Экономические функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5

Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11


Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая макро1.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

 

 

Институт экономики и  финансов

 

Кафедра макроэкономики и  экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине макроэкономика

 

Тема: Экономические функции  государства в рыночной экономике.

 

 

 

 

Автор курсовой работы     Маннапов М.А.

Группа                 131

Руководитель работы      Белавина Л.Р.

 

 

 

Казань 2012 г.

                                                   

                                                  

 

                                            

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Роль государства  в рыночной экономике…………………………….5

 

Глава 2. Основные направления  экономической деятельности…………..…11

 

 

Глава 3. Государственное  регулирование экономики РФ……………………21

 

Заключение………………………………………………………………………33

 

Список литературы……………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Тема курсовой работы: «Экономические функции государства в рыночной экономике».

Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Государственное регулирование экономики имеет длинную историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В настоящее время любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства.

Конкуренция и свобода экономической деятельности наряду с многообразием форм собственности составляют основные принципы рыночной экономики. Однако совершенно очевидно, что государство должно не просто гарантировать свободу экономической деятельности, но и предупреждать возможные злоупотребления со стороны ее участников, придавать рыночным отношениям социальную ориентацию. Учитывая, что Россия находится в состоянии поиска наиболее эффективных путей перехода к рыночной экономике и, следовательно, баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, очень важно обеспечить максимально полное законодательное регулирование этой важнейшей сферы общественных отношений.

Особенно сильно возрастает роль госрегулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь, при жесткой централизации государственной власти и проведении определенных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими еще совсем недавно.

Предметом исследования в  работе выступает роль государства  в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики.

Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики. 
Задачи исследования: 
- изучить сущность государственного регулирования экономики; 
- рассмотреть теоретические взгляды на государственное регулирование; 
- проанализировать место государства в рыночной экономике; 
- изучить функции государственного регулирования; 
- рассмотреть инструменты, методы и формы государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

В каждом соревновании должен быть судья. Экономика не исключение.

Зачастую одно точное выражение может отобразить целую экономическую эпоху. Так было в 19 –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».

Это предложение характеризует  роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и  право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики  государство не вмешивалось, и все  шло своим чередом.

Первое время этот экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к огромному подъему мировой торговли, она значительно подняла покупательную способность населения.

Только позднее обнаружились недостатки этого принципа. Производились  огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находилось покупателя, фабрику закрывали, люди теряли работу. А государство все наблюдало.

Если два друга-предпринимателя  почувствовали угрозу конкуренции  со стороны третьего, то они быстро создавали картель, конкурент оставался  за бортом и выходил из игры.

Большие предприятия увеличивали  свою власть до монополии. Если им надо сократить расходы – они урежут зарплату. Снова к людям возвращалась бедность, напряженность возрастала. Государство оставалось в стороне.

Оно отвело себе роль средневекового сторожа, который должен был всю  ночь «сторожить», то есть выкрикивать  часы и более ничего, а что творилось  вокруг - его не касалось.[7]

В современной экономике  государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и следить за тем, чтобы они соблюдались. Государству всегда нужно следить за работой рыночной экономики. Оно должно гарантировать соблюдение законов и создавать условия для конкуренции. Должно следить за социальным равновесием, ограничивать одностороннюю власть и издавать предписания для охраны наших естественных основ жизни.

В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До0тех пор, пока все идет честно,0судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь0нарушить игру – нарушение штрафуется0либо0 предупреждением, а то и удалением с поля.[12]

Функции государства в  рыночной экономике

Обычно выделяют следующие  основные функции государства в  рыночной экономике:

1)Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2)Поддержание рыночной конкуренции, и защита прав потребителей.

3)Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4)Предоставление общественных товаров и услуг

5)Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6)Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.

7)Участие в хозяйственной деятельности.

8)Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.[5]

Можно ли представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливают сами участники? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует личные интересы и стремится получить выгоду. В такой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - судьи, способного контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для правильной и эффективной работы рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при регулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат  в основе «правил игры», которые приняты в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если права собственности  и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка  не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники беспокоятся за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и или инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности просто необходимы для существования и подъема экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут устанавливаться и соблюдаться законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.[12]

Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство  не всегда может обеспечить открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их уменьшать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является очень важным принципом для рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с работой конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на рынке абсолютной конкуренции, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ по сравнению с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения различных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих сильной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, в игру вступает

экономическое регулирование  правительством деятельности этих крупных  предприятий или институт государственной  собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах, в которых есть рыночная экономика. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование действует направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы двадцатого века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в РФ в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства России осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Это министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.[10]

Вопрос об экономической  роли государства является одним  из старейших в экономической  науке. Образ «государства как ночного  сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип

невмешательства государства  в экономику, разделялся практически  всеми государствами и экономическими школами вплоть до 30 годов XX века. Этот принцип «laissez-faire» и сегодня имеет достаточно сторонников. Но, несмотря на это, абсолютное большинство считают концепции рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику лучше. В условиях рыночной экономики рынок сам представляется основным регулятором производства, распределения и потребления. Но есть несколько причин, которые делают вмешательство государства возможным и даже необходимым, когда рынок показывает свою « несостоятельность».

Первая из них - монополия, ведущая  к неэффективности. Существует много разных причин возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

Вторая причина – наличие  внешних факторов издержек или выгод, которые получают или несут третьи лица, не участвующих в сделках обмена.

Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике