Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Совокупный экономический потенциал страны: сущность и структура. Характерные черты экономического потенциала Республики Беларусь 4
1.2 Характеристика основных структурных элементов экономического потенциала страны. Производственный и инвестиционный потенциал национальной экономики. Проблемы и направления роста производственного и инвестиционного потенциала Республики Беларусь 6
1.3 Основные показатели научного, научно-технического и инновационного потенциала Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих. Проблемы и направления роста научного, научно-технического и инновационного потенциала потенциала Республики Беларусь 20
2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 25
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов 25
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Рисунок 1 – Функция IS
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.
Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка.
Для этого вначале рассматривается процесс создания денег банковской системой.
Таблица 4 – Моделирование денежного мультипликатора
Банк |
Дополнительный депозитный счет D |
Дополнительные обязательные резервы MR |
Дополнительные избыточные резервы K |
Накопленная денежная масса M∑ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
10,1 |
1,313 |
8,787 |
10,1 |
2 |
8,787 |
1,14231 |
7,64469 |
8,787 |
3 |
7,64469 |
0,9938097 |
6,6508803 |
7,64469 |
4 |
6,6508803 |
0,864614439 |
5,786265861 |
6,6508803 |
5 |
5,786265861 |
0,752214562 |
5,034051299 |
5,786265861 |
6 |
5,034051299 |
0,654426669 |
4,37962463 |
5,034051299 |
7 |
4,37962463 |
0,569351202 |
3,810273428 |
4,37962463 |
8 |
3,810273428 |
0,495335546 |
3,314937883 |
3,810273428 |
9 |
3,314937883 |
0,430941925 |
2,883995958 |
3,314937883 |
10 |
2,883995958 |
0,374919475 |
2,509076483 |
2,883995958 |
Денежный мультипликатор=1/
Таблица 5 – Моделирование кредитного, депозитного и денежного
мультипликатора
Банк |
Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. |
Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. |
Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. |
Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. |
Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. |
Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. |
Денежная масса MH+D, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
2,78 |
7,92 |
1,03 |
6,89 |
0,65 |
6,24 |
10,70 |
2 |
1,62 |
4,62 |
0,60 |
4,02 |
0,38 |
3,64 |
6,24 |
3 |
0,95 |
2,69 |
0,35 |
2,34 |
0,22 |
2,12 |
3,64 |
4 |
0,55 |
1,57 |
0,20 |
1,37 |
0,13 |
1,24 |
2,12 |
5 |
0,32 |
0,92 |
0,12 |
0,80 |
0,08 |
0,72 |
1,24 |
6 |
0,19 |
0,53 |
0,07 |
0,46 |
0,04 |
0,42 |
0,72 |
7 |
0,11 |
0,31 |
0,04 |
0,27 |
0,03 |
0,25 |
0,42 |
8 |
0,06 |
0,18 |
0,02 |
0,16 |
0,01 |
0,14 |
0,25 |
9 |
0,04 |
0,11 |
0,01 |
0,09 |
0,01 |
0,08 |
0,14 |
10 |
0,02 |
0,06 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,08 |
Далее рассматривается процесс формирования равновесия на денежном рынке.
Таблица 6 – Формирование параметров равновесия на денежном рынке
Процентная ставка r |
Величина спроса на деньги (M/P)d |
Величина предложения денег (M/P)S |
Номинальный доход Y |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
517,07 |
517,07 |
852,12 |
6 |
517,07 |
517,07 |
1176,61 |
9 |
517,07 |
517,07 |
1501,10 |
12 |
517,07 |
517,07 |
1825,58 |
15 |
517,07 |
517,07 |
2150,07 |
18 |
517,07 |
517,07 |
2474,56 |
21 |
517,07 |
517,07 |
2799,05 |
24 |
517,07 |
517,07 |
3123,54 |
27 |
517,07 |
517,07 |
3448,03 |
30 |
517,07 |
517,07 |
3772,52 |
Рисунок 2 – функция LM
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляется табл. 6.
Таблица 7 – Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
1 |
2 |
3 |
3 |
2754,00 |
852,12 |
6 |
2540,00 |
1176,61 |
9 |
2325,00 |
1501,10 |
12 |
2111,00 |
1825,58 |
15 |
1897,00 |
2150,07 |
18 |
1682,00 |
2474,56 |
21 |
1468,00 |
2799,05 |
24 |
1254,00 |
3123,54 |
27 |
1040,00 |
3448,03 |
30 |
825,00 |
3772,52 |
На основании данных табл. 6 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода.
Рисунок 3 – Совмещенный график IS/LM для базового периода
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой подразумевается
воздействие государства на экономическую
конъюнктуру посредством
Таблица 8 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
13,50 |
1663,12 |
289,00 |
180,00 |
2132,12 |
270,45 |
640,29 |
640,29 |
2113,57 |
2 |
14,50 |
1744,68 |
276,00 |
216,00 |
2236,68 |
256,13 |
741,48 |
741,48 |
2216,81 |
3 |
15,50 |
1842,56 |
262,00 |
259,20 |
2363,76 |
238,95 |
862,89 |
862,89 |
2340,71 |
4 |
16,50 |
1960,01 |
243,00 |
311,04 |
2514,05 |
218,33 |
1008,60 |
1008,60 |
2489,38 |
5 |
17,50 |
2100,96 |
227,50 |
373,25 |
2701,71 |
193,59 |
1183,44 |
1183,44 |
2667,79 |
Рисунок 4 – Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Таблица 9 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Налоги Т, млрд.руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
13,50 |
1559,92 |
287,50 |
180,00 |
2027,42 |
283,02 |
551,48 |
519,80 |
2022,94 |
2 |
14,50 |
1490,26 |
272,50 |
207,00 |
1969,76 |
264,50 |
385,53 |
370,10 |
1961,76 |
3 |
15,50 |
1410,16 |
257,50 |
238,05 |
1905,71 |
243,21 |
210,59 |
225,00 |
1891,41 |
4 |
16,50 |
1318,04 |
242,50 |
273,76 |
1834,29 |
218,72 |
25,30 |
68,15 |
1810,51 |
5 |
17,50 |
1212,10 |
227,50 |
314,82 |
1754,42 |
190,56 |
12,00 |
12,02 |
1717,48 |
Рисунок 5 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Таким образом, модель IS-LM показывает, что стимулирующая государственная политика вызывает как увеличение дохода, так и повышение процентной ставки. При этом доход увеличивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняют планируемые частные инвестиции, т.е. наблюдается эффект вытеснения. Объем частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением стимулирующей фискальной политики.
Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS вправо. Доход уменьшается, а ставка процента снижается.
Таблица 10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Налоги Т, млрд.руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
13,50 |
1662,22 |
287,50 |
140,00 |
2089,72 |
330,00 |
517,00 |
517,00 |
2112,43 |
2 |
14,50 |
1695,37 |
272,50 |
140,00 |
2107,87 |
319,00 |
620,40 |
620,40 |
2154,39 |
3 |
15,50 |
1735,15 |
257,50 |
140,00 |
2132,65 |
308,00 |
744,48 |
744,48 |
2204,75 |
4 |
16,50 |
1782,89 |
242,50 |
140,00 |
2165,39 |
297,00 |
893,38 |
893,38 |
2265,18 |
5 |
17,50 |
1840,18 |
227,50 |
140,00 |
2207,68 |
286,00 |
1072,05 |
1072,05 |
2337,69 |
Рисунок 6 – Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Таблица 11 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Налоги Т, млрд.руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
13,50 |
1662,22 |
287,50 |
140,00 |
2089,72 |
330,00 |
517,00 |
517,00 |
2112,43 |
2 |
14,50 |
1629,07 |
272,50 |
140,00 |
2041,57 |
319,00 |
413,60 |
413,60 |
2070,47 |
3 |
15,50 |
1602,55 |
257,50 |
140,00 |
2000,05 |
308,00 |
330,88 |
330,88 |
2036,89 |
4 |
16,50 |
1581,33 |
242,50 |
140,00 |
1963,83 |
297,00 |
264,70 |
264,70 |
2010,04 |
5 |
17,50 |
1564,36 |
227,50 |
140,00 |
1931,86 |
286,00 |
211,76 |
211,76 |
1988,55 |
Рисунок 7 – Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Таким образом, согласно модели IS-LM, изменения в предложении денег влияют на равновесный уровень дохода. В нашем случае кривые IS и LM являются относительно пологими, что обусловило относительно низкий прирост дохода при увеличении денежной массы. Следовательно, одни лишь денежно-кредитные как и только фискальные меры не могут быть достаточно эффективными.
Для повышения конечной результативности
регулирования национальной экономики
целесообразно сочетать мероприятия
фискальной и монетарной политики:
расширение государственных закупок
на рынке благ согласовывать с
мерами Центрального банка по увеличению
ликвидности, а сокращение номинального
количества денег – с ростом налогообложения
или сокращением
Таблица 12 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Уровень цен Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
13,5 |
1559,02 |
287,5 |
180,00 |
2026,52 |
287,50 |
517,00 |
517,00 |
2021,80 |
2,02 |
2 |
14,5 |
1575,21 |
272,5 |
234,00 |
2081,71 |
272,50 |
620,40 |
620,40 |
2096,29 |
2,22 |
3 |
15,5 |
1592,93 |
257,5 |
304,20 |
2154,63 |
257,50 |
744,48 |
744,48 |
2188,93 |
2,44 |
5 |
16,5 |
1612,00 |
242,5 |
395,46 |
2249,96 |
242,50 |
893,38 |
893,38 |
2304,32 |
2,69 |
6 |
17,5 |
1632,01 |
227,5 |
514,10 |
2373,61 |
227,50 |
1072,05 |
1072,05 |
2448,28 |
2,96 |
Рисунок 8 – Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Таким образом, одновременное использование
мер фискальной и денежно-кредитной
политики имело больший положительный
эффект, чем использование этих видов
регулирования по отдельности. Из трех
исследованных видов политик
наиболее оптимальным является комбинированная,
так как она предоставляет
больше инструментов воздействия на
национальную экономику, ведет к
более значительному росту
Информация о работе Экономический потенциал Республики Беларусь