Экономические проблемы развития регионов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся усло­виям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффек­та. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий. Целью работы является исследование экономических проблем регионов РФ.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты исследования региона
1.1 Регион как объект государственного управления
1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов в России
2 Анализ экономического развития регионов РФ
2.1 Экономическая характеристика регионов РФ
2.2 Анализ социально-экономического положения регионов РФ
3 Решение экономических проблем регионов РФ
3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ
3.2 Программа социально-экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

регион курс.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

 

Внутри федеральных округов показатели индекса промышленного производства в 2008 г. (в процентах к 2000 г.) существенно различаются: разница между максимальным и минимальным значениями варьируются от 2,1 раза (Уральский округ) до 4,2 (Южный округ) и 7,3 раза (Дальневосточный округ).

Единственным регионом, где объем промышленного производства в физическом выражении в 2008 г. превысил объем производства в 2000 г., был Ненецкий автономный округ (индекс составил 101,7%). Наибольший – почти десятикратный – спад производства произошел в Еврейской автономной области.

В 2005 – 2008 гг. самые низкие показатели в течение практически всего этого периода были зафиксированы в Сибирском федеральном округе. Наивысшее среднее значение индекса промышленного производства в 2008 г. отмечалось в Южном федеральном округе, что объясняется бурным ростом пищевой индустрии, составляющей основу промышленности большинства субъектов Северного Кавказа, в частности, Республики Адыгея и Краснодарского края (в этих регионах темп роста индекса в 2008 г. был самым высоким среди всех субъектов округа). В 2008 г. средние и высокие показатели роста были характерны для регионов Европейской части России, низкие – для регионов Дальнего Востока. Относительно высокое значение индекса промышленного производства для Сибирского федерального округа в 2008 г. связано со значительным ростом показателя в Республике Алтай, абсолютные объемы промышленного производства в которой весьма невелики. Среднее значение индекса по Сибирскому федеральному округу, рассчитанное без учета Республики Алтай, составившее 106% уровня 2007 г., несколько превосходит показатели лишь Уральского и Дальневосточного округов.

Если рассматривать отдельные субъекты Федерации, где в течение 2005-2008 гг. зафиксированы максимальные и минимальные показатели индекса промышленного производства, то можно отметить, прежде всего нестабильность ситуации. Разные регионы в разные годы характеризовались в своих федеральных округах как самыми высокими, так и самыми низкими темпами роста промышленного производства. Ни в одном округе нельзя выделить субъект Федерации, который стабильно отличался бы наибольшими или наименьшими показателями индекса. Более того, в некоторых регионах за максимальным ростом следует наибольшее падение объемов производства, пример тому – Чукотский АО.

Таблица 5 - Максимальные и минимальные значения индекса промышленного производства по отдельным регионам в разрезе федеральных округов в 2005-2008 гг. (в % к предыдущему году)

Федеральные

округа

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Центральный

max

114 - Орловская обл.

108 - Владимирская обл.

107 - Рязанская обл.

126 - Ярославская обл.

min

73 - Рязанская обл.

96 - Липецкая обл.

83 - Ивановская обл.

107 - Рязанская обл.

Северо-Западный

max

113 - Ненецкий АО

113 - Мурманская обл.

105 - Новгородская обл.

123 - Архангельская обл.

min

77 - Санкт-Петербург

93 - Псковская обл.

91 - Калининградская обл.

102 - Коми

Южный

max

99,2 - Ингушетия

110 - Ингушетия

116 - Астраханская обл.

150 - Адыгея

min

70 - Калмыкия

84 - Ставропольский край

90 - Карачаево-Черкесия

83 - Калмыкия

Приволжский

max

103 - Татарстан

126 - Коми-Пермяцкий АО

103 - Марий Эл

124 - Пензенская обл.

min

74 - Пензенская обл.

97 - Башкортостан

89 - Самарская обл.

96 - Коми-Пермяцкий АО

Уральский

max

99 - Ямало-Ненецкий АО

102 - Ханты-Мансийский АО

102 - Курганская обл.

114 - Челябинская обл.

min

84 - Курганская обл.

93 - Свердловская обл.

88 - Челябинская обл.

99 - Ямало-Ненецкий АО

Сибирский

max

100,3 - Бурятия

101 - Агинский Бурятский АО

100,1 - Иркутская обл.

171 - Алтай

min

55 - Эвенкийский АО

68 - Таймырский АО

70 - Эвенкийский АО

87 - Эвенкийский АО

Дальневосточный

max

115 - Чукотский АО

103 - Магаданская обл.

108 - Корякский АО

111 - Приморский край

min

60 - Еврейская АО

84 - Еврейская АО

81 - Чукотский АО

90 - Чукотский АО

 

Что касается абсолютных объемов промышленного производства, то в 2005-2008 гг. доля Северо-Западного федерального округа в общероссийском объеме производства росла наибольшими темпами, доли Центрального и Приволжского округов оставались на одном уровне, а наибольшее падение показателя наблюдалось в Сибирском и Южном федеральных округах.

Таблица 6 - Доли федеральных округов в общероссийском объеме промышленного производства (в %)

Федеральные округа

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Центральный

28,1

21,2

20,8

20,9

21,2

Северо-Западный

10,5

10,2

10,3

11,3

12,7

Южный

10,0

6,7

6,4

6,3

6,2

Приволжский

22,1

23,9

24,5

24,4

23,9

Уральский

11,7

17,1

18,1

17,2

16,6

Сибирский

12,8

15,5

14,6

14,1

13,6

Дальневосточный

5,0

5,4

5,2

5,7

5,7

 

Если сравнить 2008 г. с 2000 г., то, прежде всего необходимо отметить значительное сокращение доли Центрального федерального округа. Рост доли производства был характерен только для двух из 18 субъектов Федерации этого округа – специализирующихся на черной металлургии Липецкой и Белгородской областей. Почти в 4 раза снизилась доля Ивановской области, что также связано с отраслью ее специализации – текстильной промышленностью. Наибольший же «вклад» в сокращение доли Центрального округа внесла Московская область, доля которой уменьшилась с 5% в 2000 г. до 3% в 2008 г.

Среди регионов Южного округа, роль которого в общероссийском промышленном производстве также заметно снизилась, подобная тенденция была характерна для подавляющего большинства субъектов Федерации, единственное исключение – Астраханская область.

Что касается Уральского округа, то рост его доли был обеспечен за счет Ханты-Мансийского АО, доля которого в промышленном производстве увеличилась с 1,8% в 2000 г. до 6,6% в 2008 г. Удельный вес Челябинской области и Ямало-Ненецкого АО увеличился незначительно, а Курганской, Свердловской и Тюменской областей – даже сократился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Решение экономических проблем регионов РФ

3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ

 

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как:

- любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

- инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

- корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

- и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:

- отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

- отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;

- распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;

- низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

- отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

- отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

- отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Нами предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

При разработке такой модели программы мы полагали, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

- обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;

- законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;

-структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);

Информация о работе Экономические проблемы развития регионов РФ