Экономические функции государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5

Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11


Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая макро1.docx

— 87.78 Кб (Скачать)

Третья причина вмешательства  государства – его неспособность  обеспечить население общественными  благами - товарами и услугами, обеспечивающие коллективное потребление.

Четвертая причина – дифференциация доходов населения и возникающая  при этом проблема бедности, становится проблемой для всего общества.[4]

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Основные направления экономической деятельности.

Даже в системе «свободного» рынка никак не обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществлять сам рынок. Это как минимум три функции:

1) обеспечение экономики нужным количеством денег.

2) регулирование так называемых  «внешних» (или побочных) эффектов.

3) удовлетворение потребностей  в «коллективных благах» (или другими словами в «общественных товарах»).

Три указанные выше функции— это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.[6]

Обеспечение экономики нужным количеством денег происходит для  избегания инфляции. Государство  не дает рынку переполниться излишним количеством денег.

Решение вопросов, связанных  с внешними эффектами: издержками и  выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных  с внешними эффектами, нейтрализация  которых не подвластна ценовому механизму  рынка. Внешние эффекты – это  не отраженные в рыночных ценах товаров  и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными  участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической  системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (другими словами  издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть и  отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного  отношения к данной деятельности (загрязнение окружающей среды и  т.п.). Внешние эффекты могут быть и положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (другими словами  пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Примером внешних издержек может быть деятельность фирмы по ремонту и очистке водного  транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Предприятие стоит на берегу какого-либо водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом вред, включает потерю выгод, связанных  с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем  меньше выгоды от использования его  для ловли рыбы, тем меньше его  полезность для купания и отдыха. В итоге издержки, связанные с  потерей части чистой воды, несут  третьи лица - предприниматели и  потребители, напрямую не связанные  с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в  свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности  на воду, которая загрязняется в  процессе ремонта и очистки водного  транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает  различные шаги, чтобы заставить  людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство  может установить определенные стандарты  концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать собирать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или уменьшит количество выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут оштрафовать, а управляющего – наказать по уголовной статье. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует больших финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не будут тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое пассивное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или других загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, прошедшим вакцинацию, но и другим жителям района, для  которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и  финансирует подобного рода мероприятия, поскольку людям свойственно  учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Как пример положительного внешнего эффекта может служить  строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность  контролировать сток воды для проживающих, ниже по течению реки, а также образует водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может быть и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может улучшить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительным внешним эффектом называют выгоду третьего лица, а отрицательным  — издержки третьего лица.

Деятельность предприятия, создающего отрицательный внешний  эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, хозяин сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках  производства стали. Это позволяет  снизить цену на сталь и получить преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство защищает интересы третьих лиц за счет ограничения  неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон  об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, создающие  отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, создающих отрицательные  внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также  ввести дополнительный налог на прибыль  предприятий, которые загрязняют окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся  либо и тем и другим, чтобы сделать  образование более доступным  для большинства людей.[2]

Предоставление общественных товаров и услуг.

Механизм свободного рынка  позволяет людям удовлетворить  только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство  товаров и услуг, производимых и  реализуемых на рынке, являются частными благами, то есть предназначенными для  индивидуального потребления. Как  правило, эти товары обладают нижеперечисленными свойствами:

1)частные блага делимы  на любые необходимые количества.

2)они предполагают наличие  возможности отлучить потенциального  потребителя от приобретения  по причине его неплатежеспособности. 3)Производителю ничего не стоит,  не допустить к потреблению  товара человека, если у него  нет денег для оплаты блага.

4)потребление частного  блага одним человеком делает

невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Но помимо частных благ, люди используют общественные блага.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо  противоположными свойствам частных  благ:

1)их нельзя изъять у  лиц, отказывающихся за них  платить;

2)они неделимы по своей  природе;

3)потребление общественного  блага одними членами общества  не исключает возможности одновременного  использования их другими членами  общества.

Например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены  исключительно тем, кто будет  платить за них. Невозможно отнять их у не желающих или не способных  платить. Потребление общественного  блага одним человеком не исключает  возможности одновременного использования  его другими людьми. Например, освещение  улиц служит благом для водителей  транспорта; польза от уличных фонарей, которую получают водителями, не уменьшается  оттого, что они освещают дорогу пешеходам.

Нельзя выделить определенные доли услуг маяка или пожарных для каждого отдельного индивида.

Блага, подобные национальной обороне, свету маяка или системе  защиты от радиации, не могут предоставляться  обществу частными компаниями уже в  силу того, что эти компании не будут  производить услуги, за которые никто  не будет платить. В то же время  обычные потребители не станут платить  за товары и услуги, которыми можно  пользоваться бесплатно.

Предоставление населению  общественных благ становится одной  из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится  на центральные и местные бюджеты, которые формируются благодаря  налогам.

Необходимо отметить, что  в некоторых случаях непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих  признаки, как частных, так и общественных благ. К ним относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, которые обучаются  в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным  благам, т.к. не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц, доход которых слишком низок. Политика государства в отношении таких услуг должна быть гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и не должно быть их полной приватизации. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США.[11]

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство должно создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. Большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма. активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции — его самая важная функция.

Справедливость. Рынок признает только один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кому не повезло. Чисто рыночное распределение совсем не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось не малое время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В итоге, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика  не может обеспечить полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о работающих, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую

функцию поддержания экономической  стабильности, сглаживания цикличности  развития экономики. Оно же проводит и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя: 1)обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

2)компенсацию негативных сторон рынка;

3)поддержку малого и среднего бизнеса;

4)проведение фискальной политики — изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета;

5)обеспечение развития фундаментальных научных исследований; 6)стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.[8]

Итак, государственное регулирование дополняет и корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон-“управлять экономикой в отсутствие того или другого — равно, что пытаться аплодировать одной рукой”. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах данного вмешательства. Это очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация всего рыночного механизма. В таком случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории говорится о разных точках зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным и зависит от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (на подобии как лечит  человека лекарствами).[9]

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (схема 13.1.1).

Государственное регулирование  осуществляется через:

1) правовые регуляторы, большое  значение здесь имеет правовая основа предпринимательства.

2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно.

3) экономические регуляторы, которые являются основными.

Особое место занимает экономическое программирование, или

индикативное (рекомендательное) планирование, то есть процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт в программировании экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось  еще в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, обычно, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

Кроме участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля разная для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов равен 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20% , Швеции - 14% и Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для использования. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.[5]



 

 

 

 

          Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ.

Теории государственного регулирования

В современной экономической  литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов  трактуются  весьма неоднозначно. В  настоящее время в рамках известных  экономических школ – кейнсианства, монетаризма, институционализма, сформировалось несколько различных теорий государственного регулирования, которые по-разному  трактуют цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов.

Одним из первых теоретическую  необходимость государственного регулирования  экономики обосновал Дж. Кейнс. Он разработал теорию эффективного спроса, составившую основу его концепции государственного регулирования. Считая обеспечение полной занятости одной из целей государственного регулирования, он уделял особое внимание процессам формирования национального дохода, реализации товаров в сфере обращения, обеспечения эффективного спроса.

Кейнс обосновал решающую роль государства в предотвращении экономических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят регулирование распределения доходов всего общества, сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и рынке средств производства. Чтобы расширить покупательную способность населения и стимулировать покупки предпринимателями новых средств производства, государство должно увеличивать объемы инвестиций в производство и увеличивать расходы на другие социально-экономические цели за счет сбора налогов и выпуска денег в обращение. Таким образом, роль государственного регулирования рыночных процессов заключается в стимулировании спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных инструментов, среди которых важное значение придается выпуску и размещению на рынке крупных государственных займов для покрытия бюджетного дефицита.

На основе идей Дж. Кейнса сформировались несколько научных направлений, из них наибольшую известность получил кейнсианско-неоклассический синтез (И.Самуэльсон,  Дж.Хикс,  Дж.Тобин  и др.). Представителями этого направления разработана система мер антикризисного регулирования экономики, включающая гибкое использование расходов и доходов бюджета в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры, а также использование системы налогового регулирования, платежей социального страхования.

При этом представители данного  направления наряду с бюджетными и денежно-кредитными методами регулирования  предлагают более широкое использование  рыночных условий, таких как конкуренция, динамика цен и др.

В отличие от кейнсианства, представители монетаристской школы  М. Фридман, Ф. Хайек, Ф. Найт, Г. Саймонс и др.  считают, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие. По их мнению, роль государственного регулирования должна быть ограничена и должна заключаться в стимулировании свободной хозяйственной деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведения кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов. Объектом государственного регулирования, в отличие от кейнсианства, становится не спрос, а предложение факторов производства, возрастающее в результате стимулирования предпринимательской деятельности. Система мер государственного регулирования рыночных процессов заключается в  снижении государственных расходов за счет сокращения социальных программ, проведении кредитно-денежной политики, направленной на поддержание необходимого уровня денежной массы, снижении уровня на­логов, сокращении роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону, поддержание минимальных ставок заработной платы, ослабление влияния профсоюзов и др.

Представители школы институционализма объясняют необходимость государственного регулирования рынка несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития общества. Одним из главных пунктов регулирования рыночных процессов институционалист Дж. Кларк считает систему общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях. В эту систему входит контроль над деятельностью крупных корпораций, государственное воздействие на механизмы конкуренции и ценообразования на товарных рынках, финансовом рынке, рынке труда и др.

Один из видных представителей институционализма Дж. Гэлбрейт обосновывает необходимость государственного регулирования рынка тем фактом, что в XX веке появилась тенденция концентрации производства и усиления роли крупнейших корпораций на товарных и финансовых рынках. Гэлбрейт считает, что в современной экономике складываются две крупные системы: «рыночная» система, включающая мелкие предприятия, и «планирующая» система, в которую входят крупные корпорации, взаимодействующие с государством. В результате происходит усиление государственного воздействия на рыночные процессы.

Далеко не все представители  школы институционализма согласны с концепцией Дж. Гэлбрейта. Так, противопоставление рыночной и планирующей систем не согласуется с реальными процессами, происходящими в экономике. Данная концепция практически полностью игнорирует действие рыночных сил в корпоративном секторе, проявляющееся в острой конкуренции между корпорациями внутри «планирующей» системы.

Рассматривая проблемы взаимоотношения  процессов конкуренции и координации  в современной экономике, представители  школы институционализма обосновывают целесообразность институциональной суперструктуры. Это связующее звено между конкуренцией и координацией представляет собой своеобразный надстроечный механизм, активно воздействующий на рыночные процессы. Этот механизм основывается на межличностных и межкорпорационных связях в системе власти, посредством которых осуществляется межфирменная рыночная торговля и обеспечивается взаимодействие фирм.

Тенденции к усилению государственного регулирования рынка отмечают Р. Хейлбронер и Л. Тароу. Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного регулирования приводит к формированию модели «контролируемого общества», в котором сокращается роль традиционных атрибутов капитализма – частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли политического фактора в развитии современной экономики появляются разнообразные институты, принимающие участие в регулировании рыночных процессов.

В 70-х годах XX века возникло новое направление в теории государственного регулирования рыночных процессов, которое получило название энвайронментализма или теории регулирования внешней среды бизнеса. Сторонники этой теории полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование рынков должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса. Американские экономисты Г. Стейнер и Дж. Стейнер рассматривают систему государственного регулирования рынка как внешнюю среду, обеспечивающую, во-первых, безопасность товаров для потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства, достоверность рекламной информации. И во-вторых, поддержку частного бизнеса на основе субсидирования, защиты от недобросовестной конкуренции, обеспечения возможности выхода на рынки других стран и т.д. Таким образом, система государственного регулирования рынка рассматривается с позиций интересов бизнеса, реализация которых позволит обеспечить выполнение интересов общества в целом.

Г. Домингез отмечает, что рынки функционируют в рамках регулируемой внешней среды, которая определяет поведение агентов рынка, воздействуя на них в нескольких направлениях: внутрифирменные отношения, контрактные отношения с другими фирмами, внешнеэкономические связи, рыночная конъюнктура, кредитование, страхование рисков, правовые нормы, стандарты и т.д. Следовательно, и государственное регулирование рынка представляет собой сложную систему форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса. Именно внешняя среда определяет правила поведения субъектов рынка и устанавливает определенные параметры, в рамках которых обеспечивается согласование интересов частного бизнеса и общества в целом.

В экономической литературе существуют различные подходы к  содержанию и классификации инструментов государственного регулирования рыночных процессов. П. Самуэльсон понимает под государственным регулированием рынка совокупность следующих инструментов: государственное предпринимательство, финансово-бюджетное, кредитно-денежное, внешнеторговое регулирование и регулирование доходов.

К. Бэйн и П. Хоуэлс включают в систему государственного регулирования рынка такие элементы, как антимонопольное, налоговое, тарифное регулирование, субсидирование частных фирм, государственные инвестиции в инфраструктуру, регулирование занятости, правовое обеспечение.

Х. Армстронг, Дж. Тэйлор понимают под государственным регулированием систему методов экономического регулирования (фискального, монетарного, внешнеторгового) в совокупности с административным регулированием размещения частных фирм (административно-бюрократические требования, архитектурно-планировочные, экологические и другие стандарты, нормы и правила, государственные гарантии по частным кредитам и др.)[14]

Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость  государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что  сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы  саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика  или же распределительная. В распределительной  экономике все проще: государство  берет на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. То есть о регулировании  говорить не приходится: государству  просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не  может отставать от изменений в рыночной системе, в противном случае оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике