Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………………………………..4
1.1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО……………………………………..….4
1.2 ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД……………………………..…4
1.3 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД………………………….……..5
2. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………..…..9
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ………………………16
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ……………………………………………………..…16
3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………18
3.3. ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА…………………………..21
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…..…..27
Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.
3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.[1]
Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».
Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.[12]
По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.
Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.[10]
Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими - в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом - не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» .И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения - все они могут быть предметом обмена.
Аристотель
с большим упорством стремился
понять законы обмена. Он доказывал, что
постепенно обмен появлению таких
предметов, которые сами по себе представляли
ценность и стали обслуживать
обмен. Он писал: «В силу необходимости,
обусловленной меновой
Аристотель не сомневается в том, что деньги - это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара - его цена. Деньги - это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.[8]
Аристотель
одобрительно относился к тому виду
хозяйствования, который преследовал
цель приобретения благ для дома и
государства, назвав его «экономикой».
Экономика связана с
3.3. ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА
Деятельность
торгово-ростовщического
Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.
Аристотель
считал, что истинное богатство состоит
из предметов первой необходимости
в хозяйстве со средним достатком,
что оно по природе не может быть
бесконечным, а должно ограничиваться
определенными рамками, достаточными
для обеспечения «благой жизни». Хотя
торговля возникла в силу необходимости
и государство не может обойтись без неё,
в то же время недопустимо, чтобы она господствовала.
Деньги представляют одну из форм, но не
абсолютную форму богатства, так как иногда
они обесцениваются и не имеют тогда никакой
пользы в житейском обиходе.
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
- 1. Проблемы
рабства: преимущественно
- 2. Примирение
демоса и знати на базе
- 3. Защитник
частной собственности (
- 4. Натурализация
хозяйства, переход к
- 5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.
- 6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.
- 7. Теоретический
анализ обмена, стоимости, денег.
Аристотель справедливость
- 8. Аристотель
исследует экономическую
Таким
образом, Аристотель довольно подробно
изложил в своих трудах главные
экономические проблемы. Он пытался
понять законы обмена, дал довольно
полную характеристику денег.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркс
называл Аристотеля «Александром Македонским
греческой философии». Это сравнение
имеет глубокий исторический смысл,
ибо Аристотель как ученый объединил
в смелых, широких обобщениях весь
научный опыт Греции, подобно Александру,
объединившему под своей
Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля - важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика - получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.
Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.
В
дальнейшем историческом развитии учения
Аристотеля стали источниками
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.,
«ТЕИС», 2006г.
2. Богомолов А. С. Античная философия. - М.: МГУ, 1999 г.
3. Костюк В.Н. История экономических учений. - М.: «Центр», 2007г.
4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: «ЭКСМО-Пресс»,
2008г.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: «Центр», 2008 г.
6. Чанышев А. Н. Аристотель. - М.: «Мысль», 2005г.
7. Ягдаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. - М.: Инфра - М, 1999.
8. Блауг М.
Экономическая мысль в
9. Бартенев С.А. Экономические теории и школы ( история и современность): Курс лекций. - М.: БЕК, 2006.
10. Жид Ш., Рист
Ш. История экономических
11. Майбурд Е.М.
Введение в историю
12. История экономических
учений: (современный этап): Учебник.
Под редакцией А.Г.
13. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов. / Под редакцией А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000