Экономические системы общества: их сущность, основные признаки и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существуют 174 государства. А история человечества знает лишь четыре основных типа экономических систем: традиционную, командно-административную, рыночную и смешанную. Критериями типологии их являются ответы на три простых, но основных вопроса: - что производить, как производить и кто потребляет? В своей курсовой работе я попытаюсь рассказать подробнее о видах, классификациях и взаимосвязях экономических систем общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Сущность экономических систем и их классификация……………………4

1.1 Критерии и типы классификации экономических систем…………….4

1.2 Общественно-экономические формации……………………………….7

2. Основные типы экономических систем…………………………………….13

2.1 Традиционная система…………………………………………………..13

2.2 Командно-административная система………………………………….14

2.3 Рыночная система………………………………………………………..16

3. Модели смешанной экономики……………………………………………...16

3.1 Сущность смешанной экономики и её параметры……………………..18

3.2 Модели развитой рыночной экономики………………………………..19

3.3 Национальна экономика – экономическая модель Казахстана………..21

Заключение……………………………………………………………………....26

Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

экомические системы.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

   Данное  понимание экономической системы  реализуется в различных ветвях институционной (неоинституционной) экономической  теории. К нему примыкает и концепция  «экономического порядка», получившая распространение в германском ордолиберализме.

   Классификация на основе социально-экономических критериев.

   Наиболее  характерная для науки классификация  экономических систем состоит в  выделении следующего типа экономических  систем.

   Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики»). Основной критерий их разграничения – способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.

   Исторически первичная форма хозяйства –  натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребления непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных слаборазвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежах, что характерно для современных кризисных переходных экономик.

   Другая  и наиболее распространённая форма  хозяйства – рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением  или координации экономической деятельности осуществляется путём купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

   Спорный вопрос относительно возможности существования  третьей формы хозяйства. Основные позиции выглядят следующим образом:

   А) третья форма отсутствует, так как  рыночная экономика представляет собой «естественный и разумный порядок» (А. Смит) или «спонтанный, расширенный порядок», соответствующий «естественным человеческим нормам» (Ф. Хайек);

   Б) это – плановая экономика (плановое хозяйство) как более высокая  степень экономики, когда на основе растущего обобществления производства укрепляются прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями, а координация деятельности осуществляется сознательно, на основе научно обоснованных хозяйственных планов;

   В) это – командная экономика (командно-административная  система, тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т. п.) методов регулирования экономики и являющая собой исторический тупик как закономерное следствие отхода от «естественного экономического роста»;

   Г) это - пострыночная экономика, когда в условиях постиндустриального развития происходит замена рыночных связей коммуникативными связями, основанными на взаимопонимании субъектов и «субъект – субъектных» отношениях;

   Д) это – смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование экономики (рынок и план). 

   1.2   Общественно-экономические формации (способы производства)

   Основной  критерий их разграничения – способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношения присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развития последних обусловливает, в конечном счете, формационные переходы.

   Наиболее  распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный) и коммунистический (первая фаза которого получила название социализм). В некоторых трактовках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы производства. В основе всех указанных трактовок формационного подхода лежит указание на ту или иную господствующую форму собственности и на вытекающую из неё целевую функцию экономической деятельности со стороны собственника (в частности, производство и присвоения феодальной ренты при феодализме, производство и присвоение прибавочной стоимости при капитализме).

   Недостатками  формационного процесса являются чрезмерная конфронтационность акцента на отношениях собственников и не собственников, прерывистость исторического процесса, не учёт роли социокультурного и других факторов, подведение исторически предшествующих ступеней под обоснование коммунистической формации. Вместе с тем формационный подход, отражая одну из реальных сторон экономической системы, существует и в современных условиях. При этом выделяются разные трактовки конечной ступени формационной последовательности. Основные позиции выглядят следующим образом:

   а) капитализм – «естественный разумный порядок», способный на внутреннюю эволюцию и не требующий «перехода к социализму»;

   б) социализм (коммунизм) как конечная ступень исторического прогресса в духе марксистского подхода;

   в) посткапитализм как выражение некоего будущего общества, в котором на основе постиндустриального развития возникает приоритет самоценной творческой личности в противовес «обществу наживы»;

     г) смешанная экономика, интегрирующая частнособственнические (частнопредпринимательские) начала с развитой системой социальных гарантий трудящихся и отражающая взаимодействие двух мировых тенденций – капиталистической и социальной (социалистической).

   Существует  и другая, расширенная версия формационного  подхода, также восходящая к К. Марксу. Согласно ей, выделяется три вида «общественной  формации»: первичная (архаичная), вторичная (экономическая), третичная (коммунистическая). В заметной мере данная трактовка совпадает с излагаемой ниже классификацией.

   1. Степень индустриального (индустриально  – экономического развития общества. Главное в этой классификации – соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные степени: доиндустриальное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество.

   Более содержательно выявить своеобразие  каждой из обозначенных ступеней позволяют два укрупненных критерия. Первый из них – со стороны производительных сил. Он имеет два аспекта: один раскрывает тип средств производства (ручные орудия труда – машины – информатика), другой даёт характеристику «ведущего сектора» (земледелие – индустрия – наука). Второй критерий раскрывает тип обусловленности общественного поведения и «общественного» человека. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобретают следующий вид: доэкономическое (традиционное) общество – экономическое общество – постэкономическое общество. У каждого из них свой тип детерминации: в первом случае – патриархальные традиции и внешнеэкономическое принуждения к труду; во втором – узкоэкономические (материальные, денежные) стимулы; в третьем – потребность творческого развития человека. У каждого общества и свой тип «общественного человека»: традиционный («патриархальный») человек, «экономический» человек, традиционный («социальный», «социологический и т. п.) человек. Отмеченные характеристики можно представить в виде следующей таблицы.

    

Критерии Ступени общества
Доиндустриальное 

(доэкономическое)

общество

Индустриальное

(экономическое)

общество

Постиндустриальное

(постэкономическое)

общество

  1. Тип средств производства
  2. Ведущий сектор
  3. Тип детерминации
        
  1. Тип «общественного» человека
Ручные орудия труда 

Сельское  хозяйство

Традиции  и внешнеэкономическое принуждение к труду

Традиционный («патриархальный») человек

Машина 

Индустрия

Материальные (денежные) стимулы

«Экономический» человек

Информатика 

Наука

Творчество 
 

Социально-творческий «социологический» человек

      

   Каждая  из указанных ступеней общества входит в сферу изучения экономической  науки, однако степень экономической  «начинки» общества оказывается  в каждом случае разной.

   С начала 60-х годов получила широкое распространение терминология и концепция постиндустриального общества. Среди его конкретных обозначений – «общество третьей волны» О. Тоффлера, «информационное общество» И. Массуды, «общество информатики и высоких технологий» Дж. Нэсбита, «общество услуг» Ж. Фурастье, «общество нового гуманизма» А. Печчеи, «общество постматериальных ценностей Р. Инглехарта и др. Идея постиндустриального общества отразила и характеризующиеся развитием принципиально новой техники и технологий, формированием новой структуры производства, превращением науки в непосредственную производительную силу, усилением творческого характера труда и стимулов творческой самореализации личности, выдвижением на первый план таких видов продукции, как научные знания, информация, духовные блага и т. п.

   2. Цивилизационные системы. Термин «цивилизация», широко используемый в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к нашему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспроизводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражается в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (внешних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими факторами в такой системе могут выступать  социокультурные (национальные, религиозные, этнические, «ментальные» и т. п.), социально-политические (ценности демократии, гражданского общества, правового государства и т. д.), постэкономические (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климатические, географические, геополитические и др. факторы. Таким образом, особенностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем является многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к узкоэкономичным изменениям.

   Можно выделить несколько классификаций  цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. В основе их различий – использование тех или иных критериев (более узко – тех или иных неэкономических факторов в их связи с экономикой).

   Первая  классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она получает вид: доиндустриальная (традиционная) цивилизация- индустриальная (экономическая) цивилизация. Их характеристики приводились выше. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные («вертикальные») цивилизации.

   Вторая  классификация близка к первой в аспектах глобальности и историчности цивилизаций с упором на взаимодействие социально-политических и экономических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизацию, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации.

     Третья классификация делает акцент на роли социокультурного фактора и связанной с ним достаточно устойчивой системы ценностных ориентаций различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей). Цивилизации подобного рода можно трактовать как локальные, поскольку они ограниченны пространственно (например, евразийская и западноевропейская цивилизации, исламская цивилизация, цивилизации конфуцианского культурного региона и т. п.), и как «горизонтальные», поскольку они сравнительно устойчивы, обладают большой степенью консерватизма, находясь в состоянии сосуществования (несмотря на их интенсивное взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не располагаются строго на исторической («вертикальной») оси общественного развития. Важнейший аспект данной классификации – влияние социокультурной среды на действие универсальных экономических процессов, на развитие тех или иных хозяйственных форм, того или иного типа экономического поведения.

Информация о работе Экономические системы общества: их сущность, основные признаки и классификация