Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:17, реферат
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С
момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения.
Человек отличается от основного мира тем, что способен приспосабливать и
изменять мир согласно своим потребностям. В процессе экономической
деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и
квалификации, становится специалистом, формируется как личность,
самореализуется и получает общественное признание. Таким образом,
экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной
основы существования, но и является источником его творческого ,духовного и
социального развития.
общественная (государственная) собственность на средства производства,
коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство
экономикой посредством государственного планирования.
Рыночная система – см. выше.
Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы рыночной и
командной экономики, т.е механизм рынка активно дополняется деятельностью
государства. Достоинством смешанной экономики является эффективность
использования ресурсов
и экономическая свобода
Современная рыночная система представляет собой широкое разнообразие именно
смешанных форм, причём в основе её функционирования лежит рыночный механизм.
Рынок- совокупность социально- экономических отношений в сфере обмена,
посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и
окончательно признаётся общественный характер заключённого в ней труда.
Функции рыночного механизма:
· Ценообразование
Цена выступает как ориентир в распределении ресурсов.
· Конкуренция
Конкуренция направляет ресурсы в производство тех товаров, в которых
нуждается общество.
Рынок также имеет множество позитивных и негативных сторон.
Провалы рынка заключаются главным образом в том, что он не может создавать
общественные блага, т.е учитывать коллективные потребности, бороться с
внешними эффектами, обеспечивать людей надлежащей информацией, решать
социальные проблемы.
Для рынка характерна неопределённость и непредсказуемость, поэтому
современная рыночная система работает без вмешательства государства, которое
берёт на себя ответственность за решение следующих задач:
· Создание относительно равных условий для взаимного
соперничества предпринимательских фирм
· Правильная организация денежного обращения
· Удовлетворение части коллективных потребностей
· Компенсация или недопущение таких негативных последствий
рынка, как инфляция, безработица, монополизм
· Финансирование и поддержка фундаментальной науки
· Поддержка отраслей, связанных с повышенным риском и неопределённостью
· Регулирование рынка труда для воспроизводства
высоквалифицированной рабочей силы
· Проведение внешнеэкономической политики, регулирование
платёжного баланса и валютных курсов
Суммируя вышеназванные задачи, можно выделить следующие экономические
функции государства в рыночной экономике:
1. разработка, принятие и выполнение хозяйственного законодательства,
которое обеспечивает правовую основу предпринимательства, прав собственности,
контроль за качеством продукции, осуществление финансовой политики.
2. Образование многосекторной экономики путём разгосударствления,
денационализации, приватизации для демонтажа неприемлемого для рынка
хозяйственного механизма.
3. Заполнение свободных от рынка зон, т.е обеспечение социально –
экономических прав и социальной защищённости, справедливого распределения
доходов и ресурсов в обществе, производство общественных благ и товаров
неэластичного спроса, организация международных экономических отношений и т.д.
Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких
условиях экономическое благо будет передано на улицу.
Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определённым
лицам – индивидам или коллективам – в определённых исторических условиях,
отражающих конкретный тип отношений собственности.
Юридическое содержание
собственности реализуется
правомочий её субъектов: через владение, пользование и распоряжение.
Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания
вещью и удержания её в собственном владении.
Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества,
извлечения из него полезных свойств и/ или получения от него плодов и доходов.
Право распоряжения – предоставляемая собственнику возможность по собственному
усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую
судьбу имущества, т.е действия, связанные с отчуждением имущества от его
владельца.
Частная собственность представляет собой владение факторами производства
с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.
Механизм функционирования рынка основывается на взаимодействии законов
спроса и предложения с целью достижения равновесия, т.е формирования
равновесной цены.
Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и
способность людей приобретать экономические блага.
С количественной точки зрения говорят о величине спроса.
Величина спроса – максимальное количество блага, которое покупатель готов
приобрести за определённую цену.
Взаимосвязь между ценой и спросом характеризуется законом спроса, в
соответствии с которым величина спроса уменьшается по мере роста цены и
увеличивается по мере снижения цены.
Кривая спроса – это граница рыночных возможностей покупателей.
Кривая спроса служит разграничительной линией между множествами допустимых
для покупок значений цены и количества и тех, которые лежат за пределами
возможностей.
Максимальная цена, которую согласились бы заплатить покупатели при заданном
количестве, называется ценой спроса.
Факторы, влияющие на величину спроса:
· Вкусы и предпочтения покупателей
· Число потребителей данного товара
· Денежные доходы населения
· Цены на сопряженные товары
· Потребительские ожидания
· Налоги
· Внешние условия
Предложение – модель поведения продавцов на рынке, которая в основе имеет
прежде всего желание и готовность продать данное благо.
Величина предложения – максимально возможное количество блага, которое
продавцы готовы реализовать при заданной цене.
Кривая предложения – это граница рыночных возможностей продавцов.
Факторы, влияющие на величину предложения:
· Цены на взаимозаменяемые товары
· Цены на ресурсы
· Изменение технологии
· Ожидания относительно значимых для продавцов переменных
· Изменения количества продавцов
· Налоги и субсидии
· Природные условия
Существует экономическое пространство, в котором присутствуют интересы обеих
сторон, оно называется экономической областью. Установление цены в этой
области будет зависеть прежде всего от степени информированности субъектов, а
также от соотношения сил на рынке (типа конкуренции).
Цена, при которой количество предложенного на рынке товара равно количеству, на
который предъявлен спрос, называется равновесной ценой, а
соответствующий этой цене объём товара – равновесным количеством.
Основой функционирования рыночного механизма является конкуренция.
Конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные
сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья.
Именно конкуренция заставляет производителей в борьбе за
конкурентоспособность укреплять свои позиции и власть на рынке, т.е
заключает в себе тенденцию к монополизации.
Монополия – исключительное право, предоставляемое государству, предприятию,
организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.
Монополия характеризуется тем, что:
· Вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за
непреодолимых барьеров.
· Цена определяется исключительно монополистом
· Отношения между монополией и аутсайдерами складываются как отношения
сильного и слабого, т.е монополист диктует условия заключения контрактов
Конкуренция, которая является движущей силой рыночного механизма, порождает
стремление фирм к увеличению и объединению своих усилий.
Мировой экономической теории и практике известно по крайней мере шесть
основных типов современных монополистических объединений:
1. Монополия, лишь косвенно связанная с развитием производительных сил,
порождаемая только самовозрастанием капитала с целью максимизировать прибыль,
подавить конкуренцию и захватить рынок.
2. Второй тип представляют технологические олигополии ( от греч. «олиго»
- несколько). Имеются в виду несколько крупных корпораций, контролирующих
производство и сбыт определённой продукции.
3. Третий тип был обусловлен дифференциацией продукта, когда предприятие
отмечает свои изделия торговой маркой, особой упаковкой или условиями продажи.
4. четвёртый тип представляют предприятия , лидирующие в определённых
направлениях научно – технического прогресса.
5. Пятая группа включает в себя естественные государственные монополии.
6. Последний тип монополизма характерен для экономики с административно –
командным управлением.
Но даже области
естественного монополизма
режим постепенно утрачивает свои былые преимущества, сто подтверждает
необходимость антимонопольной политики.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против
накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В узком смысле оно