Экономические функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5

Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11


Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая макро1.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

В настоящее время большинство  экономистов, да и правоведов, едины  во мнении, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества различных факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные периоды времени она может меняться. Так, во время  кризисных условий необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом нельзя забывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики и группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство нельзя игнорировать при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В юридической литературе, в связи с этим справедливо выделяют несколько правовых режимов регулирования экономики.

Первый из них, который  условно можно обозначить как  режим активного регулирования  экономики, должен охватывать сферы, особо  важные с точки зрения экономической безопасности. Такие как: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии и т. д.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование  экономики, которое ограничивается определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и т. п.), но не затрагивает, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий правовой режим (минимальный) может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т. п., где возможности для государственного регулирования минимальны и незначительны.

На значение и необходимость государственно-правового регулирования экономики обращают внимание в своих исследованиях немало правоведов. Так, В. С. Якушев, говоря про управление экономическими процессами со стороны государства, справедливо замечает: “Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной и понятной, кроме того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция”.

В этой связи необходимо обратить также внимание на международно-правовые документы, которые касаются государственного регулирования экономики. Государство не только может осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ст. 7 Хартии написано: «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, за осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также за обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, для того чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».[9]

Что же представляет собой  государственное регулирование  экономики? Действующее законодательство не дает определения этой категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, которые посвящены государственному регулированию отдельных отраслей и под отраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 “О государственном регулировании агропромышленного производства” государственное регулирование определяют как “экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства”.

А в большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще никак не раскрывается.

В экономической и юридической  литературе некоторыми авторами предприняты попытки сформулировать определение категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее раскрывается через категорию «деятельность». Так русский и советский поэт, и прозаик, В. П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов. С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне здравым как

акцентирующее основное внимание на процессах, которые связанны с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных

результатов.[7]

Государственное регулирование  экономики: современные тенденции

Особое место в регулировании  денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным  набором инструментов: операции с  ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия. Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Речь идет об открытости для  всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как  правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или  краткосрочные заемные обязательства  – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный  банк принимает решение о продаже  определенного количества государственных  облигаций. Приобретая облигации, владельцы  рассчитываются за них посредством  выписки чеков на соответствующие  коммерческие банки или другие финансово-кредитные  учреждения. Центральный банк тут  же предъявляет полученные чеки к  оплате банком, которые тем самым  утрачивают часть своих резервов – депозитов в центральном  банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости  увеличения денежной массы в обращении  центральный банк должен вместо продажи  облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может  привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса. Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы  банковских резервов. Учитывая серьезность  данного мероприятия, центральный  банк обязан обратиться в законодательный  орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов. Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.        Государственный сектор в механизме ценообразования.

В совокупности государственный  сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который  «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает  их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие  на процесс формирования рыночных цен. Одновременно государство выступает  в лице самого крупного и закупщика  продуктов, и заказчика на осуществление  различного рода работ для общественно-государственных  нужд. Оно в значительной части  определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает  прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения. Регулирование экспортных и импортных цен. Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.

Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средства для финансирования данных предприятий, несостоятелен. Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

В конце концов, можно сделать выводы:

Государственное регулирование  экономики (или иначе госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, которая основывается на определенной доктрине (или концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (другими словами инструментов).

Таким образом, рыночный механизм, выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике и в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все сильнее и ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не может гарантировать реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. От механизма рынка можно не ждать соблюдения и других социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать. Рыночный механизм не в состоянии самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и неимущих. Общество производит эти общественные блага, не считаясь с фактором прибыльности или убыточности, обеспечивая ими всех, независимо от того, может, оплатит такие блага потребитель или нет.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить такие как: меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Эти методы имеют следующую цель: достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

Что касается конкретно нашей  страны, то здесь необходимо отметить следующее: переход к рынку осуществлялся путем либерализации экономики, то есть отмены и уменьшения государственного контроля, в частности над ценами, внешнеэкономической деятельностью.  Изменением отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части прежнего государственного сектора экономики перестройкой структуры экономики в направлении увеличения выпуска товаров и оказания услуг, пользующихся платежеспособным спросом; финансовой стабилизации.

Однако очень многое из планируемого еще не достигнуто, но, тем не менее, перспективы экономических реформ в России должны быть социально ориентированы, построены на человека, удовлетворения его потребностей и развитие его личности. На лицо множество противоречий государственного регулирования в переходной экономике - это и диспропорции производства, и беспомощность государства в поддержке национальной экономики, и развитие теневой сферы, и коррупция (что очень актуально). Помимо того, существуют пережитки государственного управления по старым советским традициям, особенности царско-гегемонистического менталитета.

При анализе условий и итогов перехода от экономики планирования к рынку нельзя не отметить очевидного прогресса. Госрегулирование не может не поддаваться общим тенденциям волчьего капитализма. Однако, как отмечали еще отцы-основатели экономической науки, экономическое и историческое развитие идут рука об руку. И сейчас, когда в обществе формируется сознательный образ здоровой экономики, осознание исторической необходимости цивилизованного рынка, есть основания полагать, что разумным будет развитие государственного регулирования в сторону увеличения его эффективности и целесообразности.

В ближайшем будущем государство  планирует создание сильной системы  государственных гарантий, поддержки  населения; облегчающей людям жизнь, осуществления жесткой кредитной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении; Так же осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.

Реализуя конституционные  принципы рыночной экономики (такие как поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, особенно в период ее становления), невозможно отказаться от государственного регулирования при производстве тех или иных товаров и предоставлении населению тех или иных услуг. Это требование вытекает не только из провозглашения нашего государства социальным (как прописано в ст.7 Конституции РФ), но и из того, что требуется обеспечить разумное сочетание публичных и частных интересов, а в контексте рассматриваемой проблемы - потребителей пассажирских услуг и перевозчиков. "Свобода экономической деятельности требует от государства особого внимания, так как злоупотребление ею может привести к социальному взрыву... Провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений"

Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике