Экономические блага и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Ведь каждый день мы потребляем товары и услуги, используем дары природы, необходимые нам для жизнедеятельности. В то же время одним из самых актуальных вопросов остается ограниченность ресурсов и благ в современном мире. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов.

Содержание

Экономические блага и их классификация
Собственность в рыночной экономике: разгосударствление и приватизация (пути и формы)
Издержки производства и их классификация
Основа государственной конкурентной политики
Сущность и формы кредита. Структура современной кредитной системы

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 193.49 Кб (Скачать)

Для принятия управленческих решений производители должны знать  не только общую сумму издержек, но и их величину в расчете на единицу выпуска продукции, т.е. уровень средних издержек. Этот показатель необходим, например, для сравнения с ценой, которая всегда дается на единицу продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные; средние переменные; средние общие издержки. 
 Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянные издержки на единицу продукции:

 
 
где Q - количество произведенной продукции. 

Так как постоянные издержки не изменяются в зависимости от объема производства, средние постоянные издержки сокращаются по мере увеличения производимой продукции. На рис. 3 представлена кривая AFC, отражающая динамику средних постоянных издержек. Она непрерывно понижается по мере роста производства. 

Средние переменные издержки AVC представляют собой переменные издержки в расчете на единицу продукции: 
 
 
Средние переменные издержки сначала падают, достигают минимума, а затем начинают возрастать. На рис. 3 кривая AVC отражает динамику средних переменных издержек. Она имеет дугообразную форму в соответствии с законом убывающей отдачи. Когда отдача в стадии возрастания, все меньшее количество дополнительных переменных ресурсов требуется для производства каждой дополнительной единицы продукции. Следовательно, в расчете на эту единицу снижаются переменные издержки. На стадии же убывающей отдачи картина противоположная, и переменные издержки в расчете на единицу продукции увеличиваются. 
Средние общие издержки (ATC) представляют собой валовые издержки в расчете на единицу продукции. Их можно рассчитать путем деления валовых издержек на количество произведенной продукции, либо сложив средние постоянные и средние переменные издержки: 
 
 
Кривая ATC изображена на рис. 3, она имеет дугообразную форму, как и кривая AVC, но превышает ее на величину AFC при каждом данном объеме производства. Т.е. отрезок между кривыми ATC и AVC указывает на величину средних постоянных издержек AFC при любом объеме производства.

Предельные  издержки

Различаются также предельные издержки. Дело в том, что на предприятиях нередко возникает вопрос о необходимости  расширения или  сокращения производства продукции. При этом следует решить, насколько оправданным может быть то или иное расширение или сокращение производства. При решении этих вопросов необходимо уметь рассчитывать величину издержек прироста при расширении хозяйственной деятельности и соответственно издержек сокращения при ее сворачивании. Под предельными издержками МС понимается дополнительные, или добавочные, издержки, возникшие в результате производства еще одной дополнительной единицы продукта: Для каждой дополнительной единицы продукции их можно определить, выявив то изменение суммы издержек, которое явилось результатом производства этой единицы: 
 
 
На рис. 3 представлена кривая MC, отражающая динамику предельных издержек. Форма этой кривой задана действием закона убывающей отдачи. Поскольку постоянные издержки не изменяются вслед за сдвигами в объеме выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются изменением только переменных издержек для каждой дополнительной единицы продукции. Следовательно, растущая отдача переменных ресурсов выражается в падении предельных издержек, а убывающая отдача - в их росте. 
       Определение предельных издержек имеет для фирмы очень важное значение, поскольку позволяет определить те издержки, величину которых она всегда может контролировать. Предельные издержки показывают, каков объем тех затрат, которые фирма понесет в случае увеличения производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, что она сэкономит при сокращении объема производства на эту единицу. 
Анализ предельных и средних издержек - это важное средство выработки рациональных управленческих решений. 

Издержки  производства в долгосрочном периоде

В течение длительного  времени фирма может внести изменения  во все используемые в производстве ресурсы, включая и производственные мощности. Таким образом, в долговременном периоде все ресурсы и, следовательно, все издержки являются переменными. 
В процессе роста предприятия средние общие издержки сначала, вследствие расширения производственных мощностей, снижаются. Однако все нарастающий ввод мощностей с определенного момента вызывает повышение средних общих издержек. Чтобы объяснить эту закономерность, рассмотрим прежде всего особенности построения кривой долгосрочных затрат (ATC), или так называемой плановой кривой. 
В течение длительного времени фирма может построить несколько различных по размеру предприятий, и для каждого из этих размеров может быть рассчитана своя кривая краткосрочных средних издержек. На рис.4 для примера представлено три таких кривых. Кривая ATC-1 показывает динамику средних общих издержек для самого малого из предприятий, ATC-2 - для следующего по размерам предприятия, кривая ATC-3 - для самого большего. Анализируя изменения в издержках и объеме производства на каждом этапе роста фирмы, можно показать долгосрочную кривую средних издержек. Она проходит по касательной к числу всех возможных кривых краткосрочных средних издержек.


Необходимо показать, почему кривая долгосрочных ATC имеет дугообразную форму. Закон убывающей отдачи в  данном случае не работает: условием его  действия является неизменность по крайней  мере одного из используемых ресурсов, а в долговременном периоде все  они могут измениться. Динамику кривой долгосрочных средних издержек можно  объяснить при помощи так называемых эффектов масштаба. Нисходящую часть кривой долгосрочных ATC обуславливает положительный эффект масштаба (его еще называют эффектом массового производства, или экономией, обусловленной ростом производства). Он достигается на основе ряда факторов, среди которых наиболее важны более высокий уровень специализации труда рабочих и управленческого персонала, а также возможность использования оборудования повышенной и производительности. По мере того, как масштабы деятельности фирмы увеличиваются, она начинает не только пользоваться экономией, но и сталкиваться с ущербом от масштаба производства т.е. с отрицательным эффектом масштаба. Основная причина его возникновения - сложности управления крупномасштабным производством. Отрицательный эффект масштаба, т.е. непропорциональный в меньшую сторону рост объема производства в ответ на увеличение ресурсов, иллюстрируется восходящим отрезком кривой долгосрочных ATC. Эффекты масштаба играют важную роль в функционировании фирм многих отраслей промышленности. При прочих равных условиях, чем больше такие эффекты, тем крупнее фирмы, действующие в той или иной отрасли. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итоге экономические издержки – это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив, т.е. пожертвовать ценностью альтернативных возможностей. С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив, т.е. пожертвовать ценностью альтернативных возможностей. С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, -т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Из всего этого можно сделать вывод, что издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты или доходы, могут быть либо явными, либо скрытыми. Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные издержки и являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основа государственной  конкурентной политики.

Конкуренция – это соперничество, соревнование товаровладельцев на рынке  за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, продукции или  услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Конкуренция представляет собой  одну из самых эффективных и действенных  средств возбуждения деловой  активности, роста качества товаров  и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Состояние конкурентной борьбы и уровень прибыльности в любой  отрасли определяются влиянием внешних  и внутренних факторов. Внешние факторы  – это экономическое состояние  региона, содействие государства развитию отрасли, нормативно правовая структура  и т.д. К внутренним факторам относятся  финансовое состояние предприятий, их рентабельность и профессионализм.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству. Известно, что  сегодня многие предприятия и  фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров  народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так  как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете  о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям  рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся  на них надежд изготовителей. Основными  причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом  неправильно была спрогнозирована  конкурентная политика.

В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько  соблюдение традиционных стремлений к  достижению новых технических и  технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар  рыночной новизны" с высоким уровнем  конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

После предварительной  оценки идеи о создании нового товара (а их этих идей, как правило, изучают  множество), в основе которой лежат:

- тщательный анализ преимущества  потребителя при переходе на  покупку новой продукции;

- емкость рынка и трудности  проникновения на него; характер  и острота конкуренции по аналогичной  продукции; возможности конкурентов  выхода на этот же рынок  с аналогичной продукцией, - руководством  предприятия изучается оценка  экономической эффективности выпуска  нового изделия. Эта оценка  включает в себя, прежде всего  определение экономических параметров  изготовления головного образца

- составляется калькуляция  себестоимости изготовления и  сбыта и определяются возможные  поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами  позволяет решить вопрос о  целесообразности запуска нового  производства. Затем разрабатывается  детальный бизнес-план выпуска  нового изделия, исследуются источники  снабжения и разрабатывается  комплекс мер по обеспечению  реализации товара

- от рекламы до технического  обслуживания.

На принятие решения  о выпуске нового товара решающее влияние оказывают два фактора:

• производственный - определяется и оценивается уровень наличия ресурсов и составляется калькуляция совокупных издержек;

• рыночный - изучаются и оцениваются возможности создания конкурентоспособного товара.

При выработке рыночной стратегии  очень важно научиться своевременно, изымать экономически неэффективный  товар из производственной программы  промышленной фирмы.

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременным решение  не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей  прибыли.

Бесспорным является и  развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара, как  своевременное оказание комплекса  услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной  эксплуатации, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В  связи с этим на любом предприятии  очень важны аналитико-поисковые  усилия в этой области. Новые рынки  сбыта решающим образом могут  изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что, внедряя товар на новый  рынок, можно продлить жизненный  цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, так как на внутреннем его конкурентоспособность резко упала.

Следует различать прямую и косвенную формы конкуренции. Под прямой понимается такая конкуренция, при которой зоны обслуживания фирм одного функционального назначения пересекаются. Под косвенной формой конкуренции подразумеваются конкурентные отношения между фирмами различного функционального назначения.

Существуют так же три  вида конкуренции:

Соревновательная  конкуренция ведется между двумя фирмами, основана на противоречии интересов заинтересованных сторон.

Коммерческий тип конкуренции использует эффективные приемы полного удовлетворения потребностей покупателей.

 Представительный тип конкуренции возможен в условиях преимущества над конкурентным окружением. Это значит, что руководство фирмы конкурирует не для увеличения прибыли, а для престижа, удовлетворения своих честолюбивых потребностей в успехе и признании.

Конкурентоспособность предприятия  определяется как возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практически прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия  средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и  услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности  – это итоги работы предприятия.

 Показатели конкуренции

Информация о работе Экономические блага и их классификация