Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа
Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.
Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5
Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11
Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………………….36
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Институт экономики и финансов
Кафедра макроэкономики и экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине макроэкономика
Тема: Экономические функции государства в рыночной экономике.
Автор курсовой работы Маннапов М.А.
Группа 131
Руководитель работы
Казань 2012 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5
Глава 2. Основные направления
экономической деятельности…………
Глава 3. Государственное
регулирование экономики РФ…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Тема курсовой работы: «Экономические функции государства в рыночной экономике».
Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Государственное регулирование экономики имеет длинную историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В настоящее время любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства.
Конкуренция и свобода экономической деятельности наряду с многообразием форм собственности составляют основные принципы рыночной экономики. Однако совершенно очевидно, что государство должно не просто гарантировать свободу экономической деятельности, но и предупреждать возможные злоупотребления со стороны ее участников, придавать рыночным отношениям социальную ориентацию. Учитывая, что Россия находится в состоянии поиска наиболее эффективных путей перехода к рыночной экономике и, следовательно, баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, очень важно обеспечить максимально полное законодательное регулирование этой важнейшей сферы общественных отношений.
Особенно сильно возрастает роль госрегулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь, при жесткой централизации государственной власти и проведении определенных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими еще совсем недавно.
Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики.
Цель исследования
– изучить основные пути государственного
регулирования экономики.
Задачи исследования:
- изучить сущность государственного регулирования
экономики;
- рассмотреть теоретические взгляды на
государственное регулирование;
- проанализировать место государства
в рыночной экономике;
- изучить функции государственного регулирования;
- рассмотреть инструменты, методы и формы
государственного регулирования.
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.
В каждом соревновании должен быть судья. Экономика не исключение.
Зачастую одно точное выражение может отобразить целую экономическую эпоху. Так было в 19 –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».
Это предложение характеризует
роль государства в экономике. Хотя
государство и выпустило
Первое время этот экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к огромному подъему мировой торговли, она значительно подняла покупательную способность населения.
Только позднее обнаружились недостатки этого принципа. Производились огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находилось покупателя, фабрику закрывали, люди теряли работу. А государство все наблюдало.
Если два друга-
Большие предприятия увеличивали свою власть до монополии. Если им надо сократить расходы – они урежут зарплату. Снова к людям возвращалась бедность, напряженность возрастала. Государство оставалось в стороне.
Оно отвело себе роль средневекового сторожа, который должен был всю ночь «сторожить», то есть выкрикивать часы и более ничего, а что творилось вокруг - его не касалось.[7]
В современной экономике государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и следить за тем, чтобы они соблюдались. Государству всегда нужно следить за работой рыночной экономики. Оно должно гарантировать соблюдение законов и создавать условия для конкуренции. Должно следить за социальным равновесием, ограничивать одностороннюю власть и издавать предписания для охраны наших естественных основ жизни.
В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До0тех пор, пока все идет честно,0судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь0нарушить игру – нарушение штрафуется0либо0 предупреждением, а то и удалением с поля.[12]
Функции государства в рыночной экономике
Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:
1)Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
2)Поддержание рыночной конкуренции, и защита прав потребителей.
3)Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
4)Предоставление общественных товаров и услуг
5)Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
6)Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
7)Участие в хозяйственной деятельности.
8)Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.[5]
Можно ли представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливают сами участники? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует личные интересы и стремится получить выгоду. В такой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - судьи, способного контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для правильной и эффективной работы рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при регулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.
Права собственности лежат в основе «правил игры», которые приняты в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.
Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники беспокоятся за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и или инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности просто необходимы для существования и подъема экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут устанавливаться и соблюдаться законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.[12]
Обеспечение рыночной конкуренции.
Свободное предпринимательство не всегда может обеспечить открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их уменьшать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является очень важным принципом для рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с работой конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на рынке абсолютной конкуренции, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ по сравнению с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения различных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих сильной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, в игру вступает
экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах, в которых есть рыночная экономика. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование действует направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы двадцатого века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в РФ в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства России осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Это министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.[10]
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Образ «государства как ночного сторожа», образно сформулированного еще А. Смитом, можно определить, как принцип
невмешательства государства
в экономику, разделялся практически
всеми государствами и
Первая из них - монополия, ведущая к неэффективности. Существует много разных причин возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.
Вторая причина – наличие внешних факторов издержек или выгод, которые получают или несут третьи лица, не участвующих в сделках обмена.
Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике