Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:40, реферат
Все типы рисков, в том числе и экономические, можно расчленить по таким методологическим основаниям, как характер, форма функционирования, конкретный вид проявления. Под характером понимаются сущностные особенности экономических рисков, проявление которых наносит ущерб, ведет к потерям и снижает уровень рациональности и эффективности использования ограниченных ресурсов и факторов производства.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ
Все типы рисков, в том числе и экономические, можно расчленить по таким методологическим основаниям, как характер, форма функционирования, конкретный вид проявления. Под характером понимаются сущностные особенности экономических рисков, проявление которых наносит ущерб, ведет к потерям и снижает уровень рациональности и эффективности использования ограниченных ресурсов и факторов производства. К таким особенностям относятся:
q стремление увеличить экономическую прибыль путем использования факторов политической и экономической силы, направленной на ограничение рыночной конкуренции, что всегда наносит ущерб определенным группам потребителей и предпринимателей;
q выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке, но наносящей ущерб другим субъектам рынка (использование гормонов роста в животноводстве, газа фреон в парфюмерии, производство оружия, различных ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.д.);
q предпринимательские риски, связанные с отвлечением ресурсов на создание новых факторов производства, товаров и услуг, спрос на которые так и не возник; либо возник, но в объемах, не покрывающих издержки (“вечные” изотопные батарейки для бытовой техники, портативные летательные аппараты, роторные линии с производительностью миллион деталей в час и др.);
q стремление максимизировать потребление и экономическую прибыль без учета ресурсных возможностей, производственных и бюджетных ограничений, цикличности рынка.
Формы экономических рисков – это совокупность действий субъектов хозяйствования, объединенных целевой функцией и инструментами регулирования, обусловливающих вероятность возникновения возможных потерь и ущерба в результате нерационального использования факторов производства, ошибок в выборе стратегии поведения на рынке, неэффективной финансовой и инвестиционной политики. Различаются следующие формы экономических рисков: производственные, коммерческие, финансовые, инвестиционные. Виды экономических рисков – это результирующая совокупность параметров, объединенных единой функциональной целью, характеризующих вероятность возможных потерь и ущерба в результате неэффективного управления особыми видами ресурсов.
На рис 1.3 представлен вариант взаимосвязи форм и видов экономических рисков, на основе которого в следующих главах книги анализируются методы оценки территориально-отраслевых рисков хозяйственной деятельности.
Производственные риски – это возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате неэффективного управления производительностью, качеством продукции и персоналом, ошибок в выборе стратегии развития производства. Данная группа – это, прежде всего, риски снижения экономической рентабельности производственной деятельности, вызванные:
q низким уровнем загрузки производственных мощностей, уменьшением выручки из-за ошибок в выборе стратегии дифференциации продукции;
q ростом имплицитных (альтернативных) издержек, прямых и переменных затрат;
q использованием низкоэффективных факторов производства;
q неэффективной системой поддержания трудовой лояльности, мотивации к труду и профессиональной мобильности;
q выбором стратегии, ориентированной не на создание конкурентных технологических преимуществ, а на удержание сегментов рынка путем ограничения доступа на него конкурентов.
Рис.1.3. Формы и виды экономических рисков
Коммерческие риски – это возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате воздействия на объемы продаж следующих событий:
q снижения платежеспособности основных групп потребителей;
q нарушения пропорций рыночного равновесия из-за ограничений конкуренции;
q спада деловой активности из-за цикличности экономики и изменения пропорций ее развития;
q изменения потребительского поведения и отношения к ценовым рискам субъектов рынков.
Финансовые риски – это возможность понести убытки или недополучить прибыль в результате воздействия инфляции, изменения обменного курса, неэффективного управления прибылью и кредитными ресурсами, недостоверности информации об ожидаемых потоках денежных поступлений. Финансовые решения объективны и точны настолько, насколько национальная модель финансового рынка соответствует критериям рыночной эффективности, насколько достоверна и точна информационная база о возможных изменениях полного ожидаемого дохода при переходе системы хозяйствования из одного состояния в другое.
Инвестиционные риски – это возможность недополучить чистую экономическую прибыль или понести убытки в результате снижения фондового потенциала, ошибок в оценке собственного экономического состояния, неэффективного и нерационального использования капитальных ресурсов и НИОКР, направленных на создание новых производственных мощностей, рыночной инфраструктуры, запасов и жилья. Инвестиционные риски, вызванные асимметричностью экономической информации, нарушением прав собственности, ошибками проектирования, оценок оптимального объема инвестиций, источников финансирования и будущих поступлений от реализации инвестиционных проектов, способствуют:
q росту деструктивных чистых рисков (потере контроля над ресурсами, разрушению производственных комплексов, поломке оборудования, нанесению ущерба другим участникам рынка);
q уменьшению величины возможной чистой экономической прибыли, которая была определена как пороговая (чистая экономическая прибыль = доход - явные издержки - имплицитные (альтернативные) издержки = бухгалтерская прибыль - имплицитные издержки);
q сокращению доходности собственного капитала ниже уровня нормальной нормы прибыли;
q снижению фондового потенциала;
q прямым потерям и убыткам;
q потерям при изъятии и перемещении технологического капитала на другие территории, отрасли, производства;
q потерям и убыткам, связанным с инновационной деятельностью.
ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ КС (ЧЕГО? Предприятия или товара?)
К базовым принципам
управления конкурентоспособностью следует
отнести:
- принцип единства теории и практики управления
конкурентоспособностью предприятия
– этот принцип предусматривает, что какое-нибудь
релевантное управленческое решение должно
отвечать логике, принципам и методам
управления конкурентоспособностью и
решать по крайней мере одно из практических
заданий;
- принцип системности управления – этот
принцип предусматривает рассмотрение
какого-нибудь объекта как системы; системный
подход дает возможность учесть все необходимые
взаимосвязи и взаимодействия в системе
управления, позволяет при постановке
целей всесторонне взвешивать факторы
и направлять механизмы управления на
достижение поставленных целей;
- принцип научной обоснованности управление
– этот принцип предусматривает учет
при формировании системы управления
конкурентоспособностью экономических
законов и закономерностей развития, применения
научных подходов (в частности - процессного,
системного, ситуативного) и методов моделирования,
которые способствуют повышению стабильности
функционирования системы управления;
- принцип ранжирования объектов управления
за их важностью – этот принцип требует
определения важности, весомости, ранга
объектов (проблем, факторов) за их эффективностью,
актуальностью, масштабностью, степенью
риска; поскольку ресурсы предприятия
всегда ограничены, поэтому сначала они
должны укладываться в решение наиболее
более важных проблем повышения конкурентоспособности;
- принцип много вариантности – этот принцип
предусматривает генерацию альтернативных
вариантов развития событий;
- принцип сохранения и развития конкурентных
преимуществ предприятия – этот принцип
предусматривает обязательность проявления
сильных и слабых сторон объекта управления,
на основе чего появляется возможность
формировать эффективную конкурентную
стратегию и добиваться преимуществ данного
предприятия в той или другой сфере деятельности
в сравнении с конкурентами;
- принцип рыночной ориентации – этот
принцип предусматривает, что определяющим
моментом развития предприятия должны
выступать возможности, которые инициируются
изменениями внешней среды его функционирования,
в частности – развитием спроса и потребностями
рынка;
- принцип целевой направленности – этот
принцип диктует необходимость соответствия
программ повышения конкурентоспособности
предприятия целям его конкурентной стратегии;
- принцип комплексности – этот принцип
предусматривает охватывание и интеграцию
в единственный поток потенциала роста
конкурентоспособности, который содержится
во всех функциональных аспектах деятельности
предприятия;
- принцип гибкости – этот принцип предусматривает
возможность стратегического маневрирования
на рынке у раза принципиальных изменений
его параметров и появления принципиально
новых угроз и возможностей развития предприятия;