Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа
Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.
Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5
Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11
Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………………….36
В настоящее время большинство экономистов, да и правоведов, едины во мнении, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.
Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества различных факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные периоды времени она может меняться. Так, во время кризисных условий необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом нельзя забывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики и группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство нельзя игнорировать при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.
В юридической литературе, в связи с этим справедливо выделяют несколько правовых режимов регулирования экономики.
Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности. Такие как: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии и т. д.
Второй режим предполагает
умеренное государственное
Третий правовой режим (минимальный) может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т. п., где возможности для государственного регулирования минимальны и незначительны.
На значение и необходимость государственно-правового регулирования экономики обращают внимание в своих исследованиях немало правоведов. Так, В. С. Якушев, говоря про управление экономическими процессами со стороны государства, справедливо замечает: “Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной и понятной, кроме того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция”.
В этой связи необходимо обратить также внимание на международно-правовые документы, которые касаются государственного регулирования экономики. Государство не только может осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ст. 7 Хартии написано: «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, за осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также за обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, для того чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».[9]
Что же представляет собой государственное регулирование экономики? Действующее законодательство не дает определения этой категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, которые посвящены государственному регулированию отдельных отраслей и под отраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 “О государственном регулировании агропромышленного производства” государственное регулирование определяют как “экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства”.
А в большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще никак не раскрывается.
В экономической и юридической литературе некоторыми авторами предприняты попытки сформулировать определение категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее раскрывается через категорию «деятельность». Так русский и советский поэт, и прозаик, В. П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов. С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне здравым как
акцентирующее основное внимание на процессах, которые связанны с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных
результатов.[7]
Государственное регулирование экономики: современные тенденции
Особое место в регулировании
денежного обращения занимает банковская
система, которая располагает
В совокупности государственный
сектор и экономическая политика
государства образуют тот мощный
государственный механизм, который
«врывается» в сферу действия
рыночных сил и упорядочивает
их, оказывая как непосредственное,
так и косвенное воздействие
на процесс формирования рыночных цен.
Одновременно государство выступает
в лице самого крупного и закупщика
продуктов, и заказчика на осуществление
различного рода работ для общественно-
Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средства для финансирования данных предприятий, несостоятелен. Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики. [10]
Заключение
В конце концов, можно сделать выводы:
Государственное регулирование экономики (или иначе госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, которая основывается на определенной доктрине (или концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (другими словами инструментов).
Таким образом, рыночный механизм, выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике и в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все сильнее и ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не может гарантировать реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. От механизма рынка можно не ждать соблюдения и других социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать. Рыночный механизм не в состоянии самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и неимущих. Общество производит эти общественные блага, не считаясь с фактором прибыльности или убыточности, обеспечивая ими всех, независимо от того, может, оплатит такие блага потребитель или нет.
Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить такие как: меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Эти методы имеют следующую цель: достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.
Что касается конкретно нашей страны, то здесь необходимо отметить следующее: переход к рынку осуществлялся путем либерализации экономики, то есть отмены и уменьшения государственного контроля, в частности над ценами, внешнеэкономической деятельностью. Изменением отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части прежнего государственного сектора экономики перестройкой структуры экономики в направлении увеличения выпуска товаров и оказания услуг, пользующихся платежеспособным спросом; финансовой стабилизации.
Однако очень многое из планируемого еще не достигнуто, но, тем не менее, перспективы экономических реформ в России должны быть социально ориентированы, построены на человека, удовлетворения его потребностей и развитие его личности. На лицо множество противоречий государственного регулирования в переходной экономике - это и диспропорции производства, и беспомощность государства в поддержке национальной экономики, и развитие теневой сферы, и коррупция (что очень актуально). Помимо того, существуют пережитки государственного управления по старым советским традициям, особенности царско-гегемонистического менталитета.
При анализе условий и итогов перехода от экономики планирования к рынку нельзя не отметить очевидного прогресса. Госрегулирование не может не поддаваться общим тенденциям волчьего капитализма. Однако, как отмечали еще отцы-основатели экономической науки, экономическое и историческое развитие идут рука об руку. И сейчас, когда в обществе формируется сознательный образ здоровой экономики, осознание исторической необходимости цивилизованного рынка, есть основания полагать, что разумным будет развитие государственного регулирования в сторону увеличения его эффективности и целесообразности.
В ближайшем будущем государство планирует создание сильной системы государственных гарантий, поддержки населения; облегчающей людям жизнь, осуществления жесткой кредитной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении; Так же осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.
Реализуя конституционные принципы рыночной экономики (такие как поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, особенно в период ее становления), невозможно отказаться от государственного регулирования при производстве тех или иных товаров и предоставлении населению тех или иных услуг. Это требование вытекает не только из провозглашения нашего государства социальным (как прописано в ст.7 Конституции РФ), но и из того, что требуется обеспечить разумное сочетание публичных и частных интересов, а в контексте рассматриваемой проблемы - потребителей пассажирских услуг и перевозчиков. "Свобода экономической деятельности требует от государства особого внимания, так как злоупотребление ею может привести к социальному взрыву... Провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений"
Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике