Экономический потенциал Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

На макроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.
Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях национальной экономики, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и духовные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризуют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Совокупный экономический потенциал страны: сущность и структура. Характерные черты экономического потенциала Республики Беларусь 4
1.2 Характеристика основных структурных элементов экономического потенциала страны. Производственный и инвестиционный потенциал национальной экономики. Проблемы и направления роста производственного и инвестиционного потенциала Республики Беларусь 6
1.3 Основные показатели научного, научно-технического и инновационного потенциала Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих. Проблемы и направления роста научного, научно-технического и инновационного потенциала потенциала Республики Беларусь 20
2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 25
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов 25
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по макре.docx

— 407.02 Кб (Скачать)

Для сохранения и развития инвестиционного  потенциала страны на уровне европейских  стандартов требуется модернизация производственной базы строительного  комплекса. Основными целями его  развития на ближайший период являются:

- техническое перевооружение и  модернизация действующих предприятий  и более полное удовлетворение  на этой основе потребностей  населения и народного хозяйства  в высокоэффективной строительной  продукции;

- внедрение ресурсосберегающих  технологий, выпуск новых видов  строительных материалов, конструкций  и изделий, отвечающих требованиям  международных стандартов;

- совершенствование проектирования, внедрение прогрессивных архитектурно-планировочно-конструктивных  решений;

- совершенствование законодательной,  нормативной и информационной  баз, организационных структур  управления строительным комплексом, адекватных рыночным условиям;

- эффективная реализация долгосрочных  программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение себестоимости  продукции и услуг;

- разработка новой государственной  политики развития территорий  и населенных пунктов с созданием  рациональной модели расселения, инженерной и транспортной инфраструктур.

Для достижения поставленных целей  необходимо обеспечить реализацию системы  мероприятий, включающих:

- совершенствование внутриотраслевой  структуры строительного комплекса  на основе приоритетного развития  экспортоориентированных и импортозамещающих  производств, базирующихся на  высоких и экологически чистых  технологиях?

- создание новых архитектурно-планировочных  систем зданий и сооружений, возведение  жилых и административных зданий  по современным эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня  затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного  цикла;

- модернизацию технологий строительства  и производства строительных  материалов до уровня передовых  европейских государств, постепенное  поэтапное закрытие энергоемких  и экологически вредных производств,  требующих импорта дорогостоящего  и экологически вредного сырья,  и перепрофилирование их на  выпуск новых видов продукции;

- расширение международного сотрудничества, прежде всего с Россией и  другими странами СНГ, Евросоюза,  направленного на привлечение  иностранных инвестиций и кредитов  в приоритетные подотрасли —  цементную промышленность, промышленность  стеновых и теплоизоляционных  материалов;

- активизацию проведения подрядных  торгов на строительство объектов  за пределами Беларуси, поиск  потенциальных потребителей строительных  материалов и изделий;

- обеспечение развития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной  инфраструктуры в соответствии  с утвержденными генеральными  планами.

Для повышения эффективности использования  инвестиционного потенциала необходимо обеспечить выполнение мероприятий по оказанию государственной поддержки проектам создания (развития) приоритетных производств путем первоочередного их кредитования, предоставления государственных преференций и гарантий; создать условия в виде налоговых и других льгот для привлечения иностранных капиталов, прежде всего в приоритетные подотрасли — производство цемента, стеновых и теплоизоляционных материалов.

Реализация дорогостоящих инвестиционных проектов требует освоения новых  форм инвестирования — концессий, проектного финансирования. С целью активизации  инвестиционной деятельности предусматриваются  дальнейшее совершенствование законодательной  и нормативной баз, развитие свободных  экономических зон, 'создание совместных и иностранных предприятий.

Все крупные инвестиционные проекты  должны проходить экологическую  экспертизу, а выбор оптимального проекта — осуществляться с учетом оценки возможного нанесения ущерба окружающей природной среде.

1.3 Основные  показатели научного, научно-технического  и инновационного потенциала Республики Беларусь и анализ факторов, его определяющих. Проблемы и направления роста научного, научно-технического и инновационного потенциала потенциала Республики Беларусь

 

В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная  политика государства. Проблема повышения  экономической значимости науки, сохранения и обновления научно-технического и  производственного потенциалов  является особо актуальной.

В 1990 г. Беларусь, будучи в составе  бывшего СССР и занимая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5 % научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %. Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производствами системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.

Наукоемкость ВВП по большинству  стран сократилась в несколько  раз, лишь в России и Украине в 2000—2004 гг. она превысила 1 %— величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинаются разрушение национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности. Экономическую  отдачу от вложений в научные исследования и разработки можно получить при  уровне наукоемкости ВВП не менее 1,5—2,0 % [3, с.153].

Перенос центра тяжести экономических  преобразований главным образом  в изменение отношений собственности  и финансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое  обновление производства и выпуск конкурентоспособной  продукции. Научно-технологический  фактор был практически полностью  исключен из процесса реформирования экономики стран СНГ. Результатом  такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение  производства, потеря внутренних и  внешних рынков, растущая технологическая  зависимость от зарубежных стран.

В Республике Беларусь научно-техническая  деятельность оказалась в особенно сложных (по сравнению с другими  странами СНГ) условиях, поскольку она  была широко вовлечена в общесоюзное  разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью  Беларуси в послевоенный период, в  том числе и связанные с  развитием специфичных для нее  отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслях экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства — CALS в западных странах и др.).

Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого  показателя продолжалась до 2003 г., когда  его значение составило 0,63 %, т.е. значительно  ниже критического. В 2004 г. значение показателя осталось прежним. Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в технологическом отношении  стран, где наукоемкость ВВП достигает 2—3 % и более (США, Япония, Германия, Финляндия, Швеция и др.).

Меры, предпринятые руководством Беларуси еще в середине 90-х гг. XX в., по оздоровлению ситуации в научной сфере касались создания общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и  прежде всего в области макроэкономической политики и законодательства, с учетом перехода к рыночным отношениям.

Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной  научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности* (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления  правительства и другие нормативно-правовые акты в данной сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления  научной, научно-технической и инновационной  деятельности и защиты ее результатов  для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют  основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной  политики.

Сегодня научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Научно-технический потенциал —  это совокупность ресурсов и условий  осуществления прикладных научных  исследований и разработок, включая  опытно-конструкторские и опытно-технологические  работы.

Инновационный потенциал — это  совокупность всех видов ресурсов и  условий обеспечения практического  освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность  способов и средств осуществления  конкретных процессов, в том числе  освоения в производстве новой продукции  и технологии.

Таким образом, научный, научно-технический  и инновационный потенциалы Республики Беларусь являются взаимосвязанными и  дополняющими друг друга звеньями единой научно-инновационной системы.

Наряду с законодательной базой  в стране была создана организационная  система научной деятельности, а  также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный  комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной  организацией страны, осуществляющей организацию, проведение и координацию  фундаментальных и прикладных научных  исследований и разработок. Сфера  ответственности НАН Беларуси включает: государственные программы фундаментальных  исследований (ГПФИ), государственные  программы ориентированных фундаментальных  исследований (ГПОФИ), государственные  программы прикладных исследований.

По состоянию на 2007 г., в республике 306 организаций и предприятий  выполняли исследовательские работы, в которых было задействовано  около 29 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Министерстве архитектуры и строительства, Государственном военно-промышленном комитете (ВПК), концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 77 % организаций, 86 % работников, выполнявших ИР, 88 % внутренних текущих затрат на науку.

 

2. КОМПЛЕКСНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Система  национальных счетов. Расчет основных  макроэкономических показателей по системе национальных счетов

 

Таблица 2 – Система национальных счетов

Счет 

Использование

Ресурсы

счет производства товаров и услуг;

Материальные затраты(5135), затраты  на импорт(2340) ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ=10140+970-915-5135-2340=2720

Реализация(10140), экспорт(970), изменение  запасов (-915)

счет образования национального  дохода;

Амортизация(800), косвенные налоги(300) национальный доход =2720+410-800-300=2030

ДЦ(2720), субсидии(410)

счет распределения национального  дохода;

Заработная плата(1100), доход от предпринимательства(570) Нераспределенная прибыль фирм=2030-1100-570=360

НД(2030)

счет перераспределения национального  дохода;

Прямые налоги(470), социальные отчисления(410), прочие отчисления(60), Располагаемый доход=2030+290-470-410-60=1380

НД(2030), социальные выплаты(290)

счет использования национального  дохода;

Потребление(1160), Сбережение=1380-1160=220

РД(1380)

счет изменения имущества;

Инвестиции в реальный капитал(1220), финансовое сальдо=800+220-1220=-200

сбережения (220) , амортизация(800)

счет кредитования

Приращение кредита(140), статистическая погрешность=-200+210-140=-130

Финансовое сальдо(-200), приращение задолженности(210)


 

 

ВВП=C+I+G+(X-M)=10140+1220+(970-2340)=9990

ЧВП=ВВП-амортизация=9990-800=9190

НД=2030

ЛД=НД-социальные отчисления-прочие отчисления+субсидии=2030-410-60+410=1970

2.2 Анализ  и прогноз изменений в экономике  с использованием модели IS-LM

 

В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке  благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения  указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен  предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для  этого составляется следующая таблица:

 

Таблица 3 – Формирование параметров равновесия на товарном рынке

Процентная ставка r

Потребительские расходы C

Инвестиционные расходы I

Государственные расходы G

Совокупные расходы E

Национальный доход Y

Сбережения S

1

2

3

4

5

6

7

3

2169,06

445

140

2754,06

2754

444,94

6

2000

400

140

2540

2540

400

9

1830,15

355

140

2325,15

2325

354,85

12

1661,09

310

140

2111,09

2111

309,91

15

1492,03

265

140

1897,03

1897

264,97

18

1322,18

220

140

1682,18

1682

219,82

21

1153,12

175

140

1468,12

1468

174,88

24

984,06

130

140

1254,06

1254

129,94

27

815

85

140

1040

1040

85

30

645,15

40

140

825,15

825

39,85

Информация о работе Экономический потенциал Республики Беларусь