики
сбора налогов, которое способствовало
резкому росту ненефтяных поступлений.
Дефицит
по текущим операциям составил в 2006 году
2,2% от ВВП и прогнозируется на уровне 3,3%
в 2007 году. Большое активное сальдо торгового
баланса, являющееся отражением высоких
цен на нефть и газ, будет более чем компенсировано
дальнейшим ростом выплат доходов в связи
с ПИИ в углеводородном секторе и ростом
импорта услуг, также связанных с нефтегазовой
отраслью. Чистый приток ПИИ в 2006 году
резко вырос до 8,2% от ВВП, что отчасти отражает
превышение сметы расходов на нефтяном
месторождении "Кашаган".
В июле
2007 года валютные резервы, включая активы
Национального фонда Республики Казахстан,
составили 42 млрд. долл. США. Несмотря на
рост чистых валютных резервов, в июле
валютные резервы центрального банка
покрывали менее 60% внешнего долга коммерческих
банков, составлявшего примерно 39 млрд.
долл. США (40% от ВВП).
Перспективы и риски
Экономический рост по-прежнему подкрепляется высокими ценами на нефть, и доля нефти в ВВП, по всей вероятности, будет и далее расти с началом добычи нефти в нефтяном месторождении "Кашаган", которое теперь планируется на 2010 год. Потрясения на международных финансовых рынках, начавшиеся летом 2007 года и последующее ухудшение внешних условий для финансирования для многих банков сдерживают рост банковских кредитов. Поэтому риски в основном связаны с возможными дальнейшими коррекциями цен на рынке недвижимости и высоким удельным весом валютных кредитов в сочетании с возросшей с июня 2007 года волатильностью обменных курсов валют. Возможное значительное обесценение тенге может создать проблемы с погашением долгов у некоторых банков-заемщиков, имеющих доходы в тенге, но обязанных погашать кредиты в иностранной валюте.
Либерализация и приватизация
_____________________________
Конвертируемость по текущим операциям — полная
Ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа — есть
Либерализация процентных ставок — полная
Курсовой режим — плавающий курс
Регулирование заработной платы — нет
Купля-продажа
земли — свободная, кроме иностранцев
Деловой климат и конкуренция
_____________________________
Антимонопольный орган — есть
Качество законов о банкротстве — среднее
Законы о сделках с обеспечением — отдельные недостатки
Качество законов
о корпоративном управлении — высокое
Инфраструктура
_____________________________
Независимый орган регулирования связи — частично
Независимый орган регулирования электроэнергетики — частично
Отделение инфраструктуры от производственно - эксплуатационной деятельности на ж/д транспорте — частично
Независимость
автодорожного ведомства — нет
Финансовая система
_____________________________
Норматив достаточности капитала — 12%
Система страхования вкладов — есть
Качество законов о рынке ценных бумаг — высокое
Частные пенсионные
фонды — есть
Реформа социальной сферы
_____________________________
Доля населения за чертой бедности — 16% (2003 год)
Государственные расходы
на здравоохранение — 2,3% от ВВП (2005 год)
Государственные расходы
на образование — 2,3% от ВВП (2004 год)
Доля электроэнергии
и водоснабжения в расходах домохозяйств
— 3,7%
Основные задачи
● Повышению конкурентоспособности страны помогут сокращение препятствий к выходу на рынок новых предприятий и уменьшение административно-налогового бремени предприятий.
● Важнейшими условиями дальнейшего развития внутреннего рынка капитала являются принятие долгожданного нового закона об акционерных обществах, улучшение ситуации с реализацией имущественных прав и повышение финансовой прозрачности.
Информация о работе Экономический рост и его факторы: различия между странами