Экономические циклы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть социально – экономическую сущность циклов;
 рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
 раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
 рассмотреть основные фазы цикла;
 проанализировать возможность антициклического регулирования;
 исследовать роль циклического развития в экономике США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Общая характеристика цикла…………………………………………...4
1.1 Основные термины и понятия…………………………………………….4
1.2 История цикличного развития экономики……………………………….5
1.3 Типы и фазы циклов…………………………………………………….....9

2. Антициклическое регулирование экономики……………………….18
2.1 Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования……………………………………………………………18
2.2 Антикризисные меры государства……………………………………21

3. Анализ рециссионных процессов в современной американской экономике………………………………………………………………………26
3.1 История вопроса………………………………………………………….26
3.2 Оценка современной ситуации…………………………………………31
3.3 Государственная политика управления циклическими процессами…35


Заключение………………………………………………………………………39


Список литературы………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

makroek.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Проциклические параметры в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада уменьшаются (общий уровень цен, прибыли корпораций, агрегаты денежной массы и т. д.).

Контрциклические параметры, наоборот, увеличиваются во время спада, а во время подъема уменьшается (уровень безработицы, число банкротств и т.д.)

Ациклическими называются показатели, динамика которых не совпадает с фазами экономического цикла (например, объем экспорта).

Кроме того, различают три вида параметров по признаку синхронизации – опережающие, запаздывающие и соответствующие. Опережающие достигают максимума или минимума перед приближением пика или низшей точки (изменения в запасах, денежной массе). Запаздывающие достигают максимума или минимума после пика или низшей точки (численность безработных, удельные расходы на зарплату и т. п.). Совпадающие параметры изменяются в соответствии с колебанием экономической активности (ВНП, уровень инфляции, объем промышленного производства и т. п.).

ГЛАВА 2. Антициклическое регулирование экономики.

 

2.1 Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

       кейнсианский;

       классический;

       теория рациональных ожиданий;

       неоклассический синтез;

       новая кейнсианская теория;

       теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и  неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на  регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры?  Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы  и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.

 

2.2 Антикризисные меры государства (фискальная политика, кредитно-денежная политика, регулирование инвестиций).

Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

  1. снижение ставки налога;
  2. увеличение расходов государства;
  3. применение обоих методов одновременно;

Если же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять обратные  меры:

  1. увеличение ставки налога;
  2. сокращение расходов;
  3. применение обоих методов одновременно;

Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса.  В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:

  1. Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика;
  2. Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике;
  3. Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время как на изменение ставки налогов много времени не уходит;
  4. Популярность стимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно более популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может принести больше голосов избирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиков в пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

  1. операции на открытом рынке;
  2. изменение резервной нормы (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы);
  3. изменение учетной ставки.

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и  подразумевает покупку ценных бумаг, снижение учетной ставки и резервной нормы. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Так, коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

Если же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять противоположные шаги: продажу ценных бумаг, повышение резервной нормы и учетной ставки.

Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Зачастую подобная кредитно-денежная политика перерастает в антиинфляционную. Инфляция является неотъемлемой чертой современного эко­номического цикла. Она взаимодействует с циклическим движе­нием экономики и меняет механизм цикла. Это изменение ха­рактеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисно­му сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствитель­ности к росту спроса, связанных с деятельностью монополий. Так, крупный капи­тал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособ­ного спроса населения путем сокращения производства при со­хранении высоких цен. Государство же помогает крупным фир­мам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современ­ных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью круп­ного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, со­временный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.

Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:

  1. Ослабление контроля над предложением денег;
  2. Циклическая ассиметрия;
  3. Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что сводит на нет применение кредитно-денежной политики;
  4. Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением  в жизнь кредитно-денежной политики.

Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.

Инвестиции. Выход экономики из затяжного кризиса на уровне предприятия чаще всего выглядит так. После спада производства восстановление начинается с наращивания продаж хорошо освоенной предприятием продукции, для выпуска которой есть мощности. Именно эта продукция определяет ту нишу рынка, которую встающее на ноги предприятие стремится заполнить. Однако для производства этой новой продукции приходится вклады­вать средства в оборудование, т.е. делать капиталовложения. По этой причине выход экономики из кризиса оказывается тесно связанным с динамикой капитальных вложений.

На «дне спада» использование производственных мощностей резко падает. Наличные мощности не используют­ся именно потому, что на них не удается обеспечить выпуск конку­рентоспособной продукции. Поэтому капиталовложения нужны для того, чтобы активизировать, по крайней мере, часть из неиспользуемых производственных мощностей.

Таким образом, одним из ключевых факторов для вывода экономики из кризиса является увеличение инвестиций как важнейшего средства обеспечения экономического роста.

Наглядным примером послужит ситуация в России за 1991-1999гг. график (см. Приложение 6), построенный на основе темпов роста внутреннего валового продукта (ВВП) Рос­сии и вложений в основной капитал: между ними существует почти прямая пропорциональная зависи­мость. Указанное обстоятельство показывает, что вложения в основ­ной капитал являются рычагом для подъема экономики России и это определяет действия властей по поддержке инвестиций (вложений в основной капитал).

Информация о работе Экономические циклы