Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:43, контрольная работа
На протяжении всего революционного времени в России лидеры либерального движения умело сохраняли за собой позиции, политических лидеров и теоретиков, которым верят и за которыми идут.
В данной контрольной работе рассмотрены экономические воззрения П.Б. Струве, его участие в экономической и политической жизни России.
Таким образом, в его теоретической системе ценность логически и исторически является порождением цены. В вопросе о ценности П.Б. Струве последовательно проводит сингуляристическое понимание, единственно приемлемое с точки зрения экономической идеографии. Понятие ценности для него – чисто эмпирическое, статистическое («типическая ценность» – это субъективная изолированная средняя, полученная оценочным путем).
§3. Марксизм П.Б. Струве
Свое
место в развитии русской социологической
мысли конца XIX - начала ХХ в. занимал
так называемый легальный марксизм.
Это теоретическое и
На первом этапе своего творческого развития П.Б.Струве позитивно оценивая марксизм зато, что он с научных позиций доказывая неизбежность перехода экономики любой стране в капиталистическую стадию. Это мнение он сохранил неизменным и после того, как перестал признавать марксизм универсальным социальным и философским учением. Точно также на протяжении всей своей жизни П.Б.Струве признавал определенную правоту социализма; она заключается в самом представлении об идеальном состоянии общества, о возможности развития общества в направлении к этому идеальному состоянию. Однако конкретное содержание этого идеального состояния и тем более те меры, которые социалистическое учение (особенно в варианте, предлагаемом Марксом) выдвигало в качестве необходимых для реализации идеального состояния, П.Б. Струве признавал абсолютно ложными упускающими из вида самый важный фактор общественного процесса - отдельную личность. В учении Маркса предполагается, что приход общества от наличного несовершенного состояния к совершенному может быть осуществлен исключительно внешними мерами, с помощью определенных, заранее рассчитанных изменений форм внешней жизни. Это было бы возможно только в том случае, если бы общество и отдельный человек были простыми объектами, допускающими исчерпывающее постижение с помощью рациональных средств науки. По мнению П.Б. Струве это предложение вступает в вопиющее противоречие с жизнью. Человек и общество столь же бесконечны таинственны и мистичны, как все бытие, поэтому их точное и исчерпывающее познание невозможно а значит, невозможно и преобразование общества к совершенному состоянию с помощью простого набора внешних мероприятий.
П.Б.
Струве был лидером «легального
марксизма», перешедший в дальнейшем
в лагерь кадетской контрреволюции.
При столь прямолинейной
Либеральный путь Петра Бернгардовича начинается уже в 1891 г., когда он начал общественную деятельность среди литературных (иначе - легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами. Вскоре он снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. Но в апреле 1894 г. был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев Струве написал «Открытое письмо» Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 г. вышла в свет его книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой П.Б. Струве выступал с социал-демократических позиций. Главной задачей «Критических заметок» являлась полемика с народническим пониманием экономического и общественного развития России.
В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П.Б. Струве обосновывались положения о фундаментальном характере действия объективных экономических законов. В связи с этим показывалась неизбежность развития капитализма во всем мире, в том числе в России. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, в том числе классов, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Большой фактический материал анализировался и обобщался на основе марксистской методологии. П.Б. Струве выступал тогда на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии.11
В дальнейшем в работах П.Б. Струве все более отчетливо проявляются тенденции оправдания и своего рода апологии капитализма. Он уже не настаивает на разделяемом им ранее положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму. Исчезает и эйфорически восторженное отношение к марксизму как к «великой и богатой содержанием системе научных взглядов". Напротив, он всё более критически оценивает учение Маркса, в том числе его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.
Его философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного ему неокантианства, объявляющего основополагающим и руководящим началом в жизни людей некие "надысторические", духовные ценности, прежде всего, моральные, он утверждает, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества. П.Б. Струве пишет, что он впервые предпринял попытку «внести» в марксизм идеи неокантианства, предвосхищая критический поворот бернштейнианства на Западе. Речь идет об одном из социалистических течений, идеологом которого был Эдуард Берн-штейн. Этому течению, ставившему во главу угла борьбу трудящихся за их экономические интересы, стремились придать, так сказать, этическую направленность. По своей теоретической и идеологической платформе легальный марксизм был близок к бернштейнианству.12
Отвергнув
«экономический материализм» Маркса,
прежде всего его учение о решающей
роли способа производства в развитии
общества и о законе соответствия
производственных отношений людей
характеру и уровню развития их производительных
сил, легальные марксисты отбросили
и его учение о классовой борьбе
и социальной революции. Они придерживались
эволюционистских взглядов постепенного
совершенствования капитализма, придания
ему более цивилизованных форм. Речь
шла о процессе развития капитализма
«в форме продолжительного, непрерывного
процесса социальных преобразований».
С позиций буржуазного
Став одним из лидеров партии конституционных демократов (кадетов), П.Б. Струве характеризовал эту партию как внеклассовую» - не в смысле отрицания классов и классовой борьбы, а в смысле приоритета в программе ее деятельности общенациональных и общечеловеческих интересов. Он придавал большое значение деятельности буржуазного государства, способного, по его мнению, наладить нормальную экономическую н политическую жизнь общества и разрешить социальные конфликты.
§4. Октябрьская революция 1917 года.
Революция, в результате которой к власти в России пришло советское правительство во главе с В.И.Ленин, произошла 25 октрября (7 ноября) 1917. В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков. Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил большевиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся. 24 октября глава правительства А.Ф.Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет. В тот же день к вечеру силы военно-революционного комитета, почти не встречая сопротивления со стороны защитников Временного правительства, стали переходить в наступление, в ночь на 25 они заняли мосты, государственный банк, телеграф и другие намеченные стратегические объекты. Вечером того же дня началось окружение Зимнего Дворца, где размещалось Временное правительство. Восстание развивалось почти бескровно. Лишь во время осады Зимнего Дворца раздавалась оружейная стрельба, и гремели залпы артиллерии. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.
Большевики
шли на захват власти, имея поддержку
рабочих, части солдат. Эта поддержка
определялась их недовольством Временным
правительством, его бездеятельностью
по решению незавершенных
Победа восстания еще не гарантировала победителей от судьбы свергнутого ими буржуазного правительства. Надо было закрепить победу решением волновавших народ вопросов, которые убедили бы, что большевики выполняют свои обещания – дать, наконец, стране мир, крестьянам помещичью землю, рабочим восьмичасовой рабочий день. Это, по замыслу Ленина, должен был выполнить Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся в Петрограде в разгар восстания. На съезде меньшевики и эсеры составляли меньшинство делегатов, большевики, имея за собой большинство, одобрили происшедшее восстание, арест Временного правительства. Съезд принял решение взять власть в свои руки, что на практике означало передачу ее большевикам, которые заявили, что немедленно покончат с войной, передадут крестьянам землю помещиков. Это было подтверждено и первыми законодательными актами, принятыми съездом – Декретами «о войне», «мире» и «о земле». Тем самым большевики получили необходимую на первых порах поддержку в народных массах.
Съезд провозгласил создание Советского правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома) из одних большевиков во главе с В.И.Лениным.
§5. Отношение П.Б. Струве к октябрьской революции 1917 года.
Революцию П.Б. Струве встретил враждебно. Назвал ее "величайшим мировым событием. Победу большевиков объяснил незрелостью масс, культурной отсталостью страны и тем, что общество не было в должной степени привлечено к активному и ответственному участию в управлении государством. Он считал, что большевики, руководствуясь марксистской теорией, ведущим положением которой является идея развития производительных сил, не поняли ее, так как согласно марксистскому учению социализм является плодом внутреннего развития производительных капиталистических сил, которые перерастут сковывающие их рамки и постепенно сами приведут к социализму. Свою задачу в революции видел в расширении публицистической и издательской деятельности.
Положение дел в новом хозяйстве России после октября, по мнению Струве, не означало победу более совершенной экономической формации; наоборот, он повлек за собой неслыханный экономический регресс. Отмена частной собственности и обобществление хозяйственного процесса осуществляются большевиками ради повышения индивидуальной доли каждого члена общества. Эта распределительная тенденция порождает пагубную уравниловку. Напротив, право собственности и экономическая свобода индивида есть главные критерии свободы личности.
П.Б. Струве отрицал наличие общеисторических причин успеха Октябрьской революции, а победы большевизма связывал со случайными тактическими ошибками вождей белого движения.
Из-за различий во мнениях по поводу победы большевизма у П.Б. Струве возникли серьезные разногласия со своими друзьями.
Отвержение большевизма и сознание необходимости активной борьбы с ним стали определяющими в дальнейшей жизни П.Б. Струве. Он выступал за использование всех доступных средств в борьбе против советской власти, в том числе вооруженным путем.
В течение 20 лет, возглавляемые П.Н. Милюковым13 «Последние новости» играли руководящую роль в жизни эмиграции, объединяли вокруг себя лучшие литературные и публицистические силы русского зарубежья. Либеральные «Последние новости» вели ожесточенную полемику с ультраправой эмигрантской газетой «Возрождение» (возглавлявшейся бывшим соратником П.Н. Милюкова по «Союзу освобождения» и кадетской партии – П.Б. Струве). Прежние единомышленники, и раньше вступавшие в ожесточенные споры между собой, стали в эмиграции непримиримыми врагами. Споры между двумя газетами шли по всем политическим вопросам, и, прежде всего, по такому вопросу - кто виноват в том, что произошло с Россией? Их нескончаемые споры на эту тему стали привычным явлением эмигрантской жизни.14
Но в последствии в эмиграции, П.Б. Струве будет играть роль ведущего теоретика и организатора ее консервативного крыла. В зависимости от того, признавали или не признавали эмигранты эту армию, Струве делил их на патриотов и не патриотов. Он активно доставал средства на нужды Российского общевоинского союза; был вдохновителем и идейным руководителем Союза галлиполийцев объединявшего молодежь белой армии; состоял членом множества эмигрантских союзов и обществ.
В 1926 г. П.Б. Струве стал председателем организационного комитета Зарубежного съезда, также поставившего целью объединение сил белой эмиграции. Однако объединение не удалось: более левые, возглавленные П.Н. Милюковым, отказались в нем участвовать. Не пришли к согласию и собравшиеся участники съезда.