Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа
Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся условиям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффекта. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий. Целью работы является исследование экономических проблем регионов РФ.
Введение
1 Теоретические аспекты исследования региона
1.1 Регион как объект государственного управления
1.2 Развитие системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов в России
2 Анализ экономического развития регионов РФ
2.1 Экономическая характеристика регионов РФ
2.2 Анализ социально-экономического положения регионов РФ
3 Решение экономических проблем регионов РФ
3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ
3.2 Программа социально-экономического развития регионов РФ
Заключение
Список использованных источников
Внутри федеральных округов показатели индекса промышленного производства в 2008 г. (в процентах к 2000 г.) существенно различаются: разница между максимальным и минимальным значениями варьируются от 2,1 раза (Уральский округ) до 4,2 (Южный округ) и 7,3 раза (Дальневосточный округ).
Единственным регионом, где объем промышленного производства в физическом выражении в 2008 г. превысил объем производства в 2000 г., был Ненецкий автономный округ (индекс составил 101,7%). Наибольший – почти десятикратный – спад производства произошел в Еврейской автономной области.
В 2005 – 2008 гг. самые низкие показатели в течение практически всего этого периода были зафиксированы в Сибирском федеральном округе. Наивысшее среднее значение индекса промышленного производства в 2008 г. отмечалось в Южном федеральном округе, что объясняется бурным ростом пищевой индустрии, составляющей основу промышленности большинства субъектов Северного Кавказа, в частности, Республики Адыгея и Краснодарского края (в этих регионах темп роста индекса в 2008 г. был самым высоким среди всех субъектов округа). В 2008 г. средние и высокие показатели роста были характерны для регионов Европейской части России, низкие – для регионов Дальнего Востока. Относительно высокое значение индекса промышленного производства для Сибирского федерального округа в 2008 г. связано со значительным ростом показателя в Республике Алтай, абсолютные объемы промышленного производства в которой весьма невелики. Среднее значение индекса по Сибирскому федеральному округу, рассчитанное без учета Республики Алтай, составившее 106% уровня 2007 г., несколько превосходит показатели лишь Уральского и Дальневосточного округов.
Если рассматривать отдельные субъекты Федерации, где в течение 2005-2008 гг. зафиксированы максимальные и минимальные показатели индекса промышленного производства, то можно отметить, прежде всего нестабильность ситуации. Разные регионы в разные годы характеризовались в своих федеральных округах как самыми высокими, так и самыми низкими темпами роста промышленного производства. Ни в одном округе нельзя выделить субъект Федерации, который стабильно отличался бы наибольшими или наименьшими показателями индекса. Более того, в некоторых регионах за максимальным ростом следует наибольшее падение объемов производства, пример тому – Чукотский АО.
Таблица 5 - Максимальные и минимальные значения индекса промышленного производства по отдельным регионам в разрезе федеральных округов в 2005-2008 гг. (в % к предыдущему году)
Федеральные округа |
| 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Центральный | max | 114 - Орловская обл. | 108 - Владимирская обл. | 107 - Рязанская обл. | 126 - Ярославская обл. |
min | 73 - Рязанская обл. | 96 - Липецкая обл. | 83 - Ивановская обл. | 107 - Рязанская обл. | |
Северо-Западный | max | 113 - Ненецкий АО | 113 - Мурманская обл. | 105 - Новгородская обл. | 123 - Архангельская обл. |
min | 77 - Санкт-Петербург | 93 - Псковская обл. | 91 - Калининградская обл. | 102 - Коми | |
Южный | max | 99,2 - Ингушетия | 110 - Ингушетия | 116 - Астраханская обл. | 150 - Адыгея |
min | 70 - Калмыкия | 84 - Ставропольский край | 90 - Карачаево-Черкесия | 83 - Калмыкия | |
Приволжский | max | 103 - Татарстан | 126 - Коми-Пермяцкий АО | 103 - Марий Эл | 124 - Пензенская обл. |
min | 74 - Пензенская обл. | 97 - Башкортостан | 89 - Самарская обл. | 96 - Коми-Пермяцкий АО | |
Уральский | max | 99 - Ямало-Ненецкий АО | 102 - Ханты-Мансийский АО | 102 - Курганская обл. | 114 - Челябинская обл. |
min | 84 - Курганская обл. | 93 - Свердловская обл. | 88 - Челябинская обл. | 99 - Ямало-Ненецкий АО | |
Сибирский | max | 100,3 - Бурятия | 101 - Агинский Бурятский АО | 100,1 - Иркутская обл. | 171 - Алтай |
min | 55 - Эвенкийский АО | 68 - Таймырский АО | 70 - Эвенкийский АО | 87 - Эвенкийский АО | |
Дальневосточный | max | 115 - Чукотский АО | 103 - Магаданская обл. | 108 - Корякский АО | 111 - Приморский край |
min | 60 - Еврейская АО | 84 - Еврейская АО | 81 - Чукотский АО | 90 - Чукотский АО |
Что касается абсолютных объемов промышленного производства, то в 2005-2008 гг. доля Северо-Западного федерального округа в общероссийском объеме производства росла наибольшими темпами, доли Центрального и Приволжского округов оставались на одном уровне, а наибольшее падение показателя наблюдалось в Сибирском и Южном федеральных округах.
Таблица 6 - Доли федеральных округов в общероссийском объеме промышленного производства (в %)
Федеральные округа | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Центральный | 28,1 | 21,2 | 20,8 | 20,9 | 21,2 |
Северо-Западный | 10,5 | 10,2 | 10,3 | 11,3 | 12,7 |
Южный | 10,0 | 6,7 | 6,4 | 6,3 | 6,2 |
Приволжский | 22,1 | 23,9 | 24,5 | 24,4 | 23,9 |
Уральский | 11,7 | 17,1 | 18,1 | 17,2 | 16,6 |
Сибирский | 12,8 | 15,5 | 14,6 | 14,1 | 13,6 |
Дальневосточный | 5,0 | 5,4 | 5,2 | 5,7 | 5,7 |
Если сравнить 2008 г. с 2000 г., то, прежде всего необходимо отметить значительное сокращение доли Центрального федерального округа. Рост доли производства был характерен только для двух из 18 субъектов Федерации этого округа – специализирующихся на черной металлургии Липецкой и Белгородской областей. Почти в 4 раза снизилась доля Ивановской области, что также связано с отраслью ее специализации – текстильной промышленностью. Наибольший же «вклад» в сокращение доли Центрального округа внесла Московская область, доля которой уменьшилась с 5% в 2000 г. до 3% в 2008 г.
Среди регионов Южного округа, роль которого в общероссийском промышленном производстве также заметно снизилась, подобная тенденция была характерна для подавляющего большинства субъектов Федерации, единственное исключение – Астраханская область.
Что касается Уральского округа, то рост его доли был обеспечен за счет Ханты-Мансийского АО, доля которого в промышленном производстве увеличилась с 1,8% в 2000 г. до 6,6% в 2008 г. Удельный вес Челябинской области и Ямало-Ненецкого АО увеличился незначительно, а Курганской, Свердловской и Тюменской областей – даже сократился.
3 Решение экономических проблем регионов РФ
3.1 Стратегия экономического развития регионов РФ
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как:
- любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
- инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;
- корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);
- и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:
- отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;
- отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;
- распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;
- низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
- отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
- отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
- отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).
Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
Нами предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.
При разработке такой модели программы мы полагали, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
- обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования;
- законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;
-структурная перестройка организационно-
Информация о работе Экономические проблемы развития регионов РФ