Экономические системы и их сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ или комплексное исследование характерных черт основных типов экономических систем.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
-определить понятие и сущность экономических систем
-охарактеризовать типы экономических систем
-проанализировать проблемы российской экономики
-рассмотреть пути развития российской экономики

Содержание

Введение. 2
1. Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 4
1.1. Понятие и сущность экономических систем 4
1.2. Типы экономических систем и их краткая характеристика 9
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем 14
2. Современная модель Российской экономики 17
2.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 17
2.2. Российская экономика на современном этапе и ее проблемы 19
2.3.Российская экономика 2009-2010: спад, потом стагнация 28
3. Пути дальнейшего развития Российской экономики 31
Заключение. 35
Список литературы. 38

Работа содержит 1 файл

курсовая Эконом теория.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Наиболее приемлемая модель для России видимо та же, что характерна для большинства развитых стран - многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, основанная на сочетании движущих сил рынка и конкуренции с одной стороны и государственного регулирования - с другой. Если отталкиваться от такой модели, то формирование консенсусной идеологии, сочетающей интересы подавляющего большинства групп граждан, основанной на синтезе либеральной экономической школы, институционализма, а также неокейнсианства выглядит вполне возможным. Так какой должна быть стратегия и роль государства, чтобы эффект от его действий был максимальным?

Рост доходов населения создает важнейшие предпосылки для повышения совокупного спроса и дальнейшей экспансии экономического развития. Как известно, внутренний рынок богатеющего Китая имеет колоссальную международную привлекательность. В то же время важнейшим препятствием для развития нашей экономики является низкая платежеспособность населения. Что может сделать обычный житель нашей деревни, если рабочих мест там практически нет, при этом земли у него в лучшем случае около 20 соток? При этом получить кредит на развитие своего хозяйства он никогда не сможет - во-первых, нет залога, а во-вторых, по близости нет ни одного банка. Вот так рождается замкнутый круг - нищета порождает нищету. Подчеркнем, что в таких условиях монетарная доктрина не работает, а частная экономика - основной экономический двигатель - приемлемыми темпами развиваться не может[8].

В выступлениях президента часто звучит тема борьбы с бедностью. Наилучшее средство борьбы с ней - экономический рост, одним из возможных путей стимулирования которого является повышение совокупного спроса за счет бюджетных расходов. Как известно, этот рецепт был предложен величайшим экономистом 20 столетия Дж.М.Кейнсом и был достаточно успешно применен выдающимся государственным деятелем президентом США Франклином Рузвельтом, не только вытянувшим Америку из лап последствий Великой американской депрессии, но и приложившего немалые усилия для гуманизации рыночной системы, создавшего так называемый капитализм с 'человеческим' лицом . Как известно, Путин высоко оценил деятельность Ф.Рузвельта.

Что у нас есть общего с той ситуацией? На самом деле, немало: 1) неиспользуемые производственные мощности, значительный спад производства со времен СССР; 2) существенная явная и скрытая безработица - когда многие граждане получают крайне низкую заработную плату около 100 долларов в месяц; 3) избыточная монополизация рынка; 4) низкий платежный спрос значительной части населения; 5) низкий уровень социальной поддержки. Обеспечить необходимые темпы развития нашей экономики в настоящий момент без рационального и уместного вмешательства государства не представляется возможным. В этом смысле опыт реформ Рузвельта был бы для нас очень полезен[9].

И фактически он уже используется. В своем послании президент обозначил переход к новому курсу, основанному на приоритетах развития, широкомасштабным проектам совершенствования инфраструктуры страны. Президент устранил основное противоречие в имевшейся политике - между уже значительными финансовыми возможностями государства и нерешенными проблемами экономики.

Меры по повышению совокупного спроса могут проводиться по двум направлениям. Во-первых, это увеличение финансирования на развитие регионов (строительство дорог, инфраструктуры, жилья), оборону, науку, медицину, образование. Эти меры будут способствовать росту занятости и доходов населения, а в дальнейшем - послужат катализатором для развития частной экономики. К числу таких мер относятся предложенные президентом в Послании масштабные инвестиционные проекты в области развития энергетики, развития дорог, увеличении расходов на науку, активном строительстве жилья, его ремонте и расселении с устаревшего жилого фонда. В этом же направлении будут работать проект по реализации Олимпиады в Сочи. Во-вторых, это разумное повышение заработной платы государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей, ученых, военных, МВД и силовых структур, а также пенсий. Первые, очень осторожные шаги в этом направлении уже сделаны. При этом текущая экономическая ситуация вполне безболезненно позволяет реализовать эту стратегию.

В то же время, прежде чем проводить масштабные госинвестиции, следует навести строжайший порядок в госфинансах, в системе расчетов и финансирования бюджетных программ, в противном случае инфляционная атака неизбежна. Напомним, что о важности этих проблем президент упоминает постоянно. Необходим строжайший контроль менеджмента госпредприятий, их расходов, финансовых потоков; обеспечение конкурсной системы госзаказа, лицензирования контрагентов. Если финансирование государственных программ вести профессионально, инфляции не будет. Целесообразно создать по направлениям несколько банков развития, на базе их и имеющихся государственных банков следует создать разветвленную систему финансирования. И наконец самое важное вмешательство государства должно эффективным и рациональным. Интересно, что сам Кейнс также подчеркивал это: 'Правительство не должно быть нигде, где может быть частный сектор, даже если кажется, что правительство может лучше сделать эту работу[10].

Очень показательно, что сейчас западные эксперты постоянно высказывают недовольство по поводу расширения государственного вмешательства в российскую экономику. Но что происходит у них - чем как не государственным вмешательством являются сотни миллиардов долларов бюджета Пентагона в США, а значительные субсидии фермерам в ЕС?

Но в то же время основное средство экономического развития, в том числе и борьбы с бедностью - это развитие частной экономики. При этом основная роль государства - выстраивание эффективной и цивилизованной экономики, создание привлекательных макро- и микроэкономических условий инвестиционного климата, развития эффективного частного сектора, создание эффективного механизма использования национальных ресурсов.

В чем же причина бедности значительной части наших граждан, живущих все же в богатейшей, даже несмотря на свои климатические недостатки, стране мира? Основные причины: 1) социалистическое прошлое, связанное с неразвитостью потребительских секторов экономики, отсутствием предпринимательства; 2) недостаточное развитие экономики в течение реформ в регионах и в промышленном производстве; 3) противоречивость налоговой политики; 4) недостаточность государственного финансирования; 5) неразвитость системы банковского финансирования; 6) низкая степень доступности местных ресурсов для населения и их вовлечения в рыночный оборот. Конечно, уже прошло 15 лет реформ и нельзя все 'сваливать' на прошедшее. Тем не менее, в значительной степени, корни этой бедности кроются в нашем прошлом. Во-первых, в позднем отмене крепостного права, а во вторых, в полном отрицании частной собственности после 1917 г., что очень негативно отразилось на предпринимательской активности значительной части нашего населения. И это очень серьезная проблема .

Если основную занятость ранее создавало государство, то теперь об этом в значительной степени должен позаботиться эффективный частный сектор, на формирование которого требуется значительное время.

Россия - уникальная страна, имеющая огромную территорию. В то же время, очевидно, что степень ее освоения пока еще очень мала. Значительная проблема - неравномерность регионального развития, являющейся одной из причин сокращения численности населения страны. Основная часть всех ресурсов и деловой активности в нашей стране сконцентрировано в Москве, Питере и еще нескольких крупных городах. При сохранении существующих тенденций страна может приобрести проблемы в контроле над своей огромной территорией. Таким образом, развитие глубинки - это важнейший вопрос национальной безопасности.

Пока экономика естественным путем не может обхватить своим развитием все регионы, нужно создать условия для нормальной жизни в регионах. Провести выделение личных наделов достаточной площади, под их залог выдавать кредиты на строительство жилья, на развитие хозяйства, создать финансирующую структуру на базе микроотделений государственных и частных банков, использовать коллективные формы взаимопомощи при освоении земли, строительстве жилья. На самом деле, это один из самых элементарных способов вывести значительную часть нашего населения из нищеты и создания условий для накопления сбережений - размер личного благосостояния крестьянина зависит от его воли к работе, крепости его семьи и размера площади его земельного участка. И если у государства есть возможности, способные решить эту проблему, их безусловно надо использовать. И чем больше ресурсов будет находиться в рыночном обороте, тем более развитой будет экономическая и финансовая система страны.

Если дать толчок к развитию регионов, деревни, экономика получит колоссальный спрос на все - на строительство жилья, дорог, коммуникаций и т.д., возрастет занятость, подтянется национальная промышленность. При дальнейшем увеличении доходов населения внутренний рынок имеет огромные возможности и его потенциал окажется намного больше, чем рынков внешних. Безусловно, при этом бюджет страны и ее ВВП выйдет на качественно новый уровень. И такая ситуация уже наблюдалась в ходе решения земельного вопроса в Царской России . А по поводу нашего климата можно отметить, что по ряду оценок в результате глобального потепления Россия только выиграет[11].

Недавно по телевидению показали репортаж из одного из российских регионов о том, что деревни пустуют, и местные власти готовы принять крестьян из Китая. Безусловно, более эффективный способ решения проблемы возможен за счет миграции русского населения из стран СНГ, например из Прибалтики. Следует также оказывать поддержку семьям и молодым специалистам, решившим связать свою жизнь с селом и уехать из города. В свое время делался упор на урбанизации, в результате наблюдался отток населения из сельской местности в город. Возможно, со временем тенденция может измениться. Как известно, в США есть так называемая американская мечта - свой личный дом, Россия как и Америка, должна стать коттеджной.

В бюджетном послании президент еще раз говорил о повышении конкурентности и инвестиционной привлекательности российской экономики, в т.ч. снижении налоговой нагрузки на экономику. И в этих вопросах мы имеем значительный резерв для совершенствования.

Одна из особенностей нашей экономики в том, что большинство ее субъектов пытаются 'выжать' из своего положения на рынке максимально возможную прибыль. Результат - высокие цены на жилье, недвижимость, бензин, ресурсы, и многие другие товары; - рост издержек, инфляционное давление, снижение возможностей экономического роста. Мы страна - производитель, но у нас достаточно дорогой бензин. Цена жилья в Москве, Питере и ряде крупных городов делает его приобретение проблемным даже для значительной части среднего класса. Перспектива - монопольный рост тарифов на услуги ЖКХ. Непростые условия при вхождении на рынок (высокий барьер) сохраняет низкий уровень конкуренции, что препятствует нормальному развитию многих рынков для удовлетворения потребностей субъектов с минимальными издержками. Напротив, если вспомнить опыт тех же США, то Ф.Рузвельт предпринял максимальные меры для борьбы с монополизацией экономики, доступности жилья и пр. Опыт Китая еще раз показывает, что высокая степень развития конкуренции является важнейшим условием экономического роста и развития производительных сил. Хотя в целом наша экономика от вступления в ВТО должна выиграть, но ряд отраслей, пока не знающих жесткого уровня международной конкуренции, могут испытать серьезные проблемы.

Российская экономика состоит в значительной части из крупных предприятий, играющих в ней огромную роль, и в будущем число таких предприятий будет только расти. В этой связи особенно актуальным является проблема создания реальных механизмов антимонопольного регулирования. Для эффективного развития экономики следует сделать акцент на создание значительного конкурентного сектора среднего и мелкого предпринимательства, что будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти - среднего класса. Именно мелкий бизнес наиболее эффективно снимает проблему занятости населения в условиях рынка. В развитых странах доля малых предприятий в ВВП составляет - 50-60%, а у нас - чуть более 12%. Необходимо сделать все возможное для развития частного, особенно мелкого предпринимательства - путем развития консалтинговых центров, школ предпринимательства, систем финансирования[12].

Мировой капитал стремиться туда, где выше его отдача, т.е. где ниже риски, издержки, налоги. Каковы факторы успешного развития предпринимательства, или так называемого инвестиционного климата? Это собственность, ее правовая защита, доступность кредита, низкие процентные ставки, низкие налоги. Поговорим о налогах - некоторые из них надо снижать, для того чтобы: 1) повысить их собираемость; 2) сделать экономику более прозрачной и легальной; 3) стимулировать экономический рост; 4) увеличить приток капитала; 5) повысить конкурентоспособность наших товаров перед вступлением в ВТО.

Давно известно, что по мере роста налогового бремени наблюдается падение собираемости налогов (кривые Лафера), уход бизнеса в "теневую" экономику. Наша экономика раздвоена, и все прекрасно это понимают - есть официальная заработная плата и неофициальная, есть управленческая прибыль и балансовая, есть рыночная стоимость недвижимости и есть балансовая; наконец, есть схемы оптимизации налогообложения. Размеры этой раздвоенности уже давно и явно играют против интересов государства - значительная часть предпринимателей пользуются оптимизационными схемами. И хотя правительство предпринимает определенные усилия по борьбе с теневыми операциями и легализацией экономики, вопрос еще не решен. В то же время сама по себе 'серость' является серьезным препятствием для экономического развития - успешное привлечение финансирования как корпорациями, так и физическими лицами требует полной легализации их доходов.

Представляется, что введенный в 1992 г. высокий НДС - 28% обусловил широчайшее распространение теневых операций. Аналогично отразились и высокие налоги на заработную плату. Особенно тяжело высокий НДС работает против производства, где есть достаточно длительный цикл. На рынке существует значительная конкуренция, и выигрывают товары, имеющие меньшие издержки. Сначала следует создать нормальные налоговые условия для развития промышленности, а уже затем пользоваться плодами ее развития - созданием рабочих мест и масштабными поступлениями в бюджет. Об этом же говорит и успешный опыт Китая, успешно использовавшего налоговые льготы для развития производства .

Информация о работе Экономические системы и их сравнительная характеристика