Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Исследования экономических кризисов должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических кризисов и выяснить возможные пути выхода, чтобы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов. В эту главу входит сущность, функции и виды экономических кризисов. Во второй главе анализируется причины возникновения экономического кризиса. В третьей главе последствия и пути выхода из экономического кризиса. Объектом данного исследования является анализ условий экономического кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов
4
1.1 Сущность экономического кризиса
4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса
5
1.3 Особенности и виды экономических кризисов
6
Глава 2. Причины возникновения кризисов и их последствия
9
2.1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии
9
2.2 Причины экономического кризиса в Республике Беларусь
11
2.2 Последствия экономических кризисов
15
Глава 3. Пути выхода из экономического кризиса Республики Беларусь
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В целях стимулирования усилий руководителей предприятий, работников и разработчиков по техническому перевооружению производства с использованием отечественных оборудования, машин, механизмов, технологий разрешить направлять на указанные цели до 50% от суммы экономического эффекта, полученного в течение трех лет после внедрения мероприятия. Указанные выплаты стимулирующего характера относить на себестоимость и производить при прибыльной работе предприятия и расширении объемов продаж продукции. Министерству экономики и Государственному комитету по науке и технологиям определить процедуру расчета и согласования экономического эффекта.
В дополнение к функционирующему Парку высоких технологий, резиденты которого реализуют проекты в сфере информатизации, назрела необходимость создания под эгидой НАН Беларуси инновационно-технологического парка по массовому внедрению в отраслях экономики высоких технологий, основанных как на отечественных, так и на зарубежных научно-технических разработках.
Необходимо совершенствование
процесса проведения тендерных и
конкурсных мероприятий путем
Учитывая социальную
значимость решения жилищной проблемы
- снизить на 50% налоги и платежи (при
существующей структуре) застройщиков,
в том числе иностранных, обеспечивающих
строительство и продажу жилья
соответствующих
Требуется создание единой открытой общегосударственной базы данных продажи жилья на первичном и вторичном рынках.
Особое внимание должно
быть уделено топливно-
Отраслями экономики потребляется около 56% топливно-энергетических ресурсов, конечное потребление составляет около 5%, экспорт более 38%
Удельное энергопотребление производства остается все еще крайне высоким. Значительная часть импортируемых и генерируемых топливно-энергетических ресурсов используется в самих отраслях ТЭК. Здесь же наиболее высокие показатели удельного энергопотребления[1], которые в сопоставлении по отдельным отраслям составляют: электроэнергетика и теплоэнергетика 312,5%; нефтяная промышленность 680,9%; газовая промышленность 666,5%; горючие сланцы и торф 230,5%; черная металлургия 96,2%; химическая и нефтехимическая промышленность 123,5%; машиностроение и металлообработка 31,3%; промышленность строительных материалов 112,7%; легкая промышленность 23,9%; пищевая промышленность 22,6%; строительство 40,6%; сельское хозяйство 54,7%; транспорт 122,5%; связь 38,3% [10].
В целях снижения удельного
энергопотребления требуется
Необходимо создание дополнительных организационно-экономических условий для перехода на локальные эффективные энергоустановки. Одним из таких перспективных направлений является внедрение когенерационных энерготехнологических установок и комплексов на базе газомоторных технологий (КЭТУ) или иначе - внедрение промышленной энергетики, имеющей существенно более высокий коэффициент полезного действия (КПД).
Необходима разработка
и внедрение процедур согласования
предприятиями внедрения
Требуется оценка и прогнозирование оптимальной структуры электрических мощностей и электрического баланса, использования высвобождаемых мощностей при планируемом вводе в эксплуатацию атомной электростанции.
3. По сохранению рабочих
мест, обеспечению занятости
Базовой основой для сохранения рабочих мест и обеспечения занятости населения по республике в целом и по регионам является оптимизация работы предприятий и организаций, направленная на максимально полную загрузку производственных мощностей, повышение уровня (конкурентоспособности) выпускаемой продукции (работ, услуг) до показателей, обеспечивающих максимальную ее реализацию без протекционистских мер.
В условиях действия мирового финансового кризиса сохранение и увеличение числа рабочих мест должны являться важнейшими оценочными показателями деятельности руководителей предприятий, органов государственного управления, регионов.
Требуется инициирование разработки комплексных программ ускоренного социально-экономического развития регионов с высоким уровнем официальной и скрытой безработицы, в том числе и путем привлечения к финансированию региональных проектов по созданию новых производственных мощностей иностранных инвесторов (особенно заинтересованных инвесторов из сопредельных регионов России, Украины, Балтии и других стран) [3,c.162].
В целях повышения уровня и стимулирования занятости населения предлагается:
3.1. Обязать руководителей
организаций республиканской и
коммунальной форм
3.2. Создать в дополнение
к существующей
3.3. Выработать дополнительные
меры по стимулированию
3.4. Осуществить переход
на 7-ми часовой рабочий день (35
часовую рабочую неделю), не уменьшая
при этом размер заработной
платы низкооплачиваем
3.5. Вновь создаваемые
частные предприятия на первые
3 года деятельности, освободить
от всех видов налогов и
платежей, кроме исчисляемых из
фонда оплаты труда (
4. Международное сотрудничество [10].
Необходимо активизировать реализацию решений в рамках СНГ, в том числе «Стратегии экономического развития Содружества независимых государств на период до 2020 года» (решение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года), а также документов ЕврАзЭС, направленных на развитие торгово-экономического сотрудничества между странами-участницами данных межгосударственных образований, в том числе по реализации совместных и скоординированных мер минимизации и преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса.
В рамках деятельности Союзного
государства целесообразна
Провести мероприятия
по организации на постоянной основе площадки взаимодействия
государственных органов с промышленно-
С учетом «Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года» (от 14.11.2008г.) рассмотреть возможность участия в формировании инфраструктуры инициируемого к созданию странами ЕС сквозного транспортного коридора комплексной перевозки грузов в направлениях: перевозка через балтийские порты западноевропейских стран, государств Балтии и Российской Федерации по морю; перевозка через территорию стран Балтии, Республику Беларусь и далее в Российскую Федерацию, Украину, Казахстан и другие страны автомобильным и железнодорожным транспортом и обратно. Это позволит лучше использовать логистические возможности Беларуси как транзитного государства [5,c.120].
В ходе мероприятий по
минимизации и преодолению
Активнее использовать
при работе с иностранными инвесторами
такую, предусмотренную
Целесообразно представление
отдельным коммерческим организациям,
осуществляющим активную и эффективную
внешнеэкономическую
Органам государственного и хозяйственного управления, заинтересованным субъектам хозяйствования целесообразно, особенно в условиях работы по преодолению последствий кризиса, более полно использовать наработанные возможности общественных организаций промышленников и предпринимателей в налаживании и развитии прямых торгово-экономических связей между субъектами хозяйствования различных государств, освоении новых рынков и привлечении в экономику Беларуси иностранных инвестиций (в частности, задействовать и потенциал РОО «БНПА», имеющей около 40 соглашений и договоров с зарубежными партнерскими организациями: РСПП, УСПП, МКПП и др.) [10].
5. Дальнейшее совершенствование
аналитической работы и прогноз
Современная экономика
требует новых подходов и методов
в анализе и прогнозировании
социально-экономической
В новых экономических условиях, обусловленных мировым финансовым кризисом, мониторинг и оперативная углубленная аналитическая оценка экономической ситуации, как на внутреннем, так и на внешних рынках, системный анализ последствий реализации принимаемых мер, их влияния на эффективность функционирования народнохозяйственного комплекса являются практически важными и крайне необходимыми.
Целесообразно создать аналитический центр (на базе одного из действующих институтов), который осуществлял бы мониторинг, анализ, оценку экономических, финансовых и иных процессов, представлял необходимую информацию органам государственного и хозяйственного управления, предприятиям и другим заинтересованным. Важной стратегической задачей такого центра является анализ и оценка эффективности отраслевой структуры национальной экономики, выработка рекомендаций по ее оптимизации в условиях следования инновационному пути развития таким образом, чтобы при завершении мирового финансового кризиса белорусская экономика была максимально обновленной и конкурентоспособной, с повышенным ресурсом экономической безопасности [6,c.163].
Требует своего совершенствования
в сторону большей
6. Дополнительные меры
и предложения по
6.1. Продолжить внесение предложений от
промышленно-
6.2. Для создания дополнительных правовых условий сотрудничества в экономической сфере, особенно в условиях преодоления и минимизации последствий мирового кризиса, обеспечения возможностей для группы заинтересованных субъектов хозяйствования координировать свои усилия и действия для достижения экономической цели (без «жесткого» объединения в виде простого товарищества или создания коммерческой организации) целесообразно в оперативном порядке принять нормативный правовой акт Президента Республики Беларусь «О совершенствовании правовых средств производственной кооперации (кооперирования) путем введения особого типа договора» [10].
То есть, для формирования предпринимательской среды, которая полностью соответствует белорусской экономической модели, в правовую систему Республики Беларусь предлагается (с учетом комплексных правовых разработок Функа Я.И. - члена Юридического совета РОО «БНПА», председателя Международного арбитражного суда при БелТПП, к.ю.н.) ввести новый самостоятельный тип гражданско-правового обязательства - договор о кооперировании, который в настоящее время отсутствует в правовой системе не только Республики Беларусь, но и иных государств. При этом основная правовая природа договора о кооперировании в сфере предпринимательского оборота должна определяться как разновидность объединения субъектов без образования юридического лица. В связи с изложенным Гражданский кодекс Республики Беларусь необходимо будет дополнить новой главой "Кооперирование".
Информация о работе Экономический кризис в Республике Беларусь