Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:36, реферат
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально – экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
рассмотреть основные фазы цикла;
проанализировать возможность антициклического регулирования;
исследовать роль циклического развития в экономике США.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика цикла…………………………………………...4
1.1 Основные термины и понятия…………………………………………….4
1.2 История цикличного развития экономики……………………………….5
1.3 Типы и фазы циклов…………………………………………………….....9
2. Антициклическое регулирование экономики……………………….18
2.1 Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования……………………………………………………………18
2.2 Антикризисные меры государства……………………………………21
3. Анализ рециссионных процессов в современной американской экономике………………………………………………………………………26
3.1 История вопроса………………………………………………………….26
3.2 Оценка современной ситуации…………………………………………31
3.3 Государственная политика управления циклическими процессами…35
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………41
3. Финансовые обязательства как процент от располагаемого дохода – в небывалых максимумах. Это означает, что доход полностью не тратится, а, скорее всего все более используется, чтобы заплатить интерес по уже существующим ссудам. Нет никаких новых активов, чтобы заменить рынок недвижимости, и таким образом нет никакого очевидного направления для инвестиций с внешним финансированием для общего населения.
4. Годовой рост денежной массы в США был ниже нуля с середины 2006. Это означает, что создание кредитов, очевидно, остановилось, или частично остановилось, что является отрицательным признаком после длительного периода сильного роста денежной массы.
5. Уровень безработицы в США прекратил снижаться. Сегодняшнее значение – 4,9 % по сравнению с 4,5 % в конце 2006. Когда рынок недвижимости находится на высоком ценовом уровне, появляется вероятность, что уровень безработицы может вырасти столь же высоко – к 8% за следующие два года, что является одним из признаков спада.
6. Годовой рост доходности является отрицательным (-8 %) после положительной динамики роста с двузначным значением каждый месяц с 2002. Премия роста в акциях должна быть меньшей, что является признаком того, что и фирмы, и потребители сокращают потребление.
7. Годовые розничные продажи в Еврозоне в начале февраля были – 2%. Эта фигура является самой низкой в истории, то есть с 1996. Мы видим очевидный признак экономического замедления, что далее отражается в слабых значениях индекса уверенности потребителей, который более поздний.
8. Рост продаж в розничных магазинах значительно снизился. 13-недельная средняя приближается к небывалым минимумам. Это является ключевым экономическим маркером замедления.
9. Индекс деловой активности в сфере услуг США, показал массивное сокращение. Индекс деловой активности в сфере услуг – важный экономический индикатор, поскольку показывает рост в большинстве компаний, работающих в непроизводственных секторах экономики США, включающих в себя сферу услуг, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и строительство.
10. Индекс потребительской уверенности Великобритании (UK Consumer Confidence) на худшем уровне в истории, то есть с 2004. Это показывает, что потребители чувствуют давление и не являются фактором растущей экономики в будущем.
11. Индекс потребительской уверенности от АВС в США – 33 – самое низкое с начала 1990-ых (период спада в секторе недвижимости). Значение этих пунктов (10 – 11), что весьма очевидно должно быть серьезным признаком нависшего спада или замедления.
12. Значение американского пересчитанного ВВП – 0,6 %. Снижение составило более чем 4 % , что предлагает направленную тенденцию к отрицательной зоне. Два последовательных снижения ниже нулевого уровня и мы фактически имеем рецессию.
В целом состояние американской экономики в предстоящем году, может, и оставит желать лучшего, однако вероятность того, что она избежит рецессии, возрастает.
3.3 Государственная политика управления циклическими процессами.
Конгресс США утвердил предложения Дж. Буша-младшего по борьбе с рецессией американской экономики. 117 млн. американцев получат на руки «компенсацию за переплаченные налоги»: 600 долларов на взрослого гражданина Соединенных Штатов и 300 долларов на ребенка. Кроме того, ожидается очередное снижение учетной ставки ФРС – до 3-3,25% годовых. Весь пакет «антирецессионных» мер, увеличит бюджетный дефицит США примерно вдвое: со 165. долл. в 2007 финансовом году до более чем 300 млрд. долларов в 2008. Основу плана составляет уменьшение налогового бремени на налогоплательщиков. История США показывает, что подобные программы далеко не всегда принимались вовремя.
Автором идеи о применении фискальных инструментов (снижение налогов и увеличение бюджетных трат) для борьбы с рецессиями и депрессиями является известный британский экономист Дж. Кейнс. В 1930-е годы он был одним из советников президента США Франклина Рузвельта, который боролся с "Великой Депрессией". История показала, что на том этапе идеи Кейнса оказались верными.
Впоследствии Белый Дом неоднократно пытался применять эти методы для поддержки экономики. Так, в 1962 году сокращение налогов было предложено президентом Джоном Кеннеди. Однако пакет соответствующих законов был принят Конгрессом лишь в 1964 году – уже после убийства Кеннеди и фактического окончания рецессии. Аналогичная история произошла десятилетие спустя: законы, необходимые для борьбы с рецессией 1973 – 1974 годов, были приняты в 1975 году, уже постфактум.
Иногда подобные предложения вообще не превращались во что-то реальное: так, неудачей закончились попытки Белого Дома помочь экономике США во время рецессии 1991 – 1992 годов. В 2001 году президент Джордж Буш успел протащить пакет антирецессионных законов, предусматривавший временное сокращение налогов – этот шаг был сделан до окончания рецессии. Как известно, рецессия в скором времени закончилась, чему частично способствовали шаги, инициированные Бушем. Экономический фактор сыграл решающую роль в ходе нескольких президентских выборов США.
Впервые за последние восемь лет ВВП США продемонстрировал отрицательный рост. Согласно данным отчета министерства торговли, в III квартале ВВП снизился на 0,4% в годовом исчислении, главным образом, из-за ослабления потребительского спроса и снижения корпоративных расходов. Тем не менее, фондовый рынок позитивно отреагировал на опубликованные данные, оказавшиеся более благоприятными по сравнению с прогнозами аналитиков, ожидавших падения ВВП на 0,9% - 1%.
Показатель ВВП, носит предварительный характер и будет пересмотрен позднее. Основная часть данных, использованных для предварительного расчета ВВП, относится к июлю и августу, и поэтому можно ожидать, что показатель ухудшится после пересмотра. Экономисты полагают, что рост ВВП США будет отрицательным, по меньшей мере, и в IV квартале, и тогда будет зафиксирована рецессия. Последний раз рецессия в Америке наблюдалась в 1990-1991 г, когда ее экономика "сжималась" на протяжении трех кварталов подряд. Разовое уменьшение ВВП, на 0,1%, было зафиксировано в I квартале 1993 (в предыдущем IV квартале 1992 ВВП вырос на 5,4%, а в последующем II квартале 1993 ВВП увеличился на 2,5%). Однако тот факт, что предварительный показатель ВВП за III квартал текущего года оказался лучше прогнозов, вызвал некоторый оптимизм в отношении глубины и продолжительности предполагаемой рецессии.
Определенные надежды на то, что американская экономика сможет довольно быстро восстановить потерянные позиции, связываются, в том числе и с действиями официальных властей. От ФРС США инвесторы ожидают еще одного снижения процентных ставок, по крайней мере, на четверть процентного пункта. В свою очередь, президент Буш призвал Конгресс принять законопроект с мерами по стимулированию экономического роста. Быстрое принятие пакета мер по стимулированию экономики позволит избежать рецессии.
Представители демократической и республиканской партий начали работу над пакетом стимулирующих экономических мер вскоре после трагедии 11 сентября, однако вскоре у сторон возникли разногласия. Фракция республиканцев в Сенате представила свой вариант неотложных экономических мер, предусматривающий налоговые льготы и компенсации на сумму $89 млрд. Этот план по своим основным положениям стыкуется с пакетом мер, предложенным ранее президентом США, тем не менее, демократическое большинство в Сенате раскритиковало данный проект, требуя значительно увеличить размеры компенсаций и объем средств на финансирование медицинских расходов для безработных. Палатой представителей, нижней палатой Конгресса США, был одобрен законопроект, предусматривающий сокращение налогов в 2002 финансовом году на $100 млрд. Пакет мер, предложенных в Сенате фокусируется на снижении налогового бремени, однако исключает некоторые противоречивые положения проекта, обсуждавшегося ранее.
Основные трения между демократами и республиканцами возникли по вопросу финансирования программ по борьбе с безработицей. Республиканцы одобрили план, в рамках которого правительства штатов получат гранты на сумму $12 млрд. для финансирования программ по снижению безработицы, однако демократы полагают, что этих мер будет недостаточно. План, разработанный республиканцами, обойдется бюджету США в период с 2002 по 2011 год в $161 млрд. С учетом разовых налоговых льгот общая величина пакета стимулирующих мер составит в течение 10 лет$175 млрд.
Что касается пакета мер, предложенного президентом, то в нем внимание уделяется предоставлению налоговых льгот американцам с низкими и средними доходами, не участвующим в программе возврата части налоговых платежей прошлого года, а также снижению ставок подоходного налога, принятию норм ускоренной амортизации и отмене альтернативного минимального налога на корпорации, принятого в 1986 году. Отмена альтернативного налога обойдется бюджету в $9 млрд. в этом году и в $22 млрд. в течение следующих 10 лет. Введение ускоренных норм амортизации снизит налоговые поступления на $39 млрд. в этом году, и на $18 млрд. – в течение следующих 10 лет. Законопроект также приближает сроки снижения ставок подоходного налога, ранее запланированные на 2004 и 2006 года. Первый этап сокращения подоходного налогообложения намечен на 2002 год, в результате чего бюджет не досчитается $27 млрд. в 2002 финансовом году и $121 млрд. в течение следующих 10 лет. Всего же в 2002 году американский бюджет недополучит $75 млрд.
Заключение
Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.
Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Разумеется, кризисы, нарушения сложившихся структур, колебания конъюнктуры, независимо от их объективной функции, болезненны в социальном смысле. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.
Современные исследователи формируют новую теорию циклической динамики, с помощью которых можно объяснить волнообразные колебания экономики, обусловленные последовательным замещением доминирующих в ней технологических укладов и связанных с ними этапов технико-экономического развития. Изучение периодических колебаний социально-экономического развития показало их прямую зависимость от научно-технического прогресса и инновационной деятельности, которые формируют предпосылки для возникновения экономических циклов.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя экономическую динамику: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Список используемых источников.
1. http://top.rbc.ru/economics/
2. http://www.apn.ru/news/
3. http://www.rol.ru/news/misc/
4. http://iskran.iip.net/russ/
5. http://www.k2kapital.com/news/
6. http://news.liga.net/news/