Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:53, курсовая работа
В современном мире существуют 174 государства. А история человечества знает лишь четыре основных типа экономических систем: традиционную, командно-административную, рыночную и смешанную. Критериями типологии их являются ответы на три простых, но основных вопроса: - что производить, как производить и кто потребляет? В своей курсовой работе я попытаюсь рассказать подробнее о видах, классификациях и взаимосвязях экономических систем общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность экономических систем и их классификация……………………4
1.1 Критерии и типы классификации экономических систем…………….4
1.2 Общественно-экономические формации……………………………….7
2. Основные типы экономических систем…………………………………….13
2.1 Традиционная система…………………………………………………..13
2.2 Командно-административная система………………………………….14
2.3 Рыночная система………………………………………………………..16
3. Модели смешанной экономики……………………………………………...16
3.1 Сущность смешанной экономики и её параметры……………………..18
3.2 Модели развитой рыночной экономики………………………………..19
3.3 Национальна экономика – экономическая модель Казахстана………..21
Заключение……………………………………………………………………....26
Литература……………………………………………………………………….
Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. Японская модель характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счёт этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна, только при исключено высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определённые жертвы ради процветания страны. Ещё одна особенность японской модели развития связаны с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на её начальной стадии. Японская модель отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора экономического планирования и координации деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательное (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда даёт ожидаемый результат, поскольку в этих странах нет японских традиций.
Формирование
смешанной экономики
Возможности
формирования смешанной экономики
существуют и в нашей стране. Они
связаны прежде всего со сравнительно
развитым индустриальным базисом, сочетающимся
с отдельными элементами постиндустриализма,
с возникшим многообразием форм собственности
и хозяйствования, с наличием традиций
регулирования и социальности, а также
с интенсивным развитием в годы реформ
рынка и предпринимательства. На всё это
наслаиваются технологическая многоукладность
и переходный общественный характер современной
отечественной экономики, усиливающие
её смешанный характер. Очевидно, что в
нашей стране, с учётом её большой специфики,
должна сложиться отечественная модель
смешанной экономики.
3.3 Национальная экономика – экономическая модель Казахстана
Национальная экономика, или национальная экономическая система, - это экономическая система страны, отражающая весь комплекс факторов (внутренних и внешних, экономических и неэкономических) её развития и функционирования и содержащая обусловленные ими особенности реализации общих экономических закономерностей.
К
специфическим факторам развития и
функционирования национальной экономики
следует отнести факторы
Для национальной экономики характерно также особое целеполагание, иными словами, кроме обычных целей социально-экономического развития (эффективность, благосостояние и др.), перед экономикой каждой страны стоят и специфические цели, обусловленные условием и уровнем её развития. Функционирование национальной экономики должно содержать акцент на обеспечение национальной экономической безопасности страны и реализацию её национальных интересов. В числе последних – повышение конкурентоспособности национальной экономики и усиления её роли в системе мирового хозяйства. Важнейшими аспектами национальной экономики являются обеспечение единого экономического пространства страны, установления оптимального соотношения общенационального и регионального уровней экономики. Адекватным научным отражением указанных характеристик должно стать формирование особой структурной части экономической теории – теории национальной экономики. Она должна вобрать в себя также отечественные научные традиции и особенности национального экономического мышления.
После
распада СССР и разрушения централизованно-
Суть казахстанской модели заключается в приоритете потребностей гражданина Республики Казахстан. Государство должно обеспечивать его интересы, а не стоять над человеком, как в прежней системе. Статус человека качественно изменяется: из «винтика» и «ресурса» человек становится высшей целью экономики. Попытка построить «социализм с человеческим лицом» не удалась из-за того, что она имела больше идеологический, нежели практический смысл. Интересы государства слишком расходились с потребностями отдельного члена общества. В конечном счете, это обусловило распад старой системы. Рыночные отношения при адекватной к специфике Казахстана модели позволяют добиться того, чтобы природный и экономический потенциал страны обеспечивал достойное благосостояние индивидов и превращение государства в новое индустриальное общество.
Модель открытой рыночной экономики в наибольшей степени отвечает интересам современного человека. Она на абстрактном уровне предполагает, что необходимо исходить из глобальной задачи улучшения благосостояния отдельных членов общества. В практическом смысле модель означает, с одной стороны, свободу экономической и политической конкуренции, а с другой – формирование определённых этнических норм предпринимательства. Но необходимо сделать одну оговорку. При всей привлекательности открытой рыночной экономики, обеспечивающей ускоренную стабилизацию положения и быстрое достижение высокоэффективного развития страны, реальная социально-экономическая ситуация, сложности в реализации экономических реформ не дают основания целиком полагаться на эту модель. Открытость должна быть не абсолютной, а разумной, в какой-то степени избирательной, критерием её является соблюдение национальной безопасности страны. Миграции капитала иногда сопутствуют незаконный въезд в страну недружественных сил, угрожающим устоям государственности, а также этническая экспансия. Безопасно открытая модель является защитной реакцией на время от времени возникающие территориальные претензии к стране со стороны отдельных сил в соседних государствах. Она совершенно необходима для защиты страны от наркобизнеса, контрабандного вывоза капитала из Казахстана.
В
условиях смешанной экономики роль
рынка и государства
Сочетание рыночных и нерыночных сил, взаимодействие рынка и государства становятся общей закономерностью для абсолютного большинства стран мира. Казахстан не является исключением. В тоже время республика имеет особенности, определяющие масштабность государственного регулирования экономики. К ним относятся своеобразный менталитет народа, наличие острых социально-экономических проблем, которые в ряде случаев приближаются к экстремальным (здоровье народа, состояние экологии, гипертрофированная поляризация населения по доходам), и их невозможно решить только рыночными механизмами. Эти обстоятельства диктуют необходимость сочетания рыночных регуляторов с существенным вмешательством государства. Рынок и государство одинаково важны. Обе стороны равно зависимы друг от друга и неотделимы. Суть в том, чтобы найти равновесие между ними, чтобы стихия рынка не разбушевалась, а государство не стало тотально управлять им, чтобы рыночные механизмы правильно «вставить» регуляторы.
Государство должно решать три задачи: создать условия для цивилизационного развития рыночных отношений, удовлетворять общественные потребности и социально защищать нуждающееся население. Исходя из этого, оно выполняет свои законодательную, стабилизационную, перераспределительную, бюджетно-фиксальную, правоохранительную, монетарную и другие функции. Методы и формы государственного регулирования зависят от функций решаемых задач на данном этапе.
Государственное вмешательство в эти процессы за 1993-1999 гг. претерпело серьёзные изменения. С известной условностью следует выделить два этапа:
1. Преобладание либеральной стратегии и резкое ослабление государственного регулирования (1992-1994гг.). Начавшиеся в период перестройки в советское время демократические перемены (разгосударствление, передача государственной собственности трудовым коллективам и развитие кооперативов) в Казахстане продолжались. Среди правящей элиты и большинства людей господствовал дух «экономического романтизма», принятия сценария «шоковой терапии». С 1 января 1992 г. В стране синхронно с Россией осуществлена либерализация абсолютного большинства цен на средства производства, потребительские товары и услуги. Эта крупномасштабная и радикальная акция была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки. Цены резко возросли. Усилился спад производства. Возникшая ещё в Советском Союзе ползучая инфляция уже в 1992 г. быстро переросла в гиперинфляцию. Её темпы в 1992 г. составили 3060,8, в 1993 г. – 2265, в 1994 г. – 1258,3 %. Страна впервые в своей истории испытала, что означает гиперинфляция. Принятая стратегия либерализации воплощалась также в жизнь посредством разгосударствления и приватизации в основном объектов торговли и услуг, передачи государственной собственности трудовым коллективам (хотя последняя не вписывалась в идеологию либерализма). Органы управления были существенно сокращены, урезаны их функции, особенно по руководству предприятиями. Приобрели значительные масштабы «серый» и «чёрный» рынки, неконтролируемое индивидуальное предпринимательство с уходом от налогообложения. Усилились темпы роста безработицы и бедности. Неплатежи и не возвраты кредитов получили большое распространения. Началась нерегулируемая социальная стратификация. Произошел отток капитала из страны. Возникла угроза экономической безопасности государства. В обстановке глубокой депрессии экономики государство существенно ослабило свою роль в той сфере, где этого не должно было происходить, в частности в финансовом секторе. Уровень государственного управления опустился ниже допустимой границы. Последствия резкой либерализации сказались в дальнейшем. Контроль над денежной массой, курсом национальной валюты был восстановлен в 1995 г. Из хаоса (в известной мере) начал выкристаллизироваться экономический порядок. На смену романтизма пришёл реализм. Получила официальное признание концепция о длительности переходного периода, о необходимости развития собственной модели.
2. Относительное ослабление либеральной стратегии и укрепление государственного вмешательства. Он характеризуется государственным вмешательством в рыночные отношения, поскольку стало очевидно, что рыночные силы не смогут вывести страну из кризиса без регулирования. Параллельно с процессом массовой приватизации по индивидуальным проектам и приватизации агропромышленного комплекса, предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, правительство и Национальный банк усилили меры по финансовой стабилизации, проведению антимонопольной политики – было введено индикативное планирование, установлен контроль за выплатой заработной платы, пенсий, пособий, началась борьба с коррупцией и экономическими преступлениями.
Как
и какими темпами будет развиваться
Казахстан в ближайшие
Экономические
реформы, становление основ новой
экономической системы – та реальность,
которая постоянно будет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновению и эволюции экономических систем в различных странах присущи общие закономерности и национальные особенности. Изучение их представляет как теоретический, так и практический интерес.
Информация о работе Экономические системы общества: их сущность, основные признаки и классификация