Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования - анализ или комплексное исследование характерных черт основных типов экономических систем.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
-определить понятие и сущность экономических систем
-охарактеризовать типы экономических систем
-проанализировать проблемы российской экономики
-рассмотреть пути развития российской экономики
Введение. 2
1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 4
1.1. Понятие и сущность экономических систем 4
1.2. Типы экономических систем и их краткая характеристика 9
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 14
2. Современная модель Российской экономики 17
2.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 17
2.2. Российская экономика на современном этапе и ее проблемы 19
2.3.Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация 28
3. Пути дальнейшего развития Российской экономики 31
Заключение. 35
Список литературы. 38
1.2. Типы экономических систем и их краткая характеристика
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг.
Важными элементами любой экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни; конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,— рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) — и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран СНГ, стран Восточной и Центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа[3].
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Командно – административная система.
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами этой системы является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм КАЭ имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с КАЭ решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда
Отличительной особенностью распределения продукции являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Рыночная экономическая система
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.
Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.
Смешанная экономическая система.
Смешанная экономическая система - это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется, как рынками, так и при значительном участии государства
Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу, например ( содержание армии, регулирование законодательства и др. ) Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов. Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную и хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов. Основой смешанной экономики является частная собственность, но на ряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Справляться с провалами рынка, правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, один из которых - налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении. Как правило, в странах со смешанной экономикой, государство несет расходы на социальные нужды ( помощь малоимущим, инвалидам и др. )[4].
1.3 Сравнительная характеристика экономических систем
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ | РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА | КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА | СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА |
|
Масштабы обобществления производства | Обобществление производства в рамках предприятия | Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы | Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах |
|
Преобладающая | Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов | Господствует государственная собственность | Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
|
Форма бюджетного ограничения | Жесткая | Мягкая | - |
|
Стимул к производительному труду | Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) | Социалистическое соревнование | Факторные доходы |
|
Основной принцип производства | Принцип соответствия спроса и предложения | Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения | Принцип соответствия спроса и предложения |
|
Регулирование экономики | Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства | Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть | Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
|
Конкуренция | Есть | Нет | Есть |
|
Теневая экономика | Отсутствует | Присутствует | Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
|
Координация | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен | Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. |
|
Ценообразование | ориентируется на предотвращение спада в производстве | Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены | Гибкие цены |
|
Заработная плата | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда | Административное установление заработной платы | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату |
|
Социальные гарантии | Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости | Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение | Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечен[5] |
|
Таким образом, в основном выделяют три экономические системы: смешанную экономику, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находится в государственной собственности; рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.
2. Современная модель Российской экономики
2.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям
Административно-командной системы в экономике России оформилось с 1917 г. Она стремилась навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями.
В советский период формирование административно-командной системы позволило в 30—50-е годы резко повысить норму накопления за счет массированного перераспределения ресурсов из сельского хозяйства и таким образом добиться высоких темпов роста промышленного производства.
К 60-м годам, после того как административно-командная система в СССР решила задачу перехода к экономике индустриального типа, выявились внутренние ограничения советской модели экономического роста. К факторам, препятствовавшим экономическому росту, относили высокую энергоемкость, низкую конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей, низкую эффективность инвестиций. Все это обусловило тенденцию к резкому падению темпов экономического роста[6].
Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):
• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;
• длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
• неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.
Стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
а) преобладание частной собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;
г) эффективная система социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика[7].
2.2. Российская экономика на современном этапе и ее проблемы
Основные проблемы российской экономики - отраслевые и региональные диспропорции - сырьевая специализация, неразвитость производства, отсталость сельского хозяйства, да и ряда регионов в целом. В совокупности это приводит к значительному социальному неравенству, находящему свое отражение в достаточном большом разрыве между доходами самых богатых и самых бедных, а также в средних показателях дохода и развития между регионами.
Эти явления являются как наследством плановой экономики, так и следствием недостаточного формирования рыночных механизмов на фоне определенной однобокости начальной стадии реформ (1992-1998 гг.), имевшей излишний акцент на монетарной политике и определенной пассивности государства. Рынок сформирован, но он несовершенен, монополизирован, не все рыночные институты (например, отношения собственности, финансовая, правовая системы) имеют адекватную степень развития, инвестиционный климат требует улучшения, а где-то в глубинке существует натуральное хозяйство.
На самом деле рынок - это предельно жесткая среда, где каждый человек своим трудом должен доказать, что он занимает свое место под солнцем не зря - сам оплатить жилье, образование, отдых. Основная задача государства - создание экономических условий, при которых подавляющее большинство населения смогло бы обустроить свою жизнь самостоятельно.
В последнее время экономисты многих стран достаточно активно анализируют опыт проведения реформ в Восточной Европе, Китае и России . Основные выводы заключаются в том, что сосредоточение стратегии проводимых реформ только на построении абстрактной рыночной модели, приватизации и монетарных факторах не дают должных стимулов для полноценного развития экономики, в частности не всегда позволяют решить задачу роста жизненного уровня граждан. Центральным узлом данной проблемы является роль государства - как правило, реформы проводимые слабым государством, имеют низкую эффективность.
Информация о работе Экономические системы и их сравнительная характеристика