Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:06, курсовая работа
Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………………………………..4
1.1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО……………………………………..….4
1.2 ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД……………………………..…4
1.3 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД………………………….……..5
2. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ………………………………………..…..9
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ………………………16
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ……………………………………………………..…16
3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………18
3.3. ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА…………………………..21
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…..…..27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
1.1
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО………………………………
1.2
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД……………………
1.3
ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД……………………
2. СОЧИНЕНИЯ
АРИСТОТЕЛЯ………………………………………..…..
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ………………………16
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
3.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
3.3.
ХРЕМАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА………………
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ…………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………..…..…..27
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений- этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.
С
этой точки зрения было бы интересно,
изучая экономические взгляды
Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ
1.1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Годы
жизни Аристотеля относятся к
периоду македонского завоевания, который
характеризуется высочайшим внешним
рассветом Греции, в отличие от
ее высочайшего внутреннего
Аристотель
родился в 384 г. до н. э. Его родина
- город Стагир во Фракии, на северо-западном
побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля
Никомах принадлежал к
В 365 г. пятнадцатилетний
1.2 ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в существовавшую там уже в течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда Аристотель приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником - Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается в шпорах, другой (Аристотель) - в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать»
Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя.
Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению Платона.[3]
Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.
1.3 ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва) снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую школу. Правда, как иногороднему, ему разрешается открыть школу лишь за чертой города - к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» , то школа Аристотеля получила второе название -«перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него происходит название членов Ликея - «перипатетики» Современные экономические теории Запада. [5]
Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.
Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая была, как подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.[7]
Неожиданная
смерть тридцатитрехлетнего Александра
в Вавилоне (который он предполагал
сделать столицей своей сверхдержавы)
13 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское
восстание, в ходе которого представители
промакедонской партии были подвергнуты
репрессиям. Не избежал общей участи
и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских
таинств предъявляет ему
Аристотель
отправляется в Халкиду (на остров Эвбея),
на виллу своей матери Фестиды. Там
Аристотель продолжал свои научные
изыскания. Он занимался изучением
морских приливов и отливов, вел
переписку с друзьями и составлял
планы ближайшей научной
2. СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотелевские сочинения распадаются на три группы: Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные, осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за ее пределами;
Трактаты, представляющие собой то - ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля - в них выражено его зрелое мировоззрение.[13]
Судьба
каждой из трех групп сочинений была
различной. Все диалоги и другие
ранние труды Аристотеля погибли. Мы
знаем более или менее об их
содержании на основании некоторых
отрывков из них, приводимых в трудах
более поздних античных авторов,
а также в пересказе. Погибли
и все коллективные работы, в том
числе описания государственных
устройств, исключая «Афинскую политию»,
связываемую обычно с именем самого
Аристотеля. Ее папирусный список был
найден в конце прошлого столетия
в песках Египта, где благодаря
сухости климата непрочный
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов, относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем», или «О душе», содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами платоновского «Федона». Следуя Платону же, он «провозглашает душу формой (eidos), и потому хвалит здесь (ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кто рассматривает ее как местонахождение идей» (Розе фр. 46) Опять-таки в соответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным состоянием, [тогда как связь с телом - болезнью] » [2]
Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом провозглашает «мышление» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в его платоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.