Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования - анализ или комплексное исследование характерных черт основных типов экономических систем.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
-определить понятие и сущность экономических систем
-охарактеризовать типы экономических систем
-проанализировать проблемы российской экономики
-рассмотреть пути развития российской экономики
Введение. 2
1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 4
1.1. Понятие и сущность экономических систем 4
1.2. Типы экономических систем и их краткая характеристика 9
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 14
2. Современная модель Российской экономики 17
2.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 17
2.2. Российская экономика на современном этапе и ее проблемы 19
2.3.Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация 28
3. Пути дальнейшего развития Российской экономики 31
Заключение. 35
Список литературы. 38
Огромная заслуга государства в том, что для мелкого и среднего бизнеса ввели упрощенную систему налогообложения фактически с льготными ставками (6% от дохода или 15 % от прибыли). В то же время было целесообразно постепенно снизить НДС с уровня 18 % до примерно 10 %, проводя активную борьбу со схемами по его оптимизации. Аналогичная стратегия должна быть при 'обелении' зарплат[13].
Таким образом, стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Наиболее приемлемая модель для России та же, что характерна для большинства развитых стран - многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, основанная на сочетании движущих сил рынка и конкуренции с одной стороны и государственного регулирования - с другой.
2.3. Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация
По прогнозам Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики, спад в экономике России в 2009 году будет более существенным, чем это прогнозирует правительство, и составит от 5 до 8%. В 2010 году, похоже, российская экономика будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. И всё же прогноз ВШЭ на ближайшее время весьма оптимистичный: основные негативные шоки уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в октябре 2008 года - январе 2009 года, мгновенно переведя экономику от солидного экономического роста в 7-8% в год к сопоставимому по скорости спаду.
Представляя результаты исследования Центра анализа экономической политики в РИА "Новости", директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко сообщил, что российская экономика упала гораздо сильнее, чем во многих других странах. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, Россия находится внизу списка стран G-20, - в нынешнем году ожидается падение ВВП на 5,6%. "Мы привыкли говорить, что нефть упала, и российской экономике сразу стало плохо. Но у Саудовской Аравии, которая зависит от нефти ещё сильнее, наблюдается небольшой рост - 0,6%. У нас в экономике, к сожалению, существуют большие структурные проблемы, не работают экономические институты, не работает судебная система, и это всё обусловило слабость экономической системы при первом же ухудшении внешней среды", - объяснил г-н Алексашенко.
В Высшей школе экономики не исключают дальнейшего ухудшения мировой конъюнктуры в этом году, но оно будет оказывать на Россию ограниченное влияние. Углубление мировой рецессии преимущественно сказывается на снижении спроса на конечные товары (доля которых в экспорте России не превышает сегодня 18%), тогда как спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса намного слабее реагирует на ухудшение мировой конъюнктуры. Углубление мирового финансового кризиса тоже не приведёт к катастрофическим последствиям, так как к настоящему времени практически весь спекулятивный иностранный капитал уже выведен с российского рынка.
Значимое негативное влияние на экономику может оказать только снижение цен на нефть ниже уровня 35 долл./барр., при котором не только резко возрастает вероятность девальвации рубля уже в этом году, но и, что намного более важно, резко обостряются проблемы в бюджетном секторе. Кроме того, правительство недооценивает риски ускорения инфляции. Текущий правительственный прогноз предусматривает рост потребительских цен на 13% в 2009 году и на 10-11% в 2010 году. В то же время активное использование средств резервного фонда для финансирования расходов федерального бюджета с марта текущего года неизбежно приведёт к разогреву инфляционных процессов и повышению темпов роста цен в 2009 году до 15-17%. Стабилизация темпов инфляции, как следует из прогноза Центра анализа экономической политики ВШЭ, будет достигнута весной 2010 года на уровнях 15-20%.
Так что пока, в ожиданиях начала новой волны, нам всем придётся свыкнуться с экономической стагнацией, поддерживая жизнедеятельность при помощи нефтегазовой подпитки. Причём оседлать новую технологическую волну тоже не получится, в Евросоюзе уже давно её ждут. Остаётся только подстраиваться под лидеров, модернизируя собственную экономику.
3. Пути дальнейшего развития Российской экономики
Финансовая система РФ в значительной мере отстает от параметров развитых стран. Банковская система имеет сравнительно небольшой размер - отношение Активы/ВВП - 45% (развитые страны - 100-300 %); доля кредитов в совокупных инвестициях предприятий около - 6.5 % (в развитых странах - около 50 %). Значительная часть банков мелкие. Одна из основных проблем - низкая доступность кредита, обусловленного высокими рисками развития бизнеса, недостаточностью залогового обеспечения. Нет кредита - нет развития. Существует еще достаточно важный момент - развитие региональной банковской системы, имеющий огромный дефицит местных банковских отделений, способной обеспечить кредитными ресурсами местную экономику, пусть и в микрообъеме. В совокупности наша экономика имеет очень низкий коэффициент моментизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) - 33,8 %, тогда как в Китае - 165% .
Важнейшая задача, в решении которой необходимо добиться прогресса в ближайшее время - обеспечение ощутимого роста благосостояния широчайших слоев населения за счет более эффективного использования экономического потенциала страны. Основа гражданского мира в настоящем - наличие национальной идеи о реализации этих ценностей в относительно недалеком будущем. Президент как-то сказал, что наша национальная идея - эффективность во всем. Затем он акцептировал свое внимание на росте благосостояния граждан и справедливости. С другой стороны, каждый человек хочет гордиться своей страной. Национальная идея - это гордость россиян за свое крупнейшее в мире государство, его историю, культуру. Это эффективная экономика, высокий уровень жизни, развитое промышленное производство, активное развитие регионов, процветающая деревня, профессиональная армия, справедливость и нравственность. И, наконец - это восстановление наших позиций в мире. Возможности нашей экономики, одной из богатейших в мире по запасам природных ресурсов практически не имеют равных. В будущем Россия обязательно станет одним из мировых лидеров, играющего роль крупнейшего экономического, финансового, промышленного и культурного центра[14].
Мы, наконец, добились перепроизводства в некоторых областях. Что касается 'книгопечатания', то этого у нас в избытке. То же самое наблюдается на эстраде - певцов хоть отбавляй. Некоторые даже попали в мировые чаты. Но наша страна, являющая одним из лидеров космических технологий, а также рынка вооружений могла бы значительно сильнее проявить себя в таких отраслях, как авиационная, автомобильная, судостроительная, станкостроительная и пр.
Государству следует позаимствовать самые современные корпоративные модели управления. Развитие нашей экономики без создания высокоэффективной плановой системы невозможно. Сейчас по таким планам работают все корпорации. Необходимо восстановить систему срочного государственного планирования (от 3 до 5 лет) - как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне с четкими планами по росту экономических показателей. Первый шаги - принятие трехлетного бюджета - в этом направлении сделаны. В тоже время в бюджетном послании президента поставлена задача перейти к 10-15 летнему интервалу планирования. 'Национальные проекты' должны превратиться в конкретные задачи с заданным численным содержанием. Реальное развитие требует создание мощнейшей государственной инфраструктуры, связанной с планированием, финансированием, делегированием и контролем исполнения принятых программ. Понятно, что со времен командной экономики у многих сформировалось неприятное отношение как к плановой системе, так и планированию показателей государства. Однако если мы хотим добиться решения значительных задач, их постановка и планирование является неизбежным. Задача вхождения страны к 2020 г. в пятерку крупнейших экономик, предложенная первым вице-премьером Сергеем Ивановым, с соответствующими планами по увеличению ВВП вполне могла бы стать нашим национальным мега-проектом. Показателен в этом смысле тот же Китай, который не отказывался от планирования своего развития и именно поэтому успешно перевыполнял свои планы. КНР имеет стратегические планы развития до 2050 и даже до 2100 года[15].
Не менее эффективной может быть идея большей самостоятельности регионов, создания такой системы разделения налоговых поступлений между регионами и центром, которая способствовала бы созданию экономических стимулов к их активному развитию. Губернаторы и главы местных администраций должны иметь планы по развитию своих регионов, под эти планы они должны постоянно привлекать частных инвесторов. По реальным результатам они могли бы зарабатывать много и легально. При этом развитие реальной системы местного самоуправления - это единственное, что способно создать реальный механизм управления нашей огромной страной, приблизить решение наших наболевших проблем именно снизу . По всей видимости, такие проекты, как программа развития дальневосточных регионов, а также проведение Олимпиады в Сочи могут стать примерами целенаправленных действий государства по развитию регионов страны.
Один из важнейших факторов успешного развития - развитие науки, образования и высоких технологий. И тема также прозвучала в Послании президента, принявшем решение о значительном увеличении расходов на науку, в том числе на такое важное направление, как развитие нанотехнологий. Появление новых технологий всегда являлось одним из ведущих факторов технической революции и сопутствующего экономического роста. Как известно, тот же Китай вышел на третье место в мире по затратам на научные цели . В 20 веке наша наука во многих областях имела высочайших уровень, сохраняется он и теперь. Необходимо активно развивать и совершенствовать нашу научную школу - это наше национальное богатство. Особенно актуально развитие передовой и массовой системы образования, увеличение государственных и стимулирование частных расходов на науку.
Современная рыночная экономика является сложной, многоукладной системой, реализующей основные достижения мировой экономической науки. Необходимо правильно понимать роль государства, рынка, верно их разграничивать, творчески применять достижения мировой науки, богатый опыт экономических реформ, не забывая при этом и о своей истории. На это обращал внимание еще Дж.М.Кейнс: "Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций... Она является скорее методом, чем учением... помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям". Центральное место должна занять экономическая рациональность, в которой найдут применение все позитивные идеи[16].
Взятый президентом новый курс в случае его успешной реализации сможет обеспечить необходимую консолидацию общества, раскрыть весь потенциал страны и обеспечить действительный прорыв к ее эффективному развитию.
Заключение.
Экономическая система — исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Существует три основные экономические системы:
Современная рыночная экономика – ее отличительные черты:
многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.
изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
рост уровня образования (послешкольное);
новое отношение к труду (творческое);
повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Административно-командная система(плановая)
Основные черты:
государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Основные черты хозяйственного механизма:
непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра;
государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Албании и др.
Смешанная система
- тип общества, синтезирующий элементы рыночной и плановой экономических систем. Он характерен для большинства современных государств (Россия, Китай, Швеция, Франция, Япония, Великобритания, США).
Основные проблемы российской экономики являются отраслевые и региональные диспропорции - сырьевая специализация, неразвитость производства, отсталость сельского хозяйства, да и ряда регионов в целом. В совокупности это приводит к значительному социальному неравенству, находящему свое отражение в достаточном большом разрыве между доходами самых богатых и самых бедных, а также в средних показателях дохода и развития между регионами.
Государству следует позаимствовать самые современные корпоративные модели управления. Развитие нашей экономики без создания высокоэффективной плановой системы невозможно. Сейчас по таким планам работают все корпорации. Необходимо восстановить систему срочного государственного планирования (от 3 до 5 лет) - как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне с четкими планами по росту экономических показателей.
Информация о работе Экономические системы и их сравнительная характеристика