Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:09, курсовая работа
Переходный период в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) представляет собой уникальный отрезок времени, не имеющий аналогов в истории. Отсутствие опыта осуществления подобных переходов в прошлом, а также относительная длительность пребывания социализма в названных странах стали причиной значительных трудностей, с которыми они столкнулись в процессе перехода к рыночной экономике. К достижению этой цели указанные страны пошли разными путями, при этом выбор ими конкретной стратегии проведения реформ в конечном счете зависел от состояния экономики государства на момент начала трансформации, от степени внедрения рыночных методов хозяйствования в социалистическом прошлом, от геополитической, внешнеэкономической, национально-культурологической ориентации и массы других факторов.
35
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период в государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) представляет собой уникальный отрезок времени, не имеющий аналогов в истории. Отсутствие опыта осуществления подобных переходов в прошлом, а также относительная длительность пребывания социализма в названных странах стали причиной значительных трудностей, с которыми они столкнулись в процессе перехода к рыночной экономике. К достижению этой цели указанные страны пошли разными путями, при этом выбор ими конкретной стратегии проведения реформ в конечном счете зависел от состояния экономики государства на момент начала трансформации, от степени внедрения рыночных методов хозяйствования в социалистическом прошлом, от геополитической, внешнеэкономической, национально-культурологической ориентации и массы других факторов.
С момента распада СССР прошло почти двадцать лет. За это время большинство бывших социалистических стран, так или иначе, преодолели переходный период, а мир успел пережить несколько кризисов, самым мощным из которых оказался глобальный экономический кризис 2008-2009 годов. Его значение, помимо всего прочего, состояло в том, что он заставил исследователей по-новому взглянуть на, казалось бы, уже хорошо известные итоги перестройки социально-экономических систем в странах ЦВЕ. По сути, кризис потребовал пересмотра сложившихся представлений в соответствующей области знаний.
В этой связи целью данной курсовой работы является сопоставление (и выявление ключевых особенностей) курсов экономических преобразований в странах ЦВЕ (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии) в докризисный период и анализ влияния глобального кризиса на эти страны с точки зрения жизнеспособности осуществленных в них ранее преобразований. Указанный подход является ключевой составляющей актуальности данного исследования.
Основными целями экономических реформ в странах ЦВЕ было: повысить эффективность производства; чтобы исчезли, как старые структуры цен, так и монополизм производителей, чтобы исчезло централизованное распределение ресурсов. Так же одной из основных целей было, чтобы изменилась крайне неэффективная ранее сложившаяся в угоду идеологическим догмам и политическим приоритетом структуры производства.
Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:
Первый этап (50 – 60 гг.) – этап быстрого экстенсивного роста, индустриализация большинства стран регионов;
Второй этап (конец 60 – конец 70 гг.) связан с исчерпанием факторов экстенсивного развития;
Третий этап (конец 70 – конец 80 гг.) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;
Четвёртый этап (начало 90 гг. ) – этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.
К результатам экономических реформ относится то, что государства ЦВЕ находились в относительно лучшем положении. Несмотря на серьёзные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Так, к примеру наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 г. составили 3%.
За последние годы ЦВЕ добились определённых экономических успехов в углублении рыночных преобразований.
В целом макроэкономические показатели развития ЦВЕ отмечаются стабильностью развития, и для большинства стран характерен устойчивый подъём экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.
Глава 1. Экономические реформы: Теоретические аспекты
1.1. Этапы экономических реформ
Экономическое развитие стран Центральной и Восточной Европы в послевоенный период прошло четыре этапа:
Первый этап (50 – 60 гг.) – этап быстрого экстенсивного роста, индустриализация большинства стран регионов;
Второй этап (конец 60 – конец 70 гг.) связан с исчерпанием факторов экстенсивного развития;
Третий этап (конец 70 – конец 80 гг.) характерен стагнацией экономики, началом агонии и краха социалистической общественной системы;
Четвёртый этап (начало 90 гг.) – этап революционных преобразований, спада производства и перехода стран ЦВЕ на рыночный и демократический путь развития.
Первый этап во всех без исключения странах ЦВЕ характеризуется высокими темпами экономического роста, искусственно подстегнутыми директивными плановыми заданиями. Цель – укрепить регион экономический, сделать из него надежного союзника для бывшего Советского Союза, еще один укрепрайон в капиталистическом окружении и еще один плацдарм для мировой революции.
Бурная индустриализация по советскому образцу сопровождалась значительным ростом нормы накопления и созданием перекошенной, не отвечающей рыночным критериям структуры экономики. Очень скоро норма накопления достигла, по официальным данным, 25—30% национального дохода, хотя на деле она была выше вследствие искусственного занижения цен на инвестиционные и военные товары. В результате роста нормы накопления снизилась доля фонда потребления в структуре использования национального дохода стран ЦВЕ. В 1949—1953 гг. снизился и жизненный уровень населения (в абсолютном выражении), но затем он начал расти. При товарном дефиците на потребительском рынке увеличивались общественные фонды потребления, которые направлялись на здравоохранение, образование, детские учреждения, льготное жилье и т.д. Появился феномен полной занятости, связанный с низким уровнем мотивации и культуры труда.
Не случайно среднегодовые темпы прироста национального дохода достигали за первые 10 лет периода 1950—1960 гг. по разным странам 7—11%, а капиталовложений — 9—16%
Ранее аграрные страны начали строить тяжелую индустрию, воспроизводить чуть ли не весь комплекс отраслей, уже имевшийся в СССР. Доля машиностроения в структуре промышленного производства возросла в этот период в Чехословакии с 21 до 34%, в Польше — с 9 до 22, в Румынии — с 13 до 24, в Болгарии — с 8 до 17%, доля химической промышленности — соответственно в Чехословакии — с 4 до 6%, в Польше — с 5 до 7, в Румынии — с 3 до 7, в Болгарии — с 3 до 6%. Доля группы “А” в промышленном производстве этих стран, составлявшая в 1950 г. 40—50%, увеличилась к концу рассматриваемого десятилетия до 50—60%.
Плохо обстояло дело с формированием специализации стран ЦВЕ, ибо все они стремились создавать комплексную экономику советского типа, не слишком полагаясь на внешнюю торговлю. Страны ЦВЕ стали выпускать весьма масштабное количество ранее никогда у них не производившейся промышленной продукции по низкой технологии. Эта продукция была неконкурентоспособна на мировом рынке и предназначалась для потребления как в собственной стране, так и на так называемом мировом социалистическом рынке, прежде всего в Советском Союзе. Помимо внутренних источников экономического роста (накопление, рост занятости в промышленности за счет сельского населения, централизованное планирование) важным фактором в экономическом развитии и становлении в новом качестве стран ЦВЕ стала в 1950—1960 гг. помощь со стороны Советского Союза. Он выделял часть необходимых ему самому ресурсов на поддержку братских стран в ущерб своему экономическому росту и жизненному уровню собственного населения.
В 1950—1960 гг. Советским Союзом были предоставлены кредиты в первую очередь Польше и ГДР, Венгрии, Румынии и Албании на общую сумму 17—18 млрд (старых) руб. Весь основной сырьевой импорт и импорт оборудования в страны ЦВЕ поступал из СССР. Поскольку поставки осуществлялись не по мировым, а по заниженным ценам “социалистического” рынка, то, по существу, они также играли роль серьезной помощи со стороны “старшего брата”.
Ведущую роль играл бывший СССР и в оказании экономической и научно-технической помощи странам ЦВЕ. При его содействии в странах региона было построено в рассматриваемый период около 500 крупных предприятий, передано им технической документации на сооружение 22 тыс. объектов. Практически все научные исследования и прикладные разработки для промышленности данной группы стран проводились в Советском Союзе и передавались им на льготных условиях.
В целях координации экономического сотрудничества, развития интеграционных процессов в регионе европейских социалистических стран в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В сферу компетенции СЭВ входили вопросы координации народно-хозяйственных планов, согласование внешнеторгового оборота, предоставление кредитов, организация научно-технического сотрудничества и т.д.
СЭВ осуществлял нерыночную интеграцию, которую нельзя назвать экономической, так как на деле она была административнокомандной, бюрократической, т.е. не предусматривала никаких экономических механизмов. Например, Совет координировал внешнюю торговлю между социалистическими странами. Но какая это торговля, если между производителем и потребителем не существовало торговых отношений? Это была государственная торговля, для которой не требовались ни единая валюта, ни деньги вообще. Был организован многосторонний клиринг на базе так называемого переводного рубля в качестве расчетной единицы. Все это коренным образом отличалось от реальных интеграционных процессов, развивавшихся в Западной Европе.
В этот период важные изменения произошли в сельском хозяйстве стран ЦВЕ. В результате земельных реформ, проведенных сразу же после войны, в сельском хозяйстве этих стран преобладали мелкие фермы, но потом в условиях широкого политического и экономического давления с начала 50-х годов стала проводиться коллективизация по примеру Советского Союза. Слой зажиточных крестьян вымывался путем завышенного налогообложения и принуждения к обязательным поставкам государству больших объемов продукции. Коллективизация не проводилась только в Польше и Югославии, в остальных странах она завершилась к 1961 г.
При форсированной индустриализации стран ЦВЕ и построении неэффективного командно-административного механизма хозяйствования неизбежно возникли серьезные проблемы:
- чрезмерные темпы индустриализации;
- структурные перекосы и дисбалансы (в частности, отставание сельского хозяйства);
- распыление капитальных вложений;
- наращивание объемов незавершенного строительства, неустановленного оборудования, запасов сырья и материалов на складах;
- попытки каждой страны создать у себя комплексную межотраслевую экономику наподобие советской.
Доходило до абсурда: в Болгарии заговорили о желании влиться в состав Советского Союза на правах одной из его союзных республик. Экономические проблемы переплетались с политическими — прогрессирующим уходом от демократии, превращением людей в бездумных исполнителей, а стран ЦВЕ — в сателлитов Советского Союза.
К концу 60-х годов во всех странах ЦВЕ была создана централизованная дефицитная плановая экономика. Оптовая торговля заменена государственной системой материально-технического снабжения. В основу планов поставлены показатели по производству продукции в количественном выражении, по валу. Темпы роста производства стали главным критерием успеха или неуспеха предприятия, отрасли или страны в целом. Об обеспечении реальных потребностей, серьезном повышении качества или ассортимента продукции, что заложено в рыночном механизме, практически и не думали. В условиях хронического дефицита вся продукция реализовывалась по плану государственного распределения, хотя объем непроданной продукции, незавершенного строительства и запасов сырья все время нарастал.
На втором этапе экономического развития стран ЦВЕ проявились признаки исчерпания факторов первоначального накопления, быстрого экстенсивного экономического роста. Существенно замедлились темпы экономического роста
Наибольшее замедление темпов роста имело место в Польше, затем в Венгрии, наименьшее — в Румынии, но в целом среднегодовой прирост национального дохода во всей группе рассматриваемых стран снизился почти вдвое: с 6,5% в 1966— 1970 гг. до 3,7% в 1976—1980 гг.
Важно отметить, что снижение темпов экономического развития не сопровождалось уменьшением нормы накопления. Наоборот, как показывают статистические данные, доля капитальных вложений в национальном доходе стран ЦВЕ продолжала расти
Увеличение нормы накопления при снижении темпов экономического роста свидетельствует о снижении эффективности инвестиционного процесса, нарастании дисбаланса и напряженности в экономике.
Во всех странах ЦВЕ продолжались структурные сдвиги в пользу тяжелой промышленности, заданные еще в 50-х годах.
В структуре промышленного производства росла доля машиностроения и химической промышленности и снижалась доля легкой и пищевой промышленности. В 1978 г. доля машиностроения во всей промышленной продукции Венгрии, ГДР, Польши и Румынии оказалась заметно выше, чем в СССР, где она достигла 26%. И на первом, и на втором этапах экономического развития стран ЦВЕ в послевоенные годы проявили себя все факторы низкой эффективности социалистической модели хозяйствования. Все более активно шел процесс экстенсивного поглощения всех видов ресурсов. Полная занятость поддерживалась за счет низкой производительности труда, росла материалоемкость производства, снижалась фондоотдача. Страны ЦВЕ стали предпринимать более широкие и активные попытки к увеличению своего экспорта на Запад, чтобы заработать твердую валюту. Однако эти попытки не всегда оказывались успешными: Запад прекрасно обходился без мировой социалистической системы.
Усиливающиеся признаки исчерпания и предстоящей агонии неэффективной социалистической системы, прослеживаемые по динамике основных макроэкономических показателей, в рассматриваемый период дополнялись признаками начавшихся изменений и в экономической политике, и в командно-распределительной модели хозяйствования.
Уже в начале 60-х годов руководители ряда стран ЦВЕ вынуждены были пойти на корректировки выбранного ранее жесткого курса на сверхцентрализованное планирование и сверхиндустриализацию в пользу некоторого стимулирования сельского хозяйства и повышения жизненного уровня населения. Легче стало с налогообложением крестьян: обязательные поставки сельхозпродукции сначала были сокращены, а затем отменены; ослаблены ограничения на приусадебные и садовые участки, на строительство жилых домов.