Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Работа содержит 1 файл

Экономика Китая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и зай­мы, до 50% — кредиты иностранных правительств и междуна­родных финансовых организаций, предоставляемых, как прави­ло, на льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, по­ступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. бы­ло получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового поло­жения КНР не вызывают опасения.

Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задол­женности (отношение внешнего долга к годовому объему экспор­та) не превышает 80% при опасной отметке 100%.

Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно су­ществующей в Китае классификации, подразумеваются вложе­ния в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и около 80% — в южных приморских районах. Совместные предприятия в промы­шленности позволяют только за счет улучшения организации тру­да повышать его производительность в 5—6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г.

Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно бла­гоприятным инвестиционным климатом, которому способству­ет ряд факторов. Среди них — относительная политическая ста­бильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых стра­нах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинирован­ность, исполнительность, стремление перенимать опыт); разме­ры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежа­щих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная на­ционально ориентированная политика в области привлечения ино­странных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой.

Однако инвестиционной политике Китая свойственны и су­щественные недостатки: значительная степень государственно­го вмешательства в предпринимательскую деятельность; увлече­ние всякого рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономи­ки Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы.

В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление по­зиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специ­алистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой си­лы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на междуна­родных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточ­но велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по сто­имости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора бу­дет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капита­ла, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссо­единение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэко­номический потенциал Китая.

В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной про­дукции Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, инди­видуального сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производст­венных отношений Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения: негосударственный сектор в экономике в ко­личественном отношении стал преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского общества по-прежнему остается госу­дарственная собственность на средства производства, ей принадлежит ве­дущая роль в экономике.

В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики), обеспечивающих технический прогресс и повышение производительности труда во всем народном хозяйстве их реконструкция требует значительных инвестиций, обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине государство сохраняет сильные позиции в отраслях добы­вающей промышленности. Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм собственности.

Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчерки­вается партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, зая­вил, что «государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма».     

В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с организацией процесса произ­водства, отражающие взаимодействие различных элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии, распределение работающих на различные профес­сии, соотношение между ними, установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями, последовательность технологических процессов. Эти отношения со­ставляют необходимый момент любого производства и их называют технико-производ­ственными. С другой стороны, в общественном производстве между людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с присвоением средств и резуль­татов производства. Эти отношения выражают деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними. Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ присвоения, или форма собственности на средства произ­водства. И в зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается, скла­дывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе производства, распре­деления, обмена и потребления.         

Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяй­ственных укладов) при сохранении решающей роли государства в воспро­изводственном процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по 1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расче­те в текущих ценах составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане - государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8% (доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и одеждой. За годы реформ реальный уровень по­требления в КНР вырос в 3 раза.

Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увели­чился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной по­литике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехно­логичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы ре­форм было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промыш­ленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации.

По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофи­нансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило осно­вой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производ­ственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотре­но удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%.

Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формиро­вания и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай соста­вила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами:

Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к на­чалу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали это­му процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора.

Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответ­ствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии.

В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет ак­тивно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фак­тором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привле­чения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркист­ского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий.

На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными прин­ципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макро­экономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала.

Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, свя­занные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от ме­тодов экономических преобразований, применяемых в России.

Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при зна­чительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические пре­образования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоко­вой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряе­мые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распрост­ранение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функ­ционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в эко­номической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к соци­алистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направле­ны на развитие производительных сил, повышение эффективности производ­ства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управ­ляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных то­варопроизводителей, создание государственных финансовых структур хол­дингового типа и т.д.

Разгосударствление - это преобразование государственной собственности в любую другую форму собственности. Приватизация (в переводе с лат. - частный, - передача за плату или безвозмездно принадлежащих государству промышленных и других пред­приятий, банков, средств транспорта и связи, жилых зданий и т. п. в частную собствен­ность.

Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайс­ком обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности3 и рынка4 при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые, ныне существующие, концепции находятся в противоречии с ре­альностью, что одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм: саморегулирующаяся система; способность частной собствен­ности и конкуренции обеспечить макроэкономическую стабильность; решаю­щая роль денег в общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает кри­тики я теория «рыночного социализма», которая признает единственным регулятором производства рынок. Полностью несостоятельными оказались взгляды защитников альтернативы «план или рынок», которые трактуют пла­новое развитие народного хозяйства и товарно-денежные отношения как взаи­моисключающие начала.

Важнейшими элементами рынка, наряду с конкуренцией и рыночной ценой, являются спрос и предложение. Спрос и предложение - это зависимости между ценами товаров и соответственно готовностью их покупать и продавать. Спрос - форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежны­ми средствами. Другими словами, спрос представляет собой платежеспособную по­требность. Предложение - совокупность товаров, находящихся на рынке или способ­ных быть доставленными туда. Не нужно отождествлять понятия «предложение» това­ров и «производство» товаров. Например, бывают случаи, когда выращен богатый урожай овощей и фруктов, но купить их невозможно (своевременно не доставлены в пункты реализации, испортились и т.д.). Различие между понятиями «предложение» и «производство» товаров существует всегда, что связано с движением цен. В процессе развития конъюнктуры рынка различают состояние рыночного равновесия. Это такое состояние на рынке, когда величина спроса и предложения совпадают. Оптимальное рыночное равновесие в конечном счете одно из проявлений сбалансированности, про­порциональности в развитии экономики.

Холдинговая или держательская компания - компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Например, холдингами являются такие всемирно известные фирмы, как «Дженерал моторс», «Форд мотор», «ИБМ».

Информация о работе Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха