Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:24, дипломная работа
Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………….……...3
1 Экономическая сущность платы за землю
1.1 Плата за землю как форма взимание земельной ренты………………………………
1.2 Исторический аспект взимания земельного налога в России и за рубежом ………….
1.3 Значение земельного налога в формировании государственных финансов ………
2 Анализ Реформирования законодательства по земельному налогу в условиях перехода экономики РФ на рыночные отношения
2.1 Этапы совершенствования налогового законодательства в РФ………………….……..
2.2 Анализ элементов налогообложения по земельному налогу……………………….….
2.3 Пути совершенствования налогового законодательства в современных условиях…..
3 Налогообложение предприятия земельным налогом
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия “ООО Лукойл-Калининградморнефть”…………………………………………………………………….....
3.2 Налогообложение деятельности предприятия “ООО Лукойл-Калининградморнефть”
3.3 Оценка налогового бремени на деятельность предприятия
3.4 Порядок исчисления и уплаты земельного налога на предприятии, его учёт………………………………………………………………………..……………….……
Заключение……………………………………………………………………….……..…….
Список использованных источников…………………………………….…………...……
сельскохозяйственные земли худшего качества. Но производство продукции в
относительно худших условиях обходится дороже. Однако общественная
потребность в дополнительной продукции приведет к признанию рынком этих
увеличенных затрат на ее производство как общественно необходимых затрат.
Поэтому общественной ценой производства выступает цена производства
продукции в относительно худших условиях ведения сельского хозяйства.
Реализация продукции по общественной цене производства обеспечивает
арендаторам, использующим худшие земли, возмещение издержек производства и
получение средней прибыли. А арендаторам лучших и средних земель, у которых
индивидуальные средства производства будут ниже общественной, - еще и
сверхприбыль. Она и передается в виде ренты землевладельцу. Следовательно,
она выступает как разность между общественной ценой производства и
индивидуальной ценой производства на лучших или средних землях. Поэтому и
рента этого вида носит название дифференциальной, т.е. разностной.
Присвоение ренты землевладельцем означает экономическую форму реализации
права частной собственности на землю.
Теория получения сверхприбыли показывает, что она образуется всюду, где
капитал функционирует в условиях, более благоприятных, чем общественно
признанных (средних). В сельском хозяйстве общественно необходимыми
условиями являются условия производства на худших землях. Поэтому капитал,
примененный на лучших и средних землях, обеспечивает получение
сверхприбылей. Естественные разности плодородия и местоположения земель
определяют устойчивый характер получения указанных сверхприбылей.
Анализ дифференциальной ренты показал, что она выступает в арендной
плате за использование лучших и средних земель. Ответ об источнике платы
за худшие земли дает анализ образования другого вида земельной ренты –
абсолютной.
Предприниматель возьмет в аренду этот вид земли, если цена продукта
повысится над ценой производства. Это экономическое состояние произойдет из-
за частной собственности на землю. Она, препятствуя свободному переливу
капиталов и ограничив тем самым рост производства, вызовет повышение цен.
Оно обеспечивает предпринимателю доход, превышающий среднюю прибыль. Это и будет абсолютная рента, которую предприниматель отдает владельцу худшего
участка за его использование. Общее повышение цен на продукцию означает,
что абсолютно все предприниматели теперь получат абсолютное приращение рентного дохода, а присвоят его собственники земель
Земля либо выступает как непосредственный фактор производства (в
сельском хозяйстве и в добывающей промышленности), либо используется в
качестве территории для размещения производственных, административных,
жилых и других помещений, транспортных и иных коммуникаций. Но в отличие от большинства иных средств производства земля не является свободно
воспроизводимым фактором производства.
В современных условиях не воспроизводимый фактор производства
становится более значимым. Таким фактором теперь выступает вся природная
среда, которая превращается в условие воспроизводства всемирного хозяйства
в целом. Впрочем, природная среда во многих своих проявлениях еще только
начинает широко включаться в реальные экономические отношения, влияющие на
воспроизводство как отдельного, так и всего общественного капитала. Ниже мы
рассматриваем один из главных не воспроизводимых факторов производства –
землю.
Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием
земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора, -
существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям,
землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.
Именно ограниченность, неэластичность предложения земли является
важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве.
Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов
отличают рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.
Особенно большое внимание экономическая теория уделяет земельной ренте,
то есть ренте в сельском хозяйстве. Это объясняется тем, что на протяжении
длительного периода времени сельское хозяйство было ведущей отраслью
экономики. Рассмотрим некоторые трактовки земельной ренты в различных
экономических теориях.
С точки зрения марксистской экономической теории рента является
превращенной формой прибавочной стоимости наряду с прибылью, зарплатой и
процентом. На поверхности явления рента выступает как плата за землю, что
создает впечатление, будто бы сама земля порождает эту ренту. Однако
трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость может создаваться
только живым трудом. Источником ренты является неоплаченный прибавочный
труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочной стоимости,
которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков,
уплачивается ими земельным собственникам.
В трактовке теории факторов производства и теории предельной
производительности рента является вознаграждением, которое получает
владелец природных ресурсов, в частности земли, в соответствии с предельной
производительностью этих факторов.
Суть одной из трактовок заключается в том, что рента не является
самостоятельной формой дохода, а представляет собой ссудный процент на тот
капитал, который вложен в землю.
В соответствии с теорией физиократов рента – это чистый продукт
природы, единственный доход, который реально получает общество.
Существует еще одна трактовка, которая считает ренту несправедливым
паразитическим доходом. В Соединенных Штатах критика в адрес рентных
платежей приняла форму движения за единый налог, которое получило
значительную поддержку в конце XIX века. Оно было порождено нашумевшей
книгой Генри Джорджа "Прогресс и бедность". Джордж считал, что
существование ренты не справедливо, и что этот доход должно получать
общество в целом, а не собственники земли. Поэтому он предлагал обложить
земельную ренту полным (100%) налогом и использовать на общественные нужды,а все другие налоги отменить.
Теперь обратимся к проблеме определения величины ренты и цены, уравновешивающей спрос и предложение земли, на основе следующих предпосылок: земля не принадлежит фермеру – он ее арендует. Это во многом соответствует реальным условиям фермерского хозяйства США, хотя там, как и во многих других странах, наблюдается тенденция к росту не арендованной, а собственной земли.Принцип установления ренты, или арендной платы (часто используют эти два понятия как синонимы) как уравновешивающей цены такой же, как и в случае других факторов производства.
На рис.1 представлены кривые спроса и предложения.Так как предложение земли отличается низкой эластичностью или вообще не эластичностью, то графически кривая предложения земли будет представлять собой вертикальную линию.
Рис. 1 Кривые спроса и предложения земли.
На рис.1 SS – это кривая предложения земли, DD – кривая спроса на землю, точка E – это уровень арендной платы, или земельной ренты, который уравнивает спрос и предложение земельных участков. Предложим, что уровень арендной платы повысится и превзойдет уровень точки E. Что же тогда произойдет? Предложение земли (хоть оно и неизменно) превысит спрос на нее. В таких условиях земельные собственники станут испытывать трудности со сдачей земли в аренду, и вынуждены будут снизить ставки арендной платы. Если же уровень арендных ставок понизится (ниже точки E), то спрос на землю превысит ее неизменное предложение. В таких условиях земельные собственники, воспользовавшись высоким спросом на участке земли, будут повышать арендную плату. Таким образом, только в точке E будет наблюдаться равенство спроса и предложения земли.
Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.
1.2 Исторический аспект взимания земельного налога в России и за рубежом
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.
С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».
Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.
От общего понятия о кадастре перейдем к доходности и устройству поземельного налога на примере России.
В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной, посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.
В 1875 г. в бюджете России появился новый «государственный поземельный» налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.
Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платили еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса.
Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.
После Октябрьской революции был принят декрет о земле. На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.
Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится, тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякоговыкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.
В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал в себя основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.
На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. Говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле.
Информация о работе Экономическая сущность платы за землю Организация взимания этого платежа