Экономические реформы в ЦВЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Переходный период в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) представляет собой уникальный отрезок времени, не имеющий аналогов в истории. Отсутствие опыта осуществления подобных переходов в прошлом, а также относительная длительность пребывания социализма в названных странах стали причиной значительных трудностей, с которыми они столкнулись в процессе перехода к рыночной экономике. К достижению этой цели указанные страны пошли разными путями, при этом выбор ими конкретной стратегии проведения реформ в конечном счете зависел от состояния экономики государства на момент начала трансформации, от степени внедрения рыночных методов хозяйствования в социалистическом прошлом, от геополитической, внешнеэкономической, национально-культурологической ориентации и массы других факторов.

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Наряду с либерализацией цен и режима торговли, введением конвертабельности кроны, дерегулированием деятельности предприятий федеральное правительство приняло в 1991 г. жесткую стабилизационную программу. На этот год программой предусматривалось получить положительное сальдо в бюджете в размере 1% ВВП и резко сократить рост денежной массы. Но на деле в конце года возник небольшой бюджетный дефицит, а рост денежной массы оказался меньше намеченного и инфляция заметно сократилась.

В 1991 г. инфляция составила 57%, в последующие годы, вплоть до 1998 г. — 10—20%, но затем снизилась до 2% (2003 г.) при положительном платежном балансе. Был установлен фиксированный курс кроны, хотя этому предшествовала сильная девальвация в 1990 г. (с 15,7 до 23,9 кроны за 1 долл. в октябре и до 28 крон за 1 долл. в декабре).

К концу 1992 г. Чехословакия также переориентировала свою внешнюю торговлю с Востока на Запад. Но главное — в стране была введена широкая программа массовой приватизации, включая возврат собственности прежним собственникам. (В отличие от Венгрии иностранный капитал не играл здесь большой роли в приватизационном процессе.) При этом издержки трансформационного кризиса неравномерно легли на две республики страны — Чехию и Словакию. Так, безработица в Чешской Республике в январе 1993 г., когда страна распалась, составила всего 3%, а в Словакии она тут же подскочила до 11,2%. В настоящее время прирост ВВП в Чехии находится на уровне 4% в год. Словакия поначалу вступила в полосу экономических трудностей, особенно в 1990—1993 гг. Темпы инфляции здесь возросли более чем в 2 раза, бюджетный дефицит достиг 5% ВВП, а ВВП упал на 25%, тогда как в Чехии — только на 13%. По мнению ряда экспертов, менее утешительные итоги были связаны с нежеланием правительства Словакии продолжать жесткую макроэкономическую политику стабилизации и рыночной трансформации, принятую Чехословакией в 1991 и 1992 гг. В настоящее время прирост ВВП в Словакии составляет более 5% в год.

Следует признать, что переход Чехословакии к рынку во многих отношениях является чуть ли не самым успешным в регионе (напомним о низком уровне инфляции, о контроле за ростом денежной массы и уровнем бюджетного дефицита). В то же время низкий уровень безработицы и банкротств неэффективных предприятий сдерживали темпы рыночных преобразований, а небольшой рост инфляции был связан с контролем над заработной платой. С 1990 по 1993 г. реальная заработная плата в промышленности Чехии снизилась на 17,4%, тогда как в Польше она возросла на 17,6, а в Венгрии — на 25,1%.

Хотя в экономических реформах Чехии и Польши много общего, тем не менее есть существенные различия.

В отличие от Польши Чехия перед началом своих реальных реформ имела большую степень макроэкономической и политической стабильности, более высокий уровень жизни населения и лучшее состояние экономики. Поэтому цена реформ оказалась заметно ниже.Чешская денежная и финансовая политика оказалась жестче, чем польская. Крона была девальвирована в большей степени, чем злотый. В результате чешский платежный баланс в твердой валюте оказался положительным, польский — отрицательным. Стратегия приватизации в Чехии и Польше была разной. В Польше собственность продавалась частным лицам, в Чехии прошли две волны массовой ваучерной приватизации, которую поддержало население, ставшее обладателем акций предприятий.

Особый случай связан с ГДР. Экономическая реформа в стране свелась к принятию экономической, политической, валютной и правовой системы Западной Германии после объединения страны в 1990 г. Быстро прошла приватизация. Но последствия трансформационного шока были весьма чувствительны: только в 1991 г. ВНП страны упал на 30%, промышленное производство — на 50% (в этом году оно составило лишь 36% уровня 1989 г.), норма безработицы поднялась до 40%. Но падение жизненного уровня населения в значительной мере компенсировалось громадными трансфертами средств из Западной Германии, которые в 1992 г. достигли уровня всего ВНП бывшей ГДР. Очевидно, без этих трансфертов промышленность Восточной Германии просто рухнула бы, а экономические реформы закончились катастрофой. Тем не менее последующее экономическое и социальное развитие бывшей ГДР было вполне благополучным. В целом в 1991—2005 гг. Западная Германия заплатила за трансформацию социалистической экономики бывшей ГДР в рыночную порядка 1,5 трлн долл.

Подведем некоторые итоги. Несмотря на серьезные страновые различия в проведении экономических реформ, последние все же делятся на радикальные и эволюционистские. Споры о выборе радикального или эволюционистского пути рыночной трансформации начались в Польше еще летом 1989 г. С тех пор они охватили весь мир, включая Россию, и приобрели чрезвычайно острый характер. С того времени на путь рыночной трансформации встало почти 30 стран ЦВЕ и бывшего Советского Союза. И каков же результат?

Сегодня можно утверждать, что страны, вставшие, на путь радикальных преобразований, добились лучших результатов. Они уже прошли период экономического кризиса, продемонстрировали стабилизацию и начавшийся рост производства. Наиболее ярким примером является та же Польша.

Экономический подъем охватил также Словению, Латвию, Литву и Эстонию. Стабилизация производства и экономический рост начались в Румынии и Албании. На путь радикальных преобразований встала Украина, где также начался рост производства. Более того, сегодня мы видим, что Украина все четче определяет свой курс в сторону Запада (ЕС) этот курс поддерживает большинство электората страны.

Вместе с тем необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что суть вопроса о переходе к рыночной системе вовсе не сводится к априорному выбору стратегии или к темпам этого перехода. Главное — добиться эффективного и не слишком дорогостоящего перехода. В разных странах этот выбор зависит от конкретных условий, и не все элементы рыночной трансформации должны изменяться быстро.

Макроэкономическая стабилизация, естественно, должна проходить быстро, ибо без ее достижения трудно говорить о других составляющих реформационного процесса. Но быстрые темпы приватизации и структурных сдвигов в экономике, как правило, не дают необходимых и надежных результатов. Необходимо, чтобы государство играло важную регулирующую роль, было гарантом частных инвестиций и социального благосостояния, защитником прав собственности.

Сторонники радикальных реформ в странах ЦВЕ обычно справедливо обращают внимание на провал попыток постепенного реформирования социализма в прошлом путем его трансформации в “рыночный социализм”. Они убеждены в том, что независимо от выбора стратегии переход к рынку неизбежно будет болезненным для общества, связанным с падением производства и доходов, разрушением привычного менталитета. Иными словами, общество должно заплатить цену за допущенное искусственное отступление от столбовой дороги развития человеческой цивилизации. Однако в случае выбора радикальной стратегии рыночной трансформации эта цена будет значительно меньше, чем при выборе эволюционистской стратегии.

 

 


Глава 2. Экономические реформы в странах Центральной и

Восточной Европы

 

2.1.           Анализ экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы

 

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.

Реформирование экономики в странах ЦВЕ первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

Следует заметить, что страны этого региона более сорока лет были главными партнерами Советского Союза, и с этой точки зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства России и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами ЦВЕ опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.

По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым, а Албания соответствует критериям развивающейся страны. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки.

После Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система. Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала. В тоже время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели.

Все государства Центральной и Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран. Так, Чехия и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния, не говоря уж об Албании.

Создание рыночных институтов в странах Центральной и Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии.

Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских странах - Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона – Албании, Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах Центральной и Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.

В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация.

 


2.2.           Динамика основных показателей в странах Центральной и

Восточной Европы

 

Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП в середине 90-х гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте - 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля - 9,1% мирового уровня.

Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является экономический рост. По темпам экономического роста лидером в 1997г. была Польша -5,5%. За ней следуют Словакия- 4,5; Чехия- 4; Венгрия -2%.

Одним из факторов высокого прироста ВВП является внутренний инвестиционный и потребительский спрос. Именно благодаря приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно впечатляющих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%.

Инвестиции являются основным фактором роста в Польше. Они возрастали в фиксированных ценах в 1992г. — на 0,4%; в 1993г.- на 2,3; в 1994г. - на 7,1; в 1995г. -на 10,0; в 1996г. -на 12%.

Фактором, стимулирующим экономический рост Чехии, явилось увеличение инвестиций в основной капитал частного сектора. Увеличение розничного оборота происходило благодаря росту реальных доходов населения за счет предоставления услуг иностранным туристам, а также доходов от торговли.

В Венгрии основными факторами экономического роста были увеличение экспорта и наличие значительного притока иностранных инвестиций. По этому показателю страна занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ. Объем иностранных инвестиций в Венгрии в 1997 г. составил 18 млрд. долл.

В последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении доли инвестиций государственных и кооперативных предприятий.

Значительные изменения происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения затрагивали, прежде всего, области кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (ужесточение условий получения кредитов, отмена приоритетных (льготных) кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно стал приобретать все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий.

Необходимым условием экономического роста являются трудовые ресурсы. Анализ прироста населения в странах ЦВЕ показывает, что уровень рождаемости там является недостаточным даже для простого воспроизводства. Единственной страной, где традиционно растет рождаемость, является Албания.

Информация о работе Экономические реформы в ЦВЕ