Экономический кризис в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Исследования экономических кризисов должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических кризисов и выяснить возможные пути выхода, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов. В эту главу входит сущность, функции и виды экономических кризисов. Во второй главе анализируется причины возникновения экономического кризиса. В третьей главе последствия и пути выхода из экономического кризиса. Объектом данного исследования является анализ условий экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов
4
1.1 Сущность экономического кризиса
4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса
5
1.3 Особенности и виды экономических кризисов
6
Глава 2. Причины возникновения кризисов и их последствия
9
2.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
9
2.2 Причины экономического кризиса в Республике Беларусь
11
2.2 Последствия экономических кризисов
15
Глава 3. Пути выхода из экономического кризиса Республики Беларусь
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Белорусская экономика  является одной из наиболее открытых экономик на постсоветском пространстве – в 2008 году соотношение внешнеторгового оборота и валового внутреннего продукта составило 123,6%, что существенно больше, чем в Российской Федерации, Казахстане и других государствах Содружества Независимых Государств (СНГ). Основным внешнеторговым партнером Беларуси на протяжении многих лет является Российская Федерация: в 2008 году 47% всего внешнеторгового оборота осуществляется с Россией, при этом, доля экспорта в Россию составляет 32,2%, импорта из России 59,8%.

Вместе с тем, по итогам 2008 года отрицательное сальдо внешней  торговли республики увеличилось на 48,9% и составило 6,58 млрд. долл. США. В торговле с Российской Федерацией значение показателя возросло на 56,4% и составило более 13 млрд. долл. США. Во внешней торговле наблюдается также снижение показателей экспорта инвестиционных товаров, что свидетельствует о некотором уменьшении конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках: если в 2007 году доля товаров данной группы составляла 14,2%, то в 2008 году всего 12,3% [9].

Продолжающееся падение  спроса на мировых рынках уже оказывает  негативное влияние на экспортно-ориентированных  производителей, а через них, вследствие тесной кооперационной зависимости  отраслей национальной экономики, распространяется и на другие предприятия.

Уменьшение возможностей для наращивания экспорта ведет  к сокращению внутреннего потребительского спроса, росту складских запасов  продукции – если в январе 2008 года в отраслях экономики они  составляли в совокупности 50,2% к среднемесячному объему производства, то в январе 2009 года значение показателя уже было 84,6%. Особо быстрыми темпами растут остатки готовой продукции на складах в промышленности: количество грузовых автомобилей выросло в 5,6 раза, автоприцепов в 3,7 раза, холодильников и морозильников в 3,6 раза, цемента в 2,9 раза, проволоки обыкновенной в 32 раза, кордной ткани в 3,6 раза, ДВП в 7,5 раз и т.д.

Рост запасов готовой  продукции на складах приводит к  «замораживанию» оборотных средств, снижению объёмов производства, переводу персонала на неполную занятость. В промышленности за три последних месяца 2008г. численность работающих неполное рабочее время увеличилось в 4,6 раза (30,9 тыс. чел), численность работников которым предоставлены отпуска по инициативе администрации, выросла в 11,7 раза (48,4 тыс. чел.) [9].

В целях диверсификации экспорта и рынков сбыта, минимизации  неблагоприятных последствий мирового финансового кризиса в республике принято и реализуется ряд  долгосрочных и оперативных мер. Это меры по либерализации экономики, по стабилизации и укреплению денежно-кредитной и банковской систем, сохранению и развитию конкурентоспособных производств в реальном секторе экономики, обеспечению социальных гарантий населения, в которых учтены и ранее вносимые предложения как РСД БНПА, в том числе:

введен единый заявительный принцип регистрации субъектов  хозяйствования, что существенно  упростило процедуры и сроки  формирования новых субъектов хозяйствования;

произошли изменения  в налоговой системе и при расчетах по сборам и платежам посредством упрощения и введения порядка представления налоговой отчетности в электронном виде, установления единой ставки подоходного налога с физических лиц в размере 12%, уменьшения налога с розничных продаж импортных товаров с 15 до 5%,ставки сбора в сельскохозяйственный фонд с 2 до 1% от выручки, ставки отчислений в фонд социальной защиты с 35 до 34%, налога на приобретение автотранспортных средств с 5 до 3%, снижения налоговой базы для расчета налога на недвижимость;

определен ряд льгот  и преференций в области разработки передовых технологий, выпуска наукоемкой продукции, предусмотренный для  резидентов Парка высоких технологий (ПВТ), важнейшими из которых являются: освобождение от обложения НДС оборотов по реализации на территории Беларуси научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре; налогообложение прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных, по ставке, уменьшенной на 50%; освобождение резидентов ПВТ от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, уплата подоходного налогам с физических лиц, заключивших трудовые соглашения с резидентами ПВТ по ставке 9%;

упрощены процедуры  осуществления внешней торговли, порядка проведения и контроля внешнеторговых операций (см. Указ Президента Республики Беларусь от 19.02.2009г. № 104), введен статус добросовестного участника внешнеэкономической деятельности, приняты другие меры по дебюрократизации внешнеэкономической деятельности;

усовершенствована система  материального стимулирования работников за увеличение объемов продаж, предоставлены  иные дополнительные полномочия руководителям.

В ближайшее время  намечается реализовать комплекс важных дополнительных организационно-экономических  мер, в том числе [10]:

дальнейшее сокращение и упрощение процедур, связанных  с порядком сертификации и государственной  гигиенической регистрации;

совершенствование имущественных  и земельных отношений; расширение залоговых прав; установление к базовым  ставкам арендной платы понижающего  коэффициента 0,4 за площади, арендуемые для осуществления деятельности по производству товаров, работ и услуг в поселках городского типа, городах районного подчинения, в сельской местности;

дальнейшее совершенствование  налогового и таможенного законодательства путем освобождения от налогообложения  эмиссионного дохода акционерных обществ, полной отмены сельскохозяйственного налога, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, налога с продаж и налога на услуги, части местных целевых сборов, увеличения периода уплаты налогов и сборов и др.;

расширение сферы применения свободных цен (тарифов), торговых надбавок;

предоставление права  иностранным инвесторам при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь привлекать иностранные  проектные организации для разработки проектно-сметной документации;

совершенствование принципов  поддержки высокотехнологических производств;

закрепление правового  статуса холдинга, порядка его  создания и условий функционирования; создание венчурных компаний;

дальнейшее развитие форм самозанятости населения, стимулирование рынка труда, установление доли малых  и средних предприятий в закупках товаров для государственных нужд и ряд других.

Вместе с тем, экономика  республики испытывает всё большее  влияние последствий мирового финансового  кризиса, что требует оперативного принятия мер минимизации его  негативных проявлений.

 

Глава 3. Пути выхода из экономического кризиса Республики Беларусь

 

Я считаю , что из сложившейся ситуации, учитывая уже принятые в республике меры, в целях обеспечения эффективного функционирования белорусских предприятий в новых экономических условиях, принимая во внимание также опыт и мероприятия других стран, в том числе комплексные наработки в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), участники РСД БНПА приняли рекомендации – обращение с предложениями к Правительству, другим органам государственного и хозяйственного управления республики и регионов, к руководителям предприятий и организаций [10]:

1. По дополнительным  мерам обеспечения финансовой  стабильности и привлекательности  денежных заимствований.

Важнейшей текущей финансовой проблемой для предприятий и организаций реального сектора экономики, является высокая стоимость представляемых коммерческими банками кредитных ресурсов. На финансовом рынке сложилась такая стоимость кредитных ресурсов, когда за 4 – 5 лет заёмщику приходится возвращать практически двойную сумму кредита. В условиях, когда вследствие влияния мирового финансового кризиса возможно падение рентабельности хозяйственной деятельности, увеличение сроков оборачиваемости капитала, рост процентных ставок по кредитам существенным образом сдерживает производственную деятельность предприятий, их усилия по организации и расширению продаж продукции, «вымывает» собственные оборотные средства. Многие инвестиционные и коммерческие проекты при сложившейся стоимости кредитных ресурсов становятся убыточными. Для обеспечения производственной деятельности предприятия вынуждены обращаться к различным «заменителям» денег, бартерным схемам расчетов, что может привести к еще большему усугублению ситуации.

1.1. Национальному Банку  Республики Беларусь пересмотреть приоритеты кредитно-денежной политики, сориентировав её на обеспечение доступными финансовыми ресурсами для реального сектора экономики.

1.2. В законодательном  порядке предоставить Национальному  Банку право контроля и регулирования  рынка ценных бумаг в части, когда ценные бумаги и их производные используются в качестве средства расчета.

1.3. Активизировать деятельность  рынка ценных бумаг, направленную  на привлечение в экономику  страны дополнительных инвестиций  и денежных средств, в том  числе посредством выпуска корпоративных и муниципальных ценных бумаг, продажи стратегическим инвесторам акций ОАО.

1.4. Ускорить создание  венчурных компаний. До начала  создания и функционирования  белорусских венчурных компаний  целесообразны оперативная разработка  и принятие временных правил финансирования коммерческими банками наукоемких инновационных проектов, предусмотрев в них, при заключении договоров на финансирование, отражение положений в соответствии с принятыми в мировой практике подходами при венчурной деятельности [11,c.152].

1.5. Обеспечить дальнейшее  совершенствование организационно-правовых  условий по привлечению в Республику  Беларусь финансовых ресурсов, в  том числе посредством упрощения  разрешительной процедуры привлечения  финансовых средств нерезидентов Республики Беларусь.

1.6. Провести комплексную  проверку эффективности целевого  использования средств отраслевых  и региональных инновационных  фондов. Полагаем, что часть средств  указанных фондов может быть  направлена на формирование ресурсной  базы государственного венчурного фонда.

1.7. Предоставить коммерческим  банкам право создания, покупки,  владения, хозяйственного распоряжения  производственно-коммерческими комплексами  через создаваемые ими управляющие  компании.

1.8. Целесообразно развитие  целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).

2. По развитию ключевых  отраслей и валообразующих предприятий,  по ускоренному техническому  перевооружению.

В отраслях экономики (сфера  промежуточного спроса) потребляется около 41% всех продукции и услуг в ценах покупателей, сфере конечного потребления (потребление домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями) - около 26%, на валовое накопление направляется около 12%, экспорт – более 21% ресурсов. Таким образом, основными потребителями производимых и импортируемых товаров и услуг являются отрасли экономики [10].

В объеме производимых товаров  и услуг наибольшие доли в отраслевом разрезе имеют: машиностроение - 11,7%, аграрно-промышленный сектор - 10%, торговля и посреднические услуги, включая общественное питание - 9,7%, строительный комплекс - 8,4%, пищевая промышленность - 8,2%, транспорт - 6%, химическая и нефтехимическая промышленность - 5,4%. Соотношение экспортных и импортных операций по основным отраслям экономики представлено следующими данными: химическая и нефтехимическая промышленность – доля отрасли в общем объеме экспорта составляет - 12,6%, доля отрасли в общем объеме импорта 10,9%; машиностроение и металлообработка – 19,8% и 25,5%; пищевая промышленность – 6,3% и 8,2%; транспорт – 8% и 1,1%; аграрный сектор – 0,4% и 1,7%; строительный комплекс 0,4% и 0,3%.

По моему мнению ,важным фактором развития ключевых отраслей экономики является уточнение приоритетов текущего и долгосрочного экономического развития с учетом складывающейся в результате мирового финансового кризиса ситуации на внутреннем и внешних товарных и финансовых рынках с последующей корректировкой структуры финансирования проектов и программ из бюджетов различных уровней.

Предпочтение должно быть отдано проектам, обеспечивающим значимое снижение удельного уровня ресурсопотребления и, как следствие, затрат на производимую продукцию, выпуск импортозамещаемых изделий. При этом, должно быть обеспечено дальнейшее развитие машиностроительной отрасли и строительного комплекса, которые в совокупности обеспечивают около 90% валового накопления основного капитала страны [12,c.163].

Мне кажется , что необходимо увеличить объёмы капитальных вложений в развитие лёгкой промышленности и перерабатывающих отраслей, объектов АПК, предприятий выпускающих товары массового потребления и оказывающих услуги населению, повысить их долю в общем объёме инвестиций. Для инвесторов предусмотреть различного рода субсидии и преференции, в т.ч. бесплатное выделение земельных участков под строительство вновь создаваемых объектов, освобождения от уплаты земельного налога на длительный период, уменьшение налоговой нагрузки на период освоения и т.п.

Следует принять дополнительные меры по стимулированию предприятий  – экспортеров, предприятий, выпускающих продукцию детского ассортимента и социально значимые товары. Такими мерами могут быть: частичная или полная компенсация процентов по кредитам; уменьшение размеров налоговых и неналоговых платежей; техперевооружение за счёт соответствующих бюджетных средств.

Требуется уточнение  государственных научно-технических  программ, государственной программы  инновационного развития в части  приоритетного в увеличенных  размерах финансирования тех из них, которые обеспечивают наиболее быстрое, массовое и эффективное внедрение научно-технических разработок в экономику [8,c.140].

Информация о работе Экономический кризис в Республике Беларусь