Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:53, курсовая работа
В современном мире существуют 174 государства. А история человечества знает лишь четыре основных типа экономических систем: традиционную, командно-административную, рыночную и смешанную. Критериями типологии их являются ответы на три простых, но основных вопроса: - что производить, как производить и кто потребляет? В своей курсовой работе я попытаюсь рассказать подробнее о видах, классификациях и взаимосвязях экономических систем общества.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность экономических систем и их классификация……………………4
1.1 Критерии и типы классификации экономических систем…………….4
1.2 Общественно-экономические формации……………………………….7
2. Основные типы экономических систем…………………………………….13
2.1 Традиционная система…………………………………………………..13
2.2 Командно-административная система………………………………….14
2.3 Рыночная система………………………………………………………..16
3. Модели смешанной экономики……………………………………………...16
3.1 Сущность смешанной экономики и её параметры……………………..18
3.2 Модели развитой рыночной экономики………………………………..19
3.3 Национальна экономика – экономическая модель Казахстана………..21
Заключение……………………………………………………………………....26
Литература……………………………………………………………………….
Данное
понимание экономической
Классификация на основе социально-экономических критериев.
Наиболее
характерная для науки
Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики»). Основной критерий их разграничения – способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.
Исторически первичная форма хозяйства – натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребления непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных слаборазвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежах, что характерно для современных кризисных переходных экономик.
Другая и наиболее распространённая форма хозяйства – рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координации экономической деятельности осуществляется путём купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.
Спорный вопрос относительно возможности существования третьей формы хозяйства. Основные позиции выглядят следующим образом:
А) третья форма отсутствует, так как рыночная экономика представляет собой «естественный и разумный порядок» (А. Смит) или «спонтанный, расширенный порядок», соответствующий «естественным человеческим нормам» (Ф. Хайек);
Б) это – плановая экономика (плановое хозяйство) как более высокая степень экономики, когда на основе растущего обобществления производства укрепляются прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями, а координация деятельности осуществляется сознательно, на основе научно обоснованных хозяйственных планов;
В) это – командная экономика (командно-административная система, тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т. п.) методов регулирования экономики и являющая собой исторический тупик как закономерное следствие отхода от «естественного экономического роста»;
Г) это - пострыночная экономика, когда в условиях постиндустриального развития происходит замена рыночных связей коммуникативными связями, основанными на взаимопонимании субъектов и «субъект – субъектных» отношениях;
Д)
это – смешанная экономика, соединяющая
воедино рыночный механизм и государственное
регулирование экономики (рынок и план).
1.2 Общественно-экономические формации (способы производства)
Основной критерий их разграничения – способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношения присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развития последних обусловливает, в конечном счете, формационные переходы.
Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный) и коммунистический (первая фаза которого получила название социализм). В некоторых трактовках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы производства. В основе всех указанных трактовок формационного подхода лежит указание на ту или иную господствующую форму собственности и на вытекающую из неё целевую функцию экономической деятельности со стороны собственника (в частности, производство и присвоения феодальной ренты при феодализме, производство и присвоение прибавочной стоимости при капитализме).
Недостатками
формационного процесса являются чрезмерная
конфронтационность акцента на отношениях
собственников и не собственников,
прерывистость исторического
а) капитализм – «естественный разумный порядок», способный на внутреннюю эволюцию и не требующий «перехода к социализму»;
б) социализм (коммунизм) как конечная ступень исторического прогресса в духе марксистского подхода;
в) посткапитализм как выражение некоего будущего общества, в котором на основе постиндустриального развития возникает приоритет самоценной творческой личности в противовес «обществу наживы»;
г) смешанная экономика, интегрирующая частнособственнические (частнопредпринимательские) начала с развитой системой социальных гарантий трудящихся и отражающая взаимодействие двух мировых тенденций – капиталистической и социальной (социалистической).
Существует и другая, расширенная версия формационного подхода, также восходящая к К. Марксу. Согласно ей, выделяется три вида «общественной формации»: первичная (архаичная), вторичная (экономическая), третичная (коммунистическая). В заметной мере данная трактовка совпадает с излагаемой ниже классификацией.
1.
Степень индустриального (
Более
содержательно выявить
Критерии | Ступени общества | ||
Доиндустриальное
(доэкономическое) общество |
Индустриальное
(экономическое) общество |
Постиндустриальное
(постэкономическое) общество | |
|
Ручные орудия
труда Сельское хозяйство Традиции и внешнеэкономическое принуждение к труду Традиционный («патриархальный») человек |
Машина Индустрия Материальные (денежные) стимулы «Экономический» человек |
Информатика Наука Творчество Социально-творческий «социологический» человек |
Каждая из указанных ступеней общества входит в сферу изучения экономической науки, однако степень экономической «начинки» общества оказывается в каждом случае разной.
С начала 60-х годов получила широкое распространение терминология и концепция постиндустриального общества. Среди его конкретных обозначений – «общество третьей волны» О. Тоффлера, «информационное общество» И. Массуды, «общество информатики и высоких технологий» Дж. Нэсбита, «общество услуг» Ж. Фурастье, «общество нового гуманизма» А. Печчеи, «общество постматериальных ценностей Р. Инглехарта и др. Идея постиндустриального общества отразила и характеризующиеся развитием принципиально новой техники и технологий, формированием новой структуры производства, превращением науки в непосредственную производительную силу, усилением творческого характера труда и стимулов творческой самореализации личности, выдвижением на первый план таких видов продукции, как научные знания, информация, духовные блага и т. п.
2. Цивилизационные системы. Термин «цивилизация», широко используемый в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к нашему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражается в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (внешних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими факторами в такой системе могут выступать социокультурные (национальные, религиозные, этнические, «ментальные» и т. п.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т. д.), постэкономические (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы. Таким образом, особенностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узкоэкономичным изменениям.
Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. В основе их различий – использование тех или иных критериев (более узко – тех или иных неэкономических факторов в их связи с экономикой).
Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она получает вид: доиндустриальная (традиционная) цивилизация- индустриальная (экономическая) цивилизация. Их характеристики приводились выше. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные («вертикальные») цивилизации.
Вторая классификация близка к первой в аспектах глобальности и историчности цивилизаций с упором на взаимодействие социально-политических и экономических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизацию, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации.
Третья классификация делает акцент на роли социокультурного фактора и связанной с ним достаточно устойчивой системы ценностных ориентаций различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей). Цивилизации подобного рода можно трактовать как локальные, поскольку они ограниченны пространственно (например, евразийская и западноевропейская цивилизации, исламская цивилизация, цивилизации конфуцианского культурного региона и т. п.), и как «горизонтальные», поскольку они сравнительно устойчивы, обладают большой степенью консерватизма, находясь в состоянии сосуществования (несмотря на их интенсивное взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не располагаются строго на исторической («вертикальной») оси общественного развития. Важнейший аспект данной классификации – влияние социокультурной среды на действие универсальных экономических процессов, на развитие тех или иных хозяйственных форм, того или иного типа экономического поведения.
Информация о работе Экономические системы общества: их сущность, основные признаки и классификация