6.3. Принимая во внимание высокое качество
Инвестиционного кодекса Республики Беларусь
и иного законодательства, регулирующего
деятельность инвесторов, для обеспечения
преемственности законодательства бывшего
СССР и БССР с нынешним законодательством
Республики Беларусь, в целях защиты прав
прежних инвесторов, а также и новых инвесторов,
привлекаемых к участию в приватизации
подлежащих разгосударствлению объектов
государственной собственности в Республике
Беларусь, учитывая имеющиеся недостатки
в правоприменительной практике и предложения
участников Круглого стола, проведенного
10.02.2009г. на тему «Правовые и экономические
проблемы реализации и защиты прав инвестора
на объекты инвестиционной деятельности
в свете массового акционирования»: [10]
- Одобрить и рекомендовать принятие нормативного правового акта Президента Республики Беларусь «О законности производимых до 01.07.1999 года отчуждений объектов недвижимости путём их возмездной передачи в порядке действующего на момент отчуждения законодательства (за исключением передач в пределах одного собственника)»;
- С учетом разъяснения Министерства юстиции Республики Беларусь (письмо от 10.02.2009г. № 05-1-14/454) просить Минэкономики, Госкомимущество и Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь при проведении намеченной ими работы по подготовке законопроекта, направленного на комплексный пересмотр положений действующего Инвестиционного кодекса Республики Беларусь,разработать механизм действия дополнительных государственных гарантий по обеспечению прав и защите экономических интересов инвесторов на территории Республики Беларусь от необоснованных изъятий собственности (в том числе и объектов недвижимости);
- Просить депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Генерального Прокурора Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь инициировать принятие постановления Пленума ВХС Республики Беларусь«О некоторых вопросах правоприменительной практики и законности отчуждений объектов недвижимости (зданий, сооружений и других) путём их передачи от одной организации к другой (за исключением их передач в пределах одного собственника), производимых до 01.07.1999 года на условиях компенсации, путем принятия решений уполномоченными на момент такой передачи органами, реализации инвестиционных проектов по таким объектам на условиях и в порядке действующего на момент такого отчуждения и инвестирования законодательства».
7. Одобрить и рекомендовать
примерные направления для выработки
антикризисных предложений и
системы мер (для разработки
и адаптации антикризисной программы
предприятия):
7.1. Анализ факторов внешней среды в сегменте
деятельности предприятия (для их учета):
- Внешние и внутренние причины и факторы, приведшие к кризису на макро- мезо- и микро-уровнях;
- Возможные сценарии развития мирового финансового кризиса;
- Последние тенденции в проявлении последствий мирового финансового кризиса;
- Риски и угрозы, вызванные проявлением негативных тенденций и пути их минимизации;
- Положительные факторы (возможности и перспективы), «точки роста» во время и после кризиса, работа в новых экономических условиях;
- Прогнозы развития экономики (в том числе в сегменте деятельности предприятия) в посткризисный период.
7.2. Разработка антикризисной
стратегии предприятия:
- Разработка возможных сценариев (вариантов) развития ситуации, работы предприятия в новых экономических условиях;
- Создание «портфеля рисков» и выявление «точек роста»;
- Разработка единой стратегии предприятия и разработка отраслевых политик предприятия (маркетинговая, кадровая, финансовая, экономическая, организационная, производственная, технологическая, инновационная, инвестиционная, социальная политика, политика управления, снабжения, развития, безопасности);
- Разработка стратегического плана долгосрочных мероприятий;
- Пути преодоления негативных тенденций и виды стратегий выживания и выхода предприятия из кризиса;
- Основные стратегические ошибки, допускаемые предприятиями в период кризиса (их анализ, в целях упреждения).
7.3. Разработка тактического
плана антикризисных мероприятий
для предприятия:
- Особенности управления предприятием в кризисный период;
- Рекомендуемые тактические и операционные антикризисные меры;
- Основные тактические ошибки, допускаемые предприятиями в период кризиса;
- Эффективные теории и практики антикризисного развития и кризис-менеджмента предприятия;
- Разработка отраслевых тактических планов краткосрочных мер по минимизации последствий кризисных явлений (антикризисные планы мероприятий в области маркетинга, финансов, персонала, права, снабжения и перевозок, безопасности, производства, исследований, инноваций, социальных вопросов).
7.4. Организация работы по разработке и
реализации антикризисной программы предприятия:
- Методические подходы и принципы разработки антикризисной программы предприятия;
- Структура и содержания антикризисной программы предприятия.
- Методы организации работы на предприятии по разработке антикризисной программы;
- Алгоритм разработки антикризисной программы предприятия;
- Подходы для выявления скрытых внешних возможностей и внутренних ресурсов организации;
- Основные, наиболее эффективные источники антикризисной информации.
7.5. Общие направления
при разработке и реализации
антикризисной программы на предприятиях:
- Разработка и внедрение методик бережливого производства (БП), которые позволяют снижать себестоимость при повышении качества и, что важно - быстро реагировать на любые изменения, происходящие на рынке;
- Комплексное использование систем менеджмента качества (СМК) во всех сферах предприятия: кадры, проектирование, технология, производство, сбыт (логистика), сервисное обслуживание и т.д.;
- Антикризисные предложения консалтинговых компаний и фирм, оказывающих профессиональные услуги, в том числе по мерам сохранения кадрового потенциала коллективов, оптимизации и диверсификации производственных планов, снижении складских запасов, использовании кооперирования и других форм работы, сохранения традиционных и освоения новых рынков сбыта на основе предложений конкурентной по качеству и цене продукции (работ, услуг);
- Выработка механизмов прекращения взаимных обязательств субъектов хозяйствования путем их зачета, а также проведения зачетов налогов и дебиторской задолженности (в том числе и бюджетных организаций) перед субъектами хозяйствования;
- Системная информационно-воспитательная работа в коллективе предприятия, направленная на более полное использование интеллектуальных возможностей кадрового потенциала, проводимая на основе еженедельного обсуждения реализуемых антикризисных мер, выработку дополнительных инициативных предложений, восприятие и использование опыта других предприятий;
- Использование предприятием рекламных, презентационных и выставочных механизмов, Веб-сайтов, информационно-компьютерных технологий (ИКТ), организации корпоративных дисконтных схем и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис - это крайнее
обострение противоречий в социально-экономической
системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризисы делятся
на общие и локальные кризисы. Общие охватывают
всю социально-экономическую систему,
локальные - только часть ее.
Выделяют два этапа
диагностики кризиса:
- установление принадлежности
объекта к определенному классу
или группе объектов;
- выявление отличий
диагностируемого объекта от
объектов своего класса путем
сравнения его фактических параметров
с базовыми.
Экономические кризисы разнообразны,
и все они отражают острые противоречия
в экономике страны или экономическом
состоянии отдельного предприятия, фирмы.
Причины спада могут быть различными. Они делятся
на объективные, связанные с циклическими
потребностями модернизации и реструктуризации,
и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм
в управлении, а также природные, характеризующие
явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут
быть внешними и внутренними. Первые
связаны с тенденциями и стратегией
макроэкономического развития или
даже развития мировой экономики, конкуренцией,
политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией
маркетинга, внутренними конфликтами,
недостатками в организации производства,
несовершенством управления, инновационной
и инвестиционной политикой.
Все экономические кризисы оказывают
определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных
институтов, общества, культуры и даже
моды.
Традиционно в эпоху
кризисов государственные структуры
оказываются более конкурентоспособными
на рынке труда. Государство, в отличие
от коммерческих структур, всегда имеет в своем распоряжении финансовые
ресурсы и может гарантировать чиновникам
постоянную оплату и социальные льготы.
Даже если государственная зарплата ниже
"коммерческой", многие профессионалы
делают выбор в пользу государства, поскольку
оно обещает большую стабильность (известно,
что госструктуры проводят сокращения
штатов намного реже частных компаний).
В силу этого, популярность государственной
работы значительно возрастает в периоды
кризисов. В силу этого, популярность государственной
работы значительно возрастает в периоды
кризисов.
В Республике Беларусь отсутствуют
отдельные кризисные явления, характерные
для экономик с гипертрофированно
развитыми финансовыми и фондовыми
рынками, на которых в последние
годы активизировались спекулятивные
процессы, в том числе и посредством тотального применения
заменителей реальных денег, включая разнообразную
гамму производных ценных бумаг. Поэтому,
потери производственных, финансовых,
торговых операторов, уменьшение стоимости
их активов, вследствие использования
заменителей денег, у нас практически
отсутствуют.
В то же время мировой
финансовый кризис инициировал резкое
падение потребительского спроса. Особенностью
негативных текущих потребительских
процессов в национальных экономиках
является их усугубление как в
секторе промежуточного спроса, так и в сферах
конечного потребления, валового накопления,
экспорта товаров и услуг. То есть падение
производственного и конечного потребления
носит всеобщий и глубинный характер,
что позволяет предположить о достаточно
длительном возможном цикле спада производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Александр Владимирович Фадеев - заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ / Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономик Белоруси
- Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. - М.: МГУ, 2009. – 447с.
- Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2001. №5.
- Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. - СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. – 652с.
- Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 784с.
- Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. - СПб, 1994. – 480с.
- Макроэкономика: учебное пособие. /Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
- Макроэкономика: учеб. Пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
- Причины кризиса белорусской экономики http://luchecon.livejournal.com/384716.html
- РЕКОМЕНДАЦИИ РСД ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА» Приняты на заседании РСД БНПА (протокол от 10 марта 2009г. № 14)
- Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006
- Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М., ЮНИТИ 1996
- Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2002. – 752с.