Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа
Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся условиям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффекта. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий. Целью работы является исследование экономических проблем регионов РФ.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования региона
1.1 Регион как объект государственного управления
1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов в России
2 Анализ экономического развития регионов РФ
2.1 Экономическая характеристика регионов РФ
2.2 Анализ социально-экономического положения регионов РФ
3 Решение экономических проблем регионов РФ
3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ
3.2 Программа социально-экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованных источников
На наш взгляд, законодательная база также представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов.
Во-первых, эта система законодательных актов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах.
В-четвертых, на основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.
Возможно использование модельных форм региональных законов, уже разработанных нашими специалистами: "О поддержке инвестиционной деятельности", "О залоговом фонде", "Об уполномоченных банках и инвестиционных компаниях", "Об ипотеке", "Об инвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах", "О разграничении полномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации", "О региональных агентствах содействия инвестициям" и другие.
Использование модельных форм региональных нормативных и законодательных актов позволяет:
- ускорить процесс их подготовки в условиях конкретных регионов;
- обеспечить соответствие этих актов федеральным законам и требованиям международным инвестиционным институтам;
- унифицировать, а значит упростить взаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала региона.
Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.
По нашему мнению, возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания "мертвой" инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.
Мы имеет практический опыт (с представителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать в целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).
7. Система управления социально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурное его обеспечение
Немаловажным вопросом реализуемости программы является наличие профессиональной команды управления ею, которая может быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурных образований. При этом инфраструктурные образования можно подразделить на созданные на территории Российской Федерации и за рубежом.
Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со стороны законодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственным контролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций:
- представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
- организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
- поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
- освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
- создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.
На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции:
- продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти;
- оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
- координация деятельности региональных инвестиционных институтов;
- оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.
Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг "Ринвест", объединяющий КБ "Ринвестбанк", одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.
В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:
- организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
- организация управленческого консультирования. 8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программы социально-экономического развития региона, которое может быть выделено в отдельную региональную программу "Инвестиционный потенциал региона" - цельная и взаимосвязанная единой концепцией система информационно-аналитических проектов об экономической и инвестиционной ситуации в российских регионах, о наиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении.
Наиболее важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.
В, так называемый "Инвестиционный атлас региона", представляющий своеобразную региональную программу продвижения региона на российском и зарубежном инвестиционных рынках (в составе программы социально-экономического развития), по нашему мнению, должны входить следующие основные элементы:
- Информационно-рекламные теле, видео, печатные материалы о регионе, отраслях его хозяйства, фирмах, видных хозяйственниках и региональных политических деятелях;
- ВЭБ-сервер региона, его информационных ресурсов в среде Internet, в том числе и система ИКАР" - инвестиционно-компьтерный атлас региона;
- презентации региона в зарубежных регионах - стратегических партнерах, выбранных в результате анализа потребностей региона в технологическом оборудовании и его региональных экономических приоритетов;
- целевые поездки представителей зарубежных региональных администраций и деловых кругов, потенциальных инвесторов в регионы России, организация и участие в выставках и ярмарках (в регионах России и за рубежом);.
9. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов.
Комплекс целевых программ с единым целевым назначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создать механизмы практической реализации программы социально-экономического развития региона.
Опыт реализации федеральных и региональных программ в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данных типовых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных. Унификацией таких организационных решений - один из надежных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов.
Необходимо и осознание того, что в условиях глобализации мировой экономики, стирается грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ. Они все более выступают в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Таким образом, программу социально-экономического развития региона правильнее называть интегрированной системой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающей разработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченных мероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономической системы, которой является субъект Российской Федерации.
Заключение
В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной политики. Все звенья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирования.
1. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать «правила игры» на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.
2. Роль государственного регулирования в начальной стадии формирования рыночной экономики должна оставаться определяющей. Только рыночные механизмы не способны обеспечить эффективно действующую экономику.
3. Достижение общественного согласия является важнейшей предпосылкой строительства демократического общества. Продуктивный диалог между властью, бизнесом и обществом в целом помогает формировать благоприятные условия для социально-экономического прогресса региона.
Необходимо осуществление модернизации региональной экономики, то есть обновления региональной экономической системы под воздействием рынка. Для этого необходимо:
совершенствование форм и методов управления всех звеньев хозяйства;
¾ проведение реструктуризации экономики, в частности, финансового оздоровления и адаптации отдельных предприятий и отраслей хозяйства к условиям рынка;
¾ формирование современной рыночной инфраструктуры;
¾ создание механизма мотивации к инвестированию и техническому перевооружению.
Список использованных источников
1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 2000.
2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 2003.
3. Булгаков В.К. Моделирование динамики обобщающих показателей развития региональных экономических систем России / В.К.Булгаков, О.В.Булгакова // Экономика и матем. методы. - 2006. - Т.42, N 1. - С.32-49.
4. Важенин С.Г. Слагаемые конкурентного поведения региона / Важенин С.Г., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. // Регион: экономика и социология. - 2004. - N 3. - С.23-38.
5. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 2002.
6. Вся Россия: Регионы: Энциклопедия. - М., 2002. - 591с.
7. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления. — М.: БЕК, 2004.
Информация о работе Экономические проблемы развития регионов РФ