Экономические взгляды Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………………………………..4

1.1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО……………………………………..….4

1.2 ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД……………………………..…4

1.3 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД………………………….……..5

2. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………..…..9

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ………………………16

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ……………………………………………………..…16

3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………18

3.3. ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА…………………………..21

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…..…..27

Работа содержит 1 файл

экономические взгляды аристотеля.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

     Лишь  в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом ко второму  периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются ущественные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому  идеи означают какое-то иное. число, чем  математические, - пишет он,-то это  вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иное число?» (фр. 9). Вместе с  тем, Аристотель опровергает и воззрение пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» (V 11, 51 4а - 51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов» .[4]

     Таким образом, не созерцание запредельного  мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона  и Аристотеля составило главную  основу их расхождения.

     Сочинения Аристотеля перешли от его преемника  Теофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в  подземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского  в Афинах. Только после этого сочинения  философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашней аристотелевской  школы - перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до н.э. И в самом  деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.[6]

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир»  («Симпосион»), «О философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар красноречия Современные экономические теории Запада.

     Зрелые  произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum,делятся традиционно  на восемь групп:

1. Логические  труды («Органон»): «Категории», «Об  истолковании»,«Аналитики» первая  и вторая, «Топика», «О софистических  опровержениях».

2. Философия  природы: «Физика», или «Лекции  по физике», в 8-ми кн., «О  небе» в 4-х кн., «О возникновении  и уничтожении» в 2-х кн., «О  небесных явлениях» («Метеорологика  ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские  произведения включается также  псевдоаристотелевский трактат  «О мире», написанный, вероятно, уже  в I в. до н. э.

3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также  «Малые труды по естествознанию»  (Parva naturalia), включающие трактаты: «О  восприятии и воспринимаемом»,  «О памяти и воспоминании»,  «О сне», «О бессоннице», «О  вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости  жизни», «О жизни и смерти»,  «О дыхании». Включается сюда  также не подлинный труд «О  духе», относящийся, видимо, к  середине III в.до н. э.

4. Биологические  труды: «О частях животных»,  «О движении животных», «О передвижении  животных», «О происхождении животных».  Эти аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.

5. Первая  философия: сочинение в 14-ти  книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккера ему предшествует  трактат «О Мелиссе, Ксенофане  и Горгии».

6. Этика:  « Никомахова этика» в 10-ти  кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой  печатаются книги 1-3 и 7, книги  4-6 совпадают с 5-7 книгами «  Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги  иногда считаются 8 книгой «Евдемовой  этики». «Большая этика» признается  не аутентичной, также не аутентичен  трактат «О добродетельном и  порочном», относящийся ко времени  между I в. до н. э. - I в. н.  э.

7. Политика  и экономика: «Политика» в 8-ми  кн., «Экономика» в З-х кн. обычно  считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском  переводе. В школе Аристотеля  было описано государственное  устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус  с текстом «Афинской политии»  Аристотеля.

8. Риторика  и поэтика: «Искусство риторики»  в З-х кн., за которым печатается  не подлинное местонахождение идей». Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, [тогда как связь с телом - болезнью] » [8]

     Другое  крупное сочинение, дошедшее до нас  в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр философских  произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к  созерцательной жизни; значительная часть  произведения Аристотеля содержится в  «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной  жизни», а высшим благом провозглашает «мышление» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.

     Лишь  в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом ко второму  периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются ущественные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому  идеи означают какое-то иное. число, чем  математические, - пишет он,-то это  вовсе недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иное число?» (фр. 9). Вместе с  тем, Аристотель опровергает и воззрение  пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут  образоваться ни линии, ни тем более  тела. В этом же сочинении он писал  о двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» (V 11, 51 4а - 51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные  пленники, видящие перед собою  лишь тени вещей, существующих в «подлинном»  мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой  прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя  на поверхность земли и узрев  красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и  что все это - произведение богов»

     Таким образом, не созерцание запредельного  мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона  и Аристотеля составило главную  основу их расхождения.[10]

     Затем они оказались в Риме, где и  были изданы главой тогдашних перипатетиков  Андроником Родосским. Цитируются сочинения  Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831)

     Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В  нем не только охвачены все области  тогдашнего знания, но и произведена  его первичная классификация, так  что впервые из философии как  таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует краткое изложение и критический  разбор предшествующих учений по данному  вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая  затем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает, поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних  требует критического подхода.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ  АРИСТОТЕЛЯ

     3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ

     Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области  являлись известные древнегреческие  мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

     Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных  стран тем, что здесь для нормального  занятия земледелием нет необходимости  строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные  условия для развитиячастной  собственности на землю, на земельный  участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские  хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное  хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой  доходностью. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов. Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

     В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая  без особых изменений просуществовало  до конца IV в. до н. э. и которую можно  определить как классическую рабовладельческую  экономику.[9]

     Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих  полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) - было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

     Другой  тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре  которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.[7]

Именно  в полисах второго типа была создана  ставшая классической рабовладельческая  экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались  особенно быстро (примером таких полисов  были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э. В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

     Следует отметить, что описанная структура  крупного афинского землевладения  должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось  правовое и имущественное положение  афинского гражданства, росло его  самосознание, увеличивалось богатство  афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой  материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской  жизни и городского ремесла.[5]

     Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных  полисах и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой  массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом  обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал Блауг.

     Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном  виде в развитых торгово-ремесленных  полисах (Афины), в то время как  в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая  структура отличалась целым рядом  особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности  социально-классовой структуры торгово-ремесленных  полисов, играющих ведущую роль в  историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.[3]

Информация о работе Экономические взгляды Аристотеля