Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Планомерность есть прежде всего согласованность, скоординированность экономических процессов. Она направлена на обеспечение сбалансированности народного хозяйства, поддержание определенных пропорций в общественном производстве и предотвращение в нем кризисных ситуаций. Планомерность реализуется в планировании. Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения. Существует множество определений рынка. «Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуга (Макконнелл К. , Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М., 1992. T.I. С. 61). «Рынок в широком смысле - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции» (Батурина Я., Луков В. Рынок: сущность, основные понятия и структура //Российский экономический журнал. 1993. №1. С. 134). «Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов» (Курс экономической теории /Под общей ред. Чепурина М., Киселевой Е. - Киров, 1998. С.76).
Некоторые черты модели управления
Реформа хозяйственного управления в Китае привлекает внимание многих людей в нашей стране и во всем мире. Особенно завидуют результатам реформы китайской экономики в России. Этот интерес не случаен, так как речь идет о положитель-ном примере осуществления рыночной реформы в стране с такой же большой территорией, как и Россия, с огромным и пестрым по национальному составу населением. Безусловно, результаты таких преобразований заставляют задуматься о путях более без-болезненного перехода к рынку. Вместе с тем в китайской реформе не все так хорошо, как иногда у нас пишут. Необходимо видеть здесь немалые трудности.
Китай: отказ от «сталинской» модели, или ее «облагораживание».
Победа армии Мао Цзедуна над войсками Чан Кайши, одержанная в 1949 г., ознаменовала, на первый взгляд, решение проблемы становления социализма в Китае. Как и в других новых социалистических странах, Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки все рычаги власти и начала реализовывать сталинские принципы строительства новой жизни. Но постепенно стали возникать сначала политические, а затем и экономические противоречия в советско-китайских отношениях. Сейчас, по прошествии достаточного времени, об этом можно сказать следующее: возможно, речь идет скорее о радикализации советской модели, чем об отказе от нее.
Коллективизация китайской деревни проходила в несколько этапов. Вначале были конфискованы крупные землевладения, а также собственность «реакционеров» и брошенные земли европейцев, американцев и японцев. В ходе этой кампании 3 млн человек были казнены и 17 млн человек приговорены к различным мерам наказания. Конфискованные участки земли были перераспределены между бедными крестьянами, чтобы укрепить социальную базу режима.
Однако дробление земельных наделов не привело, в отличие от Японии и Тайваня, к увеличению производства товарной продукции. Это стало одной из причин коллективизации сельского хозяйства. С 1951 г. началось создание «бригад взаимопомощи», сопровождавшееся обобществлением хозяйственного инвентаря. Но земля оставалась в частной собственности, что вело к усилению имущественного неравенства в деревне, так же, как это было в период зарождения кулачества в СССР.
Стремление ускорить ход истории привело к принятию решения (октябрь 1955 г.) об объединении 90% крестьянских семей в рамках коллективных структур, очень похожих на советские колхозы. В распоряжении крестьян оставались только небольшие индивидуальные участки земли. Таким образом, восторжествовала логика сталинской модели организации сельского хозяйства.
Индустриализация и планирование также полностью вписываются в сталинскую модель социализма. Первый пятилетний план (1953-1958 гг.) был принят в 1953 г., но его цели были окончательно обнародованы только в 1955 г., что свидетельствует о некоторой импровизации китайских властей, несмотря на помощь советских советников. Как и следовало ожидать, советские друзья отдали предпочтение развитию тяжелой промышленности. Началось строительство металлургических и металлообрабатывающих заводов. Ежегодный рост промышленного производства составил 18%. Это весьма значительный результат; он объясняется, с одной стороны, размахом промышленного строительства, а с другой стороны, довольно низким исходным уровнем развития базовых отраслей китайской экономики. Разумеется, все крупные промышленные предприятия были собственностью государства. Однако очень скоро государство распространило свое влияние и на кустарную промышленность, и мелкую торговлю, которые были национализированы в 1956 г.
«Большой скачок» стал наиболее типичным проявлением маоизма. Он иллюстрирует как основу политики Мао Цзедуна, так и его чрезмерные экономические амбиции.
В сфере политики начавшаяся в СССР десталинизация проявилась в Китае в виде отдельных критических замечаний сталинской модели построения социализма. Но для Мао Цзедуна эта критика предоставляла возможность пренебречь советами экспертов, чтобы резко ускорить процесс социалистических преобразований в Китае. Весной 1957 г. была начата кампания «Ста цветов» с целью обсуждения практической деятельности Коммунистической партии Китая. Критика оказалась столь массовой и суровой, что политический маятник быстро качнулся в другую сторону. Кампания «Ста цветов» сменилась крикливой кампанией борьбы против «правого уклона». Те, кто выступил с наиболее резкими замечаниями, были устранены с политической сцены. Дорога к ускоренному построению коммунизма была открыта.
Официально объявленный в мае 1958 г. и обеспеченный мощной пропагандистской поддержкой «Большой скачок» должен был способствовать преодолению технической и материальной слабости сферы производства путем максимальной экономической и идеологической мобилизации народных масс. Задания второго пятилетнего плана (1958-1962 гг.), считавшиеся слишком скромными, были пересмотрены в сторону увеличения. За пять лет промышленное производство должно было возрасти не в 2 раза, как это предусматривалось первоначальным вариантом пятилетнего плана, а в 7 раз. Сельскохозяйственное производство должно было увеличиться в 3,5 раза (в 1,35 — согласно первоначальному плану). Чтобы реализовать эти грандиозные замыслы, была проведена очередная реформа сельского хозяйства: 740 000 кооперативов были преобразованы в 24 000 «народных коммун», в рамках которых были обобществлены не только средства производства, но и предметы потребления. Семимильными шагами страна приближалась к коммунизму. После достижения некоторых кажущихся успехов негативное влияние такой мобилизации усилий народа проявилось с невиданной силой. Выполненные наспех работы по благоустройству территорий и строительству ирригационных сооружений оставляли желать лучшего, а истощение сил трудящихся и их недоверие к процессу коллективизации привело к катастрофическому падению производства. 1959-1961 гг. были отмечены неурожаем и даже голодом в ряде регионов Китая. Согласно оценкам, от 10 до 13 млн. человек погибли от истощения и недоедания, а уровень рождаемости резко уменьшился. В целом демографические потери составили 50 млн. человек. Сельскохозяйственное производство было полностью дезорганизовано, даже промышленное производство сократилось на 43%. «Большой скачок», результат безудержной пропаганды и массового насилия, обернулся для китайской экономики невиданным откатом назад.
Стратегия проведения реформы в КНР отличается продуманностью очередности осуществления мероприятий и постепенностью. Реформа стартовала в 1978 г. и сначала затронула лишь отдельные пласты экономической системы. Начальный вектор ее развития касался преобразований в деревне и ее взаимоотношений с городом. Это и понятно, ибо Китай — страна преимущественно аграрная. Такое направление напоминало осуществление НЭП в нашей стране. Крестьяне получили некоторую свободу в экономических решениях. Им существенно уменьшили обязательные госпоставки сельскохозяйственной продукции. Это дало возможность продавать излишки продукции на свободном рынке. Объединение крестьян в кооперативы отныне не рассматривается как единственно возможная форма организации. Широкое распространение получило единоличное семейное хозяйство.
Постепенно развивались различные формы собственности, включая государственную и частную, хотя государство оставалось главным хозяйствующим агентом и собственником. Важная особенность китайской реформы состоит в том, что перемены в экономике практически не затрагивают политическую структуру общества. Китайское руководство твердо отстаивало линию строительства социализма в стране и сохраняло приверженность марксизму-ленинизму. Незыблемой остается политическая власть КПК и партийных функционеров на местах. Это наглядно подтвердили события июня 1989 г., когда тоталитарная верхушка КПК жестоко подавила демократические выступления молодежи в Пекине. В этом заключено серьезное противоречие реформы: рыночные преобразования не сочетаются с демократизацией политической власти.
По мере продвижения реформы ее рыночный потенциал все более раскрывался. Это прослеживается в смене лозунгов и теоретических установок КПК. В 1979 г. лозунг, определяющий стратегию экономического развития, звучал так: «План — главное, рынок — вспомогательное». В 1984 г. был выдвинут лозунг создания «плановой рыночной экономики». На XIV съезде КПК в 1992 г. был провозглашен курс на создание «социалистической рыночной экономики». Во все времена, вплоть до середины 90-х годов, жесткий государственный контроль над всеми рыночными процессами сохранялся. Лишь постепенно свобода действий предоставлялась хозяйствующим субъектам.
Основными путями реализации выдвинутой XIV съездом КПК концепции были:
• расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, находящихся в госсобственности, сохранение форм жесткого госконтроля за частным сектором;
• осуществление государственного регулирования рыночных процессов больше административными, чем экономическими мерами, хотя роль последних возрастает;
• постепенный перевод государственных предприятий на режим рыночного хозяйствования при сохранении жесткого государственного регулирования;
• государственный контроль над основными макроэкономическими пропорциями (темпы роста, соотношение накопления, потребления, сбережения, распределение основных госинвестиций, регулирование процентной ставки и др.).
Безусловно, главный успех китайской реформы связан с развитием сельского хозяйства и решением в целом продовольственной проблемы. С 1992 г. КНР держит абсолютное первенство в мире по производству зерна (455 млн. т), сбору хлопка, шелка-сырца. Эти показатели в переводе на душевые представляют страну в целом со средним (или даже ниже) уровнем благосостояния. За период 1978—1985 гг. душевые доходы крестьян (как самых бедных слоев населения) возросли в 2,5—3 раза. Это стало возможно в связи с развитием в деревне семейного подряда, постепенным упразднением централизованных закупок, развитием подсобных промыслов.
С 1994 г. реформа экономической системы в Китае вступила в новый этап своего развития. Больше внимания стали обращать на формирование рыночной инфраструктуры. На начальных этапах реформы перемены практически не коснулись механизма ценообразования, который в Китае пока не имеет рыночного характера. Сначала право на установление цен перешло от госорганов к местным властям. В конце 80-х годов цены стали постепенно освобождаться от госконтроля. К 1992 г. госконтроль охватывал около 40% номенклатуры потребительских цен и 30% цен на услуги. К 1996 г. госконтроль сохранялся лишь на 8-10% цен. Вместе с тем предстоит либерализация цен на товары производственно-технического назначения. Пока эта продукция реализуется в рамках так называемой двухколейной системы цен, от которой постепенно освобождаются.
Немало предстоит сделать в области денежно-кредитного регулирования. Речь идет о проведении налоговой реформы, которая соответствовала бы задачам рыночных преобразований. Пока что денежная масса и все денежно-кредитные формы регулирования направляются государством. Осуществляется переход банков от режима государственного хозяйствования к настоящему коммерческому режиму. В Китае созданы товарные и фондовые биржи, однако в стране не существует финансового рынка в его развитых формах. Юань — пока неконвертируемая валюта. Китайцам еще предстоит ввести конвертируемость денежной единицы и вступить в МВФ.
Существенный прорыв китайская экономика сделала в области внешнеэкономических связей. На протяжении всех лет реформы система управления внешнеэкономической деятельностью постоянно совершенствовалась и развивалась. Некогда исповедовавшаяся политика «опоры на собственные силы» была заменена на политику «открытой экономики». За годы реформы отмечено устойчивое опережение темпов развития внешнеэкономических связей над ростом ВНП. В течение 1990—1996 гг. внешнеторговый оборот вырос более чем в 12 раз, а ВНП — только в 5 раз.
В начале 90-х годов в Китае сформировался вполне адекватный рыночным принципам механизм управления внешнеэкономической деятельностью. Как и во всем народном хозяйстве, его формирование шло постепенно: сначала ликвидация монополии министерства внешнеэкономических связей на осуществление экспортно-импортных операций, затем поэтапное делегирование этого права территориальным единицам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям. Далее произошла замена системы госзакупок экспорта на систему экономических договоров между предприятиями. Внешнеторговая деятельность интегрируется с производством на экспорт. В течение 1991-1993 гг. полностью прекращено государственное субсидирование экспорта, отменены регулирующие налоги на импорт и снижены таможенные тарифы.
Информация о работе Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха