Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа
Выбор темы объясняется её актуальностью, и практической значимостью. В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы, немало важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всего своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные экономические функции. Предметом исследования в работе выступает роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования является механизм государственного регулирования экономики. Цель исследования – изучить основные пути государственного регулирования экономики.
Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике…………………………….5
Глава 2. Основные направления экономической деятельности…………..…11
Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ……………………21
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………………….36
Третья причина вмешательства
государства – его
Четвертая причина – дифференциация
доходов населения и
Глава 2. Основные направления экономической деятельности.
|
Глава 3. Государственное регулирование экономики РФ.
Теории государственного регулирования
В современной экономической литературе проблемы государственного регулирования рыночных процессов трактуются весьма неоднозначно. В настоящее время в рамках известных экономических школ – кейнсианства, монетаризма, институционализма, сформировалось несколько различных теорий государственного регулирования, которые по-разному трактуют цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов.
Одним из первых теоретическую необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. Кейнс. Он разработал теорию эффективного спроса, составившую основу его концепции государственного регулирования. Считая обеспечение полной занятости одной из целей государственного регулирования, он уделял особое внимание процессам формирования национального дохода, реализации товаров в сфере обращения, обеспечения эффективного спроса.
Кейнс обосновал решающую роль государства в предотвращении экономических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят регулирование распределения доходов всего общества, сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и рынке средств производства. Чтобы расширить покупательную способность населения и стимулировать покупки предпринимателями новых средств производства, государство должно увеличивать объемы инвестиций в производство и увеличивать расходы на другие социально-экономические цели за счет сбора налогов и выпуска денег в обращение. Таким образом, роль государственного регулирования рыночных процессов заключается в стимулировании спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных инструментов, среди которых важное значение придается выпуску и размещению на рынке крупных государственных займов для покрытия бюджетного дефицита.
На основе идей Дж. Кейнса сформировались несколько научных направлений, из них наибольшую известность получил кейнсианско-неоклассический синтез (И.Самуэльсон, Дж.Хикс, Дж.Тобин и др.). Представителями этого направления разработана система мер антикризисного регулирования экономики, включающая гибкое использование расходов и доходов бюджета в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры, а также использование системы налогового регулирования, платежей социального страхования.
При этом представители данного направления наряду с бюджетными и денежно-кредитными методами регулирования предлагают более широкое использование рыночных условий, таких как конкуренция, динамика цен и др.
В отличие от кейнсианства, представители монетаристской школы М. Фридман, Ф. Хайек, Ф. Найт, Г. Саймонс и др. считают, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие. По их мнению, роль государственного регулирования должна быть ограничена и должна заключаться в стимулировании свободной хозяйственной деятельности, поддержании необходимого уровня денежной массы в обращении, проведения кредитных мероприятий, ограничении социальных расходов. Объектом государственного регулирования, в отличие от кейнсианства, становится не спрос, а предложение факторов производства, возрастающее в результате стимулирования предпринимательской деятельности. Система мер государственного регулирования рыночных процессов заключается в снижении государственных расходов за счет сокращения социальных программ, проведении кредитно-денежной политики, направленной на поддержание необходимого уровня денежной массы, снижении уровня налогов, сокращении роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону, поддержание минимальных ставок заработной платы, ослабление влияния профсоюзов и др.
Представители школы институционализма объясняют необходимость государственного регулирования рынка несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития общества. Одним из главных пунктов регулирования рыночных процессов институционалист Дж. Кларк считает систему общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях. В эту систему входит контроль над деятельностью крупных корпораций, государственное воздействие на механизмы конкуренции и ценообразования на товарных рынках, финансовом рынке, рынке труда и др.
Один из видных представителей институционализма Дж. Гэлбрейт обосновывает необходимость государственного регулирования рынка тем фактом, что в XX веке появилась тенденция концентрации производства и усиления роли крупнейших корпораций на товарных и финансовых рынках. Гэлбрейт считает, что в современной экономике складываются две крупные системы: «рыночная» система, включающая мелкие предприятия, и «планирующая» система, в которую входят крупные корпорации, взаимодействующие с государством. В результате происходит усиление государственного воздействия на рыночные процессы.
Далеко не все представители
школы институционализма
Рассматривая проблемы взаимоотношения
процессов конкуренции и
Тенденции к усилению государственного регулирования рынка отмечают Р. Хейлбронер и Л. Тароу. Социализация экономической системы, укрепление экономической базы государственного регулирования приводит к формированию модели «контролируемого общества», в котором сокращается роль традиционных атрибутов капитализма – частной собственности и рыночного механизма. В результате усиления роли политического фактора в развитии современной экономики появляются разнообразные институты, принимающие участие в регулировании рыночных процессов.
В 70-х годах XX века возникло новое направление в теории государственного регулирования рыночных процессов, которое получило название энвайронментализма или теории регулирования внешней среды бизнеса. Сторонники этой теории полагают, что оптимальное воздействие государства на функционирование рынков должно осуществляться через внешнюю среду бизнеса. Американские экономисты Г. Стейнер и Дж. Стейнер рассматривают систему государственного регулирования рынка как внешнюю среду, обеспечивающую, во-первых, безопасность товаров для потребителей, соблюдение экологических требований в процессе производства, достоверность рекламной информации. И во-вторых, поддержку частного бизнеса на основе субсидирования, защиты от недобросовестной конкуренции, обеспечения возможности выхода на рынки других стран и т.д. Таким образом, система государственного регулирования рынка рассматривается с позиций интересов бизнеса, реализация которых позволит обеспечить выполнение интересов общества в целом.
Г. Домингез отмечает, что рынки функционируют в рамках регулируемой внешней среды, которая определяет поведение агентов рынка, воздействуя на них в нескольких направлениях: внутрифирменные отношения, контрактные отношения с другими фирмами, внешнеэкономические связи, рыночная конъюнктура, кредитование, страхование рисков, правовые нормы, стандарты и т.д. Следовательно, и государственное регулирование рынка представляет собой сложную систему форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса. Именно внешняя среда определяет правила поведения субъектов рынка и устанавливает определенные параметры, в рамках которых обеспечивается согласование интересов частного бизнеса и общества в целом.
В экономической литературе существуют различные подходы к содержанию и классификации инструментов государственного регулирования рыночных процессов. П. Самуэльсон понимает под государственным регулированием рынка совокупность следующих инструментов: государственное предпринимательство, финансово-бюджетное, кредитно-денежное, внешнеторговое регулирование и регулирование доходов.
К. Бэйн и П. Хоуэлс включают в систему государственного регулирования рынка такие элементы, как антимонопольное, налоговое, тарифное регулирование, субсидирование частных фирм, государственные инвестиции в инфраструктуру, регулирование занятости, правовое обеспечение.
Х. Армстронг, Дж. Тэйлор понимают
под государственным регулированием систему
методов экономического регулирования
(фискального, монетарного, внешнеторгового)
в совокупности с административным регулированием
размещения частных фирм (административно-
Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.
Проблема государственного
вмешательства в экономику
Информация о работе Экономические функции государства в рыночной экономике