Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа
На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Совокупный экономический потенциал страны: сущность и структура. Характерные черты экономического потенциала Республики Беларусь 4
1.2 Характеристика основных структурных элементов экономического потенциала страны. Производственный и инвестиционный потенциал национальной экономики. Проблемы и направления роста производственного и инвестиционного потенциала Республики Беларусь 6
1.3 Основные показатели научного, научно-технического и инновационного потенциала Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих. Проблемы и направления роста научного, научно-технического и инновационного потенциала потенциала Республики Беларусь 20
2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 25
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов 25
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на ближайший период являются:
- техническое перевооружение и
модернизация действующих
- внедрение ресурсосберегающих
технологий, выпуск новых видов
строительных материалов, конструкций
и изделий, отвечающих
- совершенствование
- совершенствование
- эффективная реализация
- разработка новой
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:
- совершенствование
- создание новых архитектурно-
- модернизацию технологий
- расширение международного
- активизацию проведения
- обеспечение развития
Для повышения эффективности
Реализация дорогостоящих
Все крупные инвестиционные проекты должны проходить экологическую экспертизу, а выбор оптимального проекта — осуществляться с учетом оценки возможного нанесения ущерба окружающей природной среде.
В решении задач социально-
В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %. Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производствами системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.
Наукоемкость ВВП по большинству
стран сократилась в несколько
раз, лишь в России и Украине в
2000—2004 гг. она превысила 1 %— величину,
признанную, по экспертным оценкам, критической,
ниже которой начинаются разрушение
национального научно-
Перенос центра тяжести экономических
преобразований главным образом
в изменение отношений
В Республике Беларусь научно-техническая
деятельность оказалась в особенно
сложных (по сравнению с другими
странами СНГ) условиях, поскольку она
была широко вовлечена в общесоюзное
разделение труда, а 75 % общих затрат
на белорусскую науку
Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического. В 2004 г. значение показателя осталось прежним. Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в технологическом отношении стран, где наукоемкость ВВП достигает 2—3 % и более (США, Япония, Германия, Финляндия, Швеция и др.).
Меры, предпринятые руководством Беларуси
еще в середине 90-х гг. XX в., по оздоровлению
ситуации в научной сфере касались
создания общесистемных условий, благоприятствующих
научно-инновационному развитию, и
прежде всего в области
Институционально-правовую базу функционирования
науки в Республике Беларусь составляют
законы «Об основах государственной
научно-технической политики» (1993 г.),
«О научной деятельности* (1996 г.), «О
Национальной академии наук Беларуси»
(1998 г.), а также Указы Президента
Республики Беларусь, постановления
правительства и другие нормативно-правовые
акты в данной сфере. Они определяют
правовые основы и гарантии осуществления
научной, научно-технической и
Сегодня научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технический потенциал —
Инновационный потенциал — это
совокупность всех видов ресурсов и
условий обеспечения
Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы Республики Беларусь являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единой научно-инновационной системы.
Наряду с законодательной
Национальная академия наук Беларуси
является высшей государственной научной
организацией страны, осуществляющей
организацию, проведение и координацию
фундаментальных и прикладных научных
исследований и разработок. Сфера
ответственности НАН Беларуси включает:
государственные программы
По состоянию на 2007 г., в республике
306 организаций и предприятий
выполняли исследовательские
Таблица 2 – Система национальных счетов
Счет |
Использование |
Ресурсы |
счет производства товаров и услуг; |
Материальные затраты(5135), затраты
на импорт(2340) ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ=10140+970-915-5135- |
Реализация(10140), экспорт(970), изменение запасов (-915) |
счет образования |
Амортизация(800), косвенные налоги(300) национальный доход =2720+410-800-300=2030 |
ДЦ(2720), субсидии(410) |
счет распределения |
Заработная плата(1100), доход от предпринимательства(570) Нераспределенная прибыль фирм=2030-1100-570=360 |
НД(2030) |
счет перераспределения |
Прямые налоги(470), социальные отчисления(410), прочие отчисления(60), Располагаемый доход=2030+290-470-410-60=1380 |
НД(2030), социальные выплаты(290) |
счет использования |
Потребление(1160), Сбережение=1380-1160=220 |
РД(1380) |
счет изменения имущества; |
Инвестиции в реальный капитал(1220), финансовое сальдо=800+220-1220=-200 |
сбережения (220) , амортизация(800) |
счет кредитования |
Приращение кредита(140), статистическая погрешность=-200+210-140=-130 |
Финансовое сальдо(-200), приращение задолженности(210) |
ВВП=C+I+G+(X-M)=10140+1220+(
ЧВП=ВВП-амортизация=9990-800=
НД=2030
ЛД=НД-социальные отчисления-прочие отчисления+субсидии=2030-410-
В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.
Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:
Таблица 3 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C |
Инвестиционные расходы I |
Государственные расходы G |
Совокупные расходы E |
Национальный доход Y |
Сбережения S |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
2169,06 |
445 |
140 |
2754,06 |
2754 |
444,94 |
6 |
2000 |
400 |
140 |
2540 |
2540 |
400 |
9 |
1830,15 |
355 |
140 |
2325,15 |
2325 |
354,85 |
12 |
1661,09 |
310 |
140 |
2111,09 |
2111 |
309,91 |
15 |
1492,03 |
265 |
140 |
1897,03 |
1897 |
264,97 |
18 |
1322,18 |
220 |
140 |
1682,18 |
1682 |
219,82 |
21 |
1153,12 |
175 |
140 |
1468,12 |
1468 |
174,88 |
24 |
984,06 |
130 |
140 |
1254,06 |
1254 |
129,94 |
27 |
815 |
85 |
140 |
1040 |
1040 |
85 |
30 |
645,15 |
40 |
140 |
825,15 |
825 |
39,85 |
Информация о работе Экономический потенциал Республики Беларусь